Программа по туризму (туристический кружок)
Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм » основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Саратовской области.
Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:
- разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;
- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;
- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;
- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;
- приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Саратовской области;
- приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.
Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 10-17 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере.
Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму.
Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 8 часов или 1 раз в неделю по 4 часа.
На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья.
При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.
Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах.
Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика.
Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.
Особенности реализации программы по годам обучения
На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня, участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.
Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.
Критерии оценки.
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:
- делать пешие переходы с грузом;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;
- определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;
- передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия;
- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;
- выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью;
- принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере.
На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм.
Критерии оценки.
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:
- участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный);
- прокладывать свой путь с помощью компаса и карты;
- передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия;
- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях;
- принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса;
- совершить ряд походов:
походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы).
категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности),
поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации.
Критерии оценки:
- участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма
(пеший, лыжный);
- участие в организации и проведении экспедиций;
- участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.;
- участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей;
- участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений;
- участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму;
- выполнение нормативов на спортивные разряды;
- подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ;
- видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.
№
Дата
Программный материал
Коли-чество часов
Примеча-ние
11.09
Инструктаж по технике безопасности во время проведения походов и практических занятий.
1
11.09
Маршевая подготовка.
2
11.09
Обозначение на карте. Стороны горизонта.
1
11.09
Топографические знаки. Рельеф местности.
1
11.09
Ориентирование на местности с помощью карты.
3
25.09
Маршевая подготовка.
2
25.09
Повторение топографических знаков и рельефа местности.
1
25.09
Масштаб карты. Виды масштабов.
1
25.09
Ориентирование на местности с помощью карты и компаса.
3
25.09
Подвижные игры (формирование выносливости).
1
09.10
Комплектование медицинской аптечки. Изучение лекарственных препаратов.
1
09.10
Маршевая подготовка.
2
09.10
Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.
1
09.10
Оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, укусов ядовитых змей и насекомых, простудных заболеваниях.
1
09.10
Разведение костра. Приготовление пищи на костре.
1
09.10
Проведение измерительных работ (расстояние до недоступного объекта, высота объекта, азимут на объект).
2
23.10
Маршевая подготовка.
2
23.10
ТПТ: маятник, параллельные веревки, прохождение по бревну.
1
23.10
ТПТ: спуск и подъем спортивным способом.
1
23.10
ТПТ: переправа по кочкам, вязка туристических узлов.
1
23.10
Разведение костра, приготовление пищи на костре.
1
23.10
Ориентирование в заданном направлении.
2
13.11
Маршевая подготовка.
2
13.11
Проведение измерительных работ.
2
13.11
Разведение костра, приготовление пищи на костре.
1
13.11
Подвижные игры (формирование координации и движения).
1
13.11
Подвижные игры (формирование выносливости).
1
13.11
Установка туристической палатки.
1
27.11
Маршевая подготовка.
2
27.11
Спортивное ориентирование в заданном направлении.
2
27.11
Разведение костра, приготовление пищи на костре.
1
27.11
Подвижные и спортивные игры.
1
27.11
ТПТ: преодоление различных препятствий.
1
27.11
ТПТ: вязка туристических узлов, установка палатки.
1
11.12
Маршевая подготовка.
2
11.12
Спортивное ориентирование в заданном направлении.
3
11.12
Разведение костра, приготовление пищи на костре.
1
11.12
Подвижные и спортивные игры.
2
25.12
Правила по технике безопасности во время проведения зимних походов и проведения лыжной подготовки.
1
25.12
Оказание первой доврачебной помощи в зимний период.
1
25.12
Выбор одежды и подбор лыжного снаряжения для похода и для соревнований в лыжном спорте.
1
25.12
Комплектация лыжного снаряжения.
1
15.01
Маршевая подготовка.
1
15.01
Техника передвижения на лыжах в колонне.
1
15.01
Техника преодоления препятствий.
1
15.01
Техника передвижения на лыжах. Маршевая подготовка.
1
18.01
Маршевая подготовка.
1
18.01
ЛП : одношажный одновременный, бесшажный одновременный, одношажный попеременный ход.
2
18.01
ЛП : повороты в движении, торможение плугом.
1
22.01
Маршевая подготовка.
2
22.01
Техника различных ходов на лыжах.
2
22.01
Подъемы и спуски на лыжах.
1
22.01
Привал. Приготовление пищи в зимних условиях.
1
22.01
Подъемы и спуски (совершенствование навыков)
1
22.01
Техника передвижения на лыжах различными способами.
1
29.01
Маршевая подготовка.
1
29.01
Классический ход на лыжах.
1
29.01
Свободный ход (коньком).
2
05.02
Маршевая подготовка.
2
05.02
Ориентирование на маркированной трассе.
2
05.02
Совершенствование техники спусков.
2
05.02
Лыжная гонка 3 км.
2
12.02
Маршевая подготовка.
1
12.02
Техника передвижения на лыжах.
1
12.02
Лыжная гонка 3 км (классический ход)
2
19.02
Маршевая подготовка.
2
19.02
Лыжная гонка 5 км. (свободный ход)
2
26.02
Маршевая подготовка.
2
26.02
Ориентирование на маркированной трассе.
2
26.02
Спуски и подъемы (совершенствование техники)
1
26.02
Командная лыжная гонка 5 км. (смешанный ход).
3
05.03
Маршевая подготовка.
1
05.03
Лыжная гонка 5 км. (классический ход).
3
12.03
Маршевая подготовка.
1
12.03
Ориентирование на маркированной трассе.
2
12.03
Привал. Приготовление пищи в зимних условиях.
1
12.03
Подвижные игры.
1
12.03
Техника передвижения на лыжах в колонне при прокладывании новых маршрутов.
3
16.04
Маршевая подготовка.
2
16.04
Ориентирование в заданном направлении.
4
16.04
Подвижные игры.
2
30.04
Маршевая подготовка.
2
30.04
Ориентирование по выбору.
2
30.04
Привал. Приготовление пищи.
1
30.04
Техника пешеходного туризма (полоса препятствий).
3
21.05
Маршевая подготовка.
2
21.05
Изучение местных достопримечательностей.
4
21.05
Встречи и беседы с местными жителями по теме «история населенного пункта».
2
21.05
Встречи и беседы с ветеранами ВОВ и труда.
2
21.05
Экологические и археологические исследования.
3
21.05
Разбитие бивуака.
1
21.05
Приготовление пищи.
1

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ