Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
46
Научно-методический .журнал
Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Realization of the Correction Tasks in the Physical Exercises with the Visually-impaired
Children of Kindergarten.
Realisierung von Korrektionsaufgaben durch korperliche Ubungen rnit sehgestorten
Vorschulkindern.
Смирнова ИЛ.
воспитатель no физической культуре ГОУ
детский сад №724 компенсирующего вида
ВОУО ДО г. Москвы
Smirnova LA. Smirnowa l.A.
На примере содержания одного из физкультурных занятий рассматривается реализация коррекционных задач в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с косоглазием и амблиопией.
Realization of the correction tasks of the visually-impaired children in the kindergarten of the compensation type for the visually-impaired children with strabism and smbliopia are considered on the example of a physical exercise.
Am Beispiel einer Korperkulturbeschaftigung wird die Realisierung von Korrektionsaufgaben in einer Vorschuleinrichtung kompensierender Art fur Kinder mit Schielen und Sehschwache dargestellt.
«По данным всероссийской диспансеризации детей и подростков, проведенной Минздравом России в 2002 году 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2%
- хронические заболевания (III, IV, V группы здоровья)». Среди выпускников,
заканчивающих общеобразовательные учреждения, ежегодно наблюдается около
80% тех, кто выходит в самостоятельную жизнь с различными нарушениями
здоровья [7].
Эти данные, а также анализ медицинских карт детей, поступающих в дошкольные учреждения нашего округа, свидетельствует, что в последние годы процент здоровых, а значит нормально развивающихся, детей в дошкольных учреждениях снижается и наблюдается рост числа детей, нуждающихся в том или ином виде коррекции. Такое же положение наблюдается в начальной школе, где создана сеть специальных (коррекционных) классов, в которые чаще всего и попадают «трудные»
- неуспевающие дети. Так по сравнению с 2004 годом, в 2005 году произошло
увеличение обучающихся в таких классах для детей с недостатками физического
развития на 1211 человек [7]. В этой связи коррекционные задачи ставятся перед
каждым педагогом детского сада, так как именно в дошкольном возрасте
необходимо выделить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Говоря о детских садах компенсирующего вида и, в частности, для детей с нарушением зрения, можно сказать, что коррекционные задачи в таких учреждениях непосредственно связаны с первичным дефектом и вторичными отклонениями в
.)iuiii<iuitc <h-i>K'it l нарушением цк'тгл и Ос/искам шоу и чача ibiioii шкап'
47
развитии. В этих учреждениях осуществляются специальные коррекционные Занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика, направленные на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности [5). Помимо этого все общеобразовательные занятия с детьми с нарушением зрения должны иметь коррекционную направленность. Это относится и к занятиям по физическому воспитанию.
«Особое значение в преодолении отклонений в физическом развитии имеет коррекционная направленность всех форм и средств физического воспитания, ибо компенсаторно-коррекционная направленность обучения и воспитания является основной сущностью содержания, методов и средств физического воспитания детей с нарушением зрения [6]», так как именно эта направленность позволяет психолого-педагогическими методами способствовать лечебному процессу и добиваться высокого процента абилитации и реабилитации детей с косоглазием и амблиопией Mi'xvi поступлением в массовую школу. В нашем учреждении:
Учебный год
Количество выпускников
Выпускники с полным выздоровлением и бинокулярным зрением
Выпускники с частичным улучшением зрительных функций
Выпускники без изменений зрительных функций
2002-2003
26
63%
25%
12%
2003-2004
30
50%
37,5%
12,5%
2004-2005
26
51%
42%
7%
Рассмотрим подробное содержание одного из физкультурных занятий и на анализе отдельных его частей покажем варианты решения некоторых коррекционных задач.
Планирование решения коррекционных задач на физкультурном занятии
Коррекционная задача
Способ реализации
Обозначение в
содержании
занятия
Профилактика правильной осанки
Укрепление мыши туловища
№ 1
Профилактика плоскостопия
Укрепление мышц стопы
№2
48
Научно-методический .журит
Коррекционная задача
Способ реализации
Обозначение в содержании занятия
3
Развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки [2]
Упраж: ♦ на локализацию зрения в процессе движения
Упраж: ♦ зрительного поиска цветных объектов
Упраж: ♦ глазодвигательной гимнастики в динамической форме
♦ совместные двигательные действия в пространстве
№3.1 №3.2 № 3.3
№ 3.4
4
Развитие прocтранственной
ориентировки
♦ составление на схеме спортзала плана размещения оборудования для полосы препятствий
♦ расстановка спортивного оборудовании по составленному плану
№4.1 №4.2
5
Развитие моторики
♦ укрепление мышц кисти
♦ пальчиковая гимнастика
№5.1 №5.2
Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. Такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать, как реализацию общей коррекционной задачи другими средствами для достижения наилучшего (суммарного) эффекта в развитии ребенка. Особенностью физического воспитания является динамическая составляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обосновано.
Часть
занятия
Содержание
Дозировка
Методические указания
Реализация коррек-ционных задач
вводная
6 мин.
1. Построение в шеренгу
2. Равнение и приветствие.
3. Расчет по порядку. 4.Перестроеыие в колонну.
5. Ходьба обычная.
1 круг
Следить за осанкой детей.
Отмечать лучших, указывать на ошибки.
№1
№ 1,2
50
Научно-методический
6. Ходьба на носках с
1-2
Добиваться четкости
Вари-
упражнениями для рук;
круга
выполнения команд.
анты
-на пояс;
выпол-
-в стороны;
Оценивать осанку каждого
нения:
- вперед;
ребенка. Соответствующей
ходьба
- к плечам;
словесной инструкцией или
с
- вверх.
тактильно корригировать
различ-
7. Ходьба с ускорением в
20-
ошибки.
ным
чередовании с обычной ходьбой.
30
поло-
8. Бег обычный.
сек.
Следить за соблюдением
жением
9. Бег со сменой направления (по
интервала между детьми во
стопы.
сигналу в противоположную
время ходьбы с ускорением и
№
сторону).
бега.
3.l,3.2
10. Бег «змейкой».
Добиваться от детей
Сигна-
11. Бег с выполнением заданий, по
своевременного реагирования
лом
звуковому или цветовому сигнал)1:
па сигналы и действия
является
- перескок;
товарищей. При необходимости
показ
- прыжок на двух ногах (на одной) с
использовать
цветных
продвижением;
подготовительные команды.
пред-
- кружение с продвижением.
метов
12. Ходьба с выполнением
1
Наблюдать за физическим
(фото
упражнений на восстановление
круг
состоянием детей, добиваться
№814).
дыхания.
восстановления дыхания.
13. Ходьба обычная, во время
1
Каждый утяжелитель (цилиндр
Корзина
которой дети, проходя мимо
круг
диаметром 2см) находится в
из кот.
корзины, берут из неё по два
пластмассовом футляре (или
дети
утяжелителя (фото№ 823 на
зашит в чехле).
берут
стр.49) для ОРУ.
Во время перестроения.
утяжели-
14. Перестроение через центр зала
движение в колонне не
тели
в две колонны.
прерывается. Если происходит
готовит-
15. Упражнение «Перекат» стоя па
задержка, детям следует
ся
месте (фото № 826).
маршировать на месте, а те, кто
заранее.
перестроились первыми.
ОС-
ОРУ с утяжелителями (7мин)
выполняют «Перекат»
№2. 5.1
нов-
1. «Выпад вперед».
8 ■
(фото № 826).
Полож
ная
И. п.: О.С, в каждой руке
раз
кисти с
утяжелитель.
Упражнения может показывать
утяжел.
20
На счет: 1 - выпад правой вперед,
ребенок (фото № 827).
во
мин.
руки вперед; (фото № 827)
Дети должны выполнять
время
2-О.С:
упражнения ритмично под счет
упраж.
3 - выпад левой вперед, руки
педагога, полностью
может
вперед;
выпрямлять руки, смотреть
быть
4-0.С
вперед.
различ.:
2. «Шаге поворотом в сторону».
8
вертик.
И.п.: О.С., руки согнуты в локтях.
раз
гор из он.
Hа счет: 1 - шаг ппявой порой в
Для
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе
51
фото № 827
фото № 826
сторону, поворот туловища, обе
ЭТОГО
руки вытянуть вправо;
Делая шаг в сторону держать
воспи-ль
2-И.п.;
стопы параллельно друг другу,
может
3 - шаг левой ногой в сторону,
от пола не отрывать.
давать
поворот туловища, обе руки влево;
команды
4-О.С.
полож-м
3. «Приседание».
предмета
И.п.: О.С, взгляд на педагога.
6 раз
в своей
На счет: 1 - присесть, руки вперед,
Спина прямая, колени развести в
руке.
Л|* 1 -"1
взгляд на утяжелители.
стороны, отрывая пятки от пола.
№1,2,
2-О.С.
3.3
4. «Наклон вперед».
И.п.: Сидя на полу, ноги вытянуты
6 раз
вперед, руки с утяжелителями лежат
на бедрах, спина прямая.
Во время наклона колени не сгибать, а прогибаясь стараться
№1,2
На счет: 1 - наклониться вперед и
соединить лопатки.
положить утяжелители по обе
стороны стоп;
2 - выпрямиться, руки поставить в
упор сзади, поднять таз, прогнуться.
посмотреть назад; носки стоп
вытянуть.
3 - наклониться вперед и взять
утяжелители;
А Т Т
4-И.п. 5. «Рыбка».
6 раз
Удерживать руки и ноги
№1,2
И.п.: лежа на животе, руки с
прямыми, стопы вытянуть.
№ 1,2
утяжелителями и ноги вытянуты.
Мягко опускать руки и ноги на
На счет: 1 - прогнуться, приподняв
гтпгт
прямые руки и ноги от земли;
1IKJJ1.
2 - 3 - удерживать положение рук и
ног на весу;
4-И.п.
6. «Неваляшка».
6 раз
И п ■ лежа на спине ноги согнуты в
52
Научно-методический журнал
коленях и разведены, ступни
Ноги от пола не отрывать.
прижаты к полу, руки с утяжели-
Опускаться на пол плавно,
телями лежат скрестно на груди.
слегка прижимая подбородок
На счет: 1 - сед рывком;
к груди (фото №828).
2 -развести руки в стороны,
Дыхание: на счет: 1 -выдох;
прогнуться;
2 -вдох;
3 - скрестить руки на груди;
3 -выдох;
4-и.п.
4-вдох;
7. «Повороты за рукой».
Руки прямые, взгляд на
И.п.: стоя на коленях, руки с
8 раЗ
утяжелители. Во время
№3.1,
утяжелителями вдоль туловища.
отведения руки, взгляд на
3.3
Насчет: 1 -руки вперед;
утяжелитель, в конце поворота
2 - правая рука с поворотом
(в предельном отведении руки
туловища вправо и назад, (поворот
назад) - посмотреть вдаль, на
туловища следует за движением
игрушку (реально
руки); левая - на месте;
расположенный вдали предмет).
3-руки вперед;
4-И.п.;
5 - 8 - то же левой рукой в левую
сторону.
8. «Серии прыжков в чередовании с
ходьбой».
1-2
Прыжки выполнять ритмично в
№1,2
1. Прыжки: И.п.: о.с.
серии 15-20
быстром (медленном) темпе,
На счет: 1 - руки в стороны,ноги
четко фиксируя положение рук и
врозь; на счет: 2- о.с.
ТТ*ЛТ_ I'VY1'
ног в стороны или скрестно.
2. Ходьба и упражнение на
11рЬ]Ж
4
восстановление дыхания
«Дровосек».
раза
З.Прыжки: И.п.: ох.
15-
На счет: 1 - руки в сторону, ноги
20
врозь.
2 - руки скрестно вперед, ноги
прыж
скрестно.
4
■
4.Ходьба и упражнение на
раза
фото № 828
фото № 829
фото № 829А
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе
53
восстановление дыхания
«Дудочка».
Перестроение через центр зала в
Во время ходьбы
колонну по одному.
2
восстановление дыхания
№3.4
Ходьба. Дети идут по Kpvrv.
круга
Проходя мимо корзины, каждый
№
ребенок не останавливаясь, кладет в
3.1,
нее утяжелители и продолжает
3.3
движение по кругу. На следующем
круге дети в процессе движения
берут карточки, на каждой из
которых изображен спортивный
снаряд (фото № 816 на стр.49).
Работа со схемой. По сигналу
Педагог контролирует
№4.1
ребята подходят к схеме
правильное расположение
спортивного зала и раскладывают
карточек на схеме и направляет
(прицепляют) па ней карточки в том
действия детей в случае их
месте, где по их представлению
ошибок. Варианты выполнения:
(прошлому опыту) должно
Схема может располагаться как
располагаться это оборудование
горизонтально (фото №815 на
(фото № 815 на стр.49).
стр.49), так и вертикально.
Расстановка оборудования для
Вертикальное расположение
№
полосы препятствий
более удобно, так как может
3.4,
Дети расставляют «свое»
оставаться в виде образца во
4.2
оборудование в том месте зала,
время расстановки оборудо-
которое было отмечено ими
вания и быть подсказкой.
карточкой в «построенном» плане
на схеме.
№1,
Основные виды движений при
Метод прохождения «полосы
2,3.1,
преодолении полосы препятствий
препятствий» - поточно-
3.2,
(10 мин)
круговой.
3.3,
1. Ползание, лежа па спине с
3
Следить, чтобы дети не
3.4
продвижением вперед по
раза
отталкивались руками.
гимнастическому мату,
отталкиваясь ступнями и
плечевым поясом.
2. Подтягивание на руках по
3
Полностью вытягивать руки.
№5.1
гимнастической скамейке, лежа
раза
на животе с продвижением
вперед.
3. Чередующиеся прыжки из
3
Правило: для одной ноги -один
одного в два обруча с
раза
обруч.В одном обруче -
продвижением вперед (фото №
прыжок на одной ноге (фото
829 на стр.52).
№829), в двух - на двух ногах.
4. Ходьба по мягкому модул ю-
раза
На модуле и скамейке
54
Научно-методический журна:1
«уголки», высоко поднимая
неооходимо сохранять правиль-
колени.
ную осанку и смотреть перед
5. Ходьба по гимнастической
3
собой.
скамейке со стойкой на одной
раза
Воспитатель по физ. культ, осу-
ноге (фото № 817 на стр.49) и
ществляет страховку во время
соскоком на мат.
стойки на одной ноге и соскока.
6. Ходьба по коррекционной
3
Идя по корр. дорожке ребенок
дорожке (профилактика плоскос-
раза
должен сохранять правильную
топия) спиной вперед, руки на
осанку и смотреть прямо вдаль.
поясе.
Воспитатель группы осущест-
7. Прыжки в высоту через веревку
3
вляет страховку при выполнении
(40см) с места на мат.
раза
прыжков в высоту, следит за мяг-
ким приземлением.
8. Прыжки между ориентирами в
3
Во время прыжков держать руки
глубоком приседе (фото
раза
на бедрах.
№829А).
По команде воспитателя: «Убираем
оборудование», дети убирают то
оборудование, которое они
расставляли, используя карточки.
Учить детей следить за своей
Подвижная игра: «Чье звено
осанкой при выполнении прыж-
№1,2. 1 1
скорее соберется?» Змин
ков на мяче. И.п.должно быть
3.1
Правила: Дети делятся на звенья (по
правильным (фото № 821 на
3.2,3.3,
1 Л ^ 1
три, четыре человека). Каждое звено
стр.49). В И.п., когда дети
3.4,5. 1
выбирает мячи одного цвета и
распологаются вокруг обруча,
располагается на них вокруг обруча
расстояние между ними должно
того же цвета (фото № 818 на
быть одинаковым.
стр.49). По сигналу дети
Следить за соблюдением
передвигаются на мячах по залу
интервалов между детьми во
(фото № 820 па стр.49). В это время
время движения на мячах.
педагог меняет обручи местами
Поддерживать у ребят желание
(фото№ 819 на стр.49). По второму
выполнять правила игры.
сигналу каждое звено возвращается
доброжелательно относиться ко
к своему обручу. Побеждает звено,
всем ее участникам.
которое первым займет И.п. Далее
Дети самостоятельно подготав-
дети меняются мячами (фото№ 822
ливаются к игре, а после завер-
на стр.49) и игра повторяется.
шения убирают на место мячи-
«Нор» и спокойно идут по залу,
восстанавливая дыхание.
odK
лю-
Спокойная игра: «Собери
чи-
гусеницу»
№3.1.
гел fa-
Правила: Из рассыпанных колец
Предоставить детям
3.2,3.3.
Han
(фото№824) собрать гусениц)' по
возможность сравнить свою
3.4.5.2
4
образцу (фото 825 па стр.49).
гусеницу с образцом.
мин.
Фитческое подпишите demeii с нарушением зрения а аетскам саду и начальной школе Ъ J
Таким образом, «коррекционные образовательные задачи направлены на преодоление недостаточности двигательных умений и способностей, без которых ребенку трудно адаптироваться к условиям жизни. Содержание образовательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка и состояния его здоровья ... позволяет решать» такие задачи [6]. Это возможно при использовании специфических средств и методов, которые предусматривают «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [1].
Другими словами, решение коррекционных задач любого занятия обеспечиваются его коррекционной направленностью, которая «выражается в применении в нем специального приема, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки, пропедевтику здорового образа жизни, эффективное усвоение учебного материала» [3].
Литература:
1Малофесв Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми
образовательными потребностями в России./ В кн.: Актуальные проблемы
интегрированного обучения./ Материалы Международной научно-практической
конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января
2001 года. - М.: Изд-во «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», -2001. - С.30-46.
2.МишинМ.А., Смирнова И. А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная
ориентировка. Тестирование и развитие. // Физическое воспитание детей с нарушением
зрения в детском саду и начальной школе.-2004. -№5.-С, 47-69.
З.Мишин М.А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала //
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. -
2005. -№6.- С. 47-69.
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс+, 2002. - 320с.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей
с нарушением зрения.-М.: «ГороД», - 1998.-262 с.
б.Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников
с монокулярным зрением. Автореф. дисс ....док. пед. наук. - М, 2002.- 48 с.
7.Сведения о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детях,
нуждающихся в длительных сроках лечения // Официальные документы в образовании.
-2005.-№20-С.78-81.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ