Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

46

Научно-методический .журнал

Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Realization of the Correction Tasks in the Physical Exercises with the Visually-impaired

Children of Kindergarten.

Realisierung von Korrektionsaufgaben durch korperliche Ubungen rnit sehgestorten

Vorschulkindern.

Смирнова ИЛ.

воспитатель no физической культуре ГОУ

детский сад №724 компенсирующего вида

ВОУО ДО г. Москвы

Smirnova LA. Smirnowa l.A.

На примере содержания одного из физкультурных занятий рассматривается реализация коррекционных задач в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с косоглазием и амблиопией.

Realization of the correction tasks of the visually-impaired children in the kindergarten of the compensation type for the visually-impaired children with strabism and smbliopia are considered on the example of a physical exercise.

Am Beispiel einer Korperkulturbeschaftigung wird die Realisierung von Korrektionsaufgaben in einer Vorschuleinrichtung kompensierender Art fur Kinder mit Schielen und Sehschwache dargestellt.

«По данным всероссийской диспансеризации детей и подростков, проведенной Минздравом России в 2002 году 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2%

- хронические заболевания (III, IV, V группы здоровья)». Среди выпускников,
заканчивающих общеобразовательные учреждения, ежегодно наблюдается около
80% тех, кто выходит в самостоятельную жизнь с различными нарушениями
здоровья [7].

Эти данные, а также анализ медицинских карт детей, поступающих в дошкольные учреждения нашего округа, свидетельствует, что в последние годы процент здоровых, а значит нормально развивающихся, детей в дошкольных учреждениях снижается и наблюдается рост числа детей, нуждающихся в том или ином виде коррекции. Такое же положение наблюдается в начальной школе, где создана сеть специальных (коррекционных) классов, в которые чаще всего и попадают «трудные»

- неуспевающие дети. Так по сравнению с 2004 годом, в 2005 году произошло
увеличение обучающихся в таких классах для детей с недостатками физического
развития на 1211 человек [7]. В этой связи коррекционные задачи ставятся перед
каждым педагогом детского сада, так как именно в дошкольном возрасте
необходимо выделить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Говоря о детских садах компенсирующего вида и, в частности, для детей с на­рушением зрения, можно сказать, что коррекционные задачи в таких учреждениях непосредственно связаны с первичным дефектом и вторичными отклонениями в

.)iuiii<iuitc <h-i>K'it l нарушением цк'тгл и Ос/искам шоу и чача ibiioii шкап'

47

развитии. В этих учреждениях осуществляются специальные коррекционные Занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика, направленные на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности [5). Помимо этого все общеобразовательные занятия с детьми с нарушением зрения должны иметь коррекционную направленность. Это относится и к занятиям по физическому воспитанию.

«Особое значение в преодолении отклонений в физическом развитии имеет коррекционная направленность всех форм и средств физического воспитания, ибо компенсаторно-коррекционная направленность обучения и воспитания является основной сущностью содержания, методов и средств физического воспитания детей с нарушением зрения [6]», так как именно эта направленность позволяет психолого-педагогическими методами способствовать лечебному процессу и добиваться высокого процента абилитации и реабилитации детей с косоглазием и амблиопией Mi'xvi поступлением в массовую школу. В нашем учреждении:



Учебный год

Количество выпускников

Выпускники с полным выздоро­влением и бино­кулярным зрением

Выпускники с час­тичным улучше­нием зрительных функций

Выпускники без изменений зрительных функций

2002-2003

26

63%

25%

12%

2003-2004

30

50%

37,5%

12,5%

2004-2005

26

51%

42%

7%

Рассмотрим подробное содержание одного из физкультурных занятий и на анализе отдельных его частей покажем варианты решения некоторых коррекционных задач.

Планирование решения коррекционных задач на физкультурном занятии

Коррекционная задача

Способ реализации

Обозначение в

содержании

занятия


Профилактика правильной осанки

Укрепление мыши туловища

1


Профилактика плоскостопия

Укрепление мышц стопы

2

48

Научно-методический .журит



Коррекционная задача

Способ реализации

Обозначение в содержании занятия

3

Развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки [2]

Упраж: ♦ на локализацию зрения в процессе движения

Упраж: ♦ зрительного поиска цветных объектов

Упраж: ♦ глазодвигательной гимнастики в динамической форме

совместные двигательные действия в пространстве

3.1 №3.2 № 3.3

3.4

4

Развитие прocтранственной

ориентировки

составление на схеме спортзала плана размещения оборудования для полосы препятствий

расстановка спортивного оборудо­вании по составленному плану

4.1 №4.2


5

Развитие моторики

укрепление мышц кисти

пальчиковая гимнастика

5.1 №5.2

Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. Такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать, как реализацию общей коррекционной задачи другими средствами для достижения наилучшего (суммарного) эффекта в развитии ребенка. Особенностью физического воспитания является динамическая сос­тавляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обосновано.



Часть

заня­тия

Содержание

Дози­ров­ка

Методические указания

Реали­зация коррек-ционных задач

ввод­ная

6 мин.

1. Построение в шеренгу

2. Равнение и приветствие.

3. Расчет по порядку. 4.Перестроеыие в колонну.

5. Ходьба обычная.

1 круг

Следить за осанкой детей.

Отмечать лучших, указывать на ошибки.

1

1,2

50

Научно-методический




6. Ходьба на носках с

1-2

Добиваться четкости

Вари-


упражнениями для рук;

круга

выполнения команд.

анты


-на пояс;



выпол-


-в стороны;


Оценивать осанку каждого

нения:


- вперед;


ребенка. Соответствующей

ходьба


- к плечам;


словесной инструкцией или

с


- вверх.


тактильно корригировать

различ-


7. Ходьба с ускорением в

20-

ошибки.

ным


чередовании с обычной ходьбой.

30


поло-


8. Бег обычный.

сек.

Следить за соблюдением

жением


9. Бег со сменой направления (по


интервала между детьми во

стопы.


сигналу в противоположную


время ходьбы с ускорением и


сторону).


бега.

3.l,3.2


10. Бег «змейкой».


Добиваться от детей

Сигна-


11. Бег с выполнением заданий, по


своевременного реагирования

лом


звуковому или цветовому сигнал)1:


па сигналы и действия

является


- перескок;


товарищей. При необходимости

показ


- прыжок на двух ногах (на одной) с


использовать

цветных


продвижением;


подготовительные команды.

пред-


- кружение с продвижением.



метов


12. Ходьба с выполнением

1

Наблюдать за физическим

(фото


упражнений на восстановление

круг

состоянием детей, добиваться

814).


дыхания.


восстановления дыхания.



13. Ходьба обычная, во время

1

Каждый утяжелитель (цилиндр

Корзина


которой дети, проходя мимо

круг

диаметром 2см) находится в

из кот.


корзины, берут из неё по два


пластмассовом футляре (или

дети


утяжелителя (фото№ 823 на


зашит в чехле).

берут


стр.49) для ОРУ.


Во время перестроения.

утяжели-


14. Перестроение через центр зала


движение в колонне не

тели


в две колонны.


прерывается. Если происходит

готовит-


15. Упражнение «Перекат» стоя па


задержка, детям следует

ся


месте (фото № 826).


маршировать на месте, а те, кто

заранее.




перестроились первыми.


ОС-

ОРУ с утяжелителями (7мин)


выполняют «Перекат»

2. 5.1

нов-

1. «Выпад вперед».

8 ■

(фото № 826).

Полож

ная

И. п.: О.С, в каждой руке

раз


кисти с


утяжелитель.


Упражнения может показывать

утяжел.

20

На счет: 1 - выпад правой вперед,


ребенок (фото № 827).

во

мин.

руки вперед; (фото № 827)


Дети должны выполнять

время


2-О.С:


упражнения ритмично под счет

упраж.


3 - выпад левой вперед, руки


педагога, полностью

может


вперед;


выпрямлять руки, смотреть

быть


4-0.С


вперед.

различ.:


2. «Шаге поворотом в сторону».

8


вертик.


И.п.: О.С., руки согнуты в локтях.

раз


гор из он.


Hа счет: 1 - шаг ппявой порой в



Для

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе

51





фото 827

фото № 826




сторону, поворот туловища, обе



ЭТОГО


руки вытянуть вправо;


Делая шаг в сторону держать

воспи-ль


2-И.п.;


стопы параллельно друг другу,

может


3 - шаг левой ногой в сторону,


от пола не отрывать.

давать


поворот туловища, обе руки влево;



команды


4-О.С.



полож-м


3. «Приседание».



предмета


И.п.: О.С, взгляд на педагога.

6 раз


в своей


На счет: 1 - присесть, руки вперед,


Спина прямая, колени развести в

руке.

Л|* 1 -"1


взгляд на утяжелители.


стороны, отрывая пятки от пола.

1,2,


2-О.С.



3.3


4. «Наклон вперед».





И.п.: Сидя на полу, ноги вытянуты

6 раз




вперед, руки с утяжелителями лежат

на бедрах, спина прямая.


Во время наклона колени не сгибать, а прогибаясь стараться

1,2


На счет: 1 - наклониться вперед и


соединить лопатки.



положить утяжелители по обе





стороны стоп;





2 - выпрямиться, руки поставить в





упор сзади, поднять таз, прогнуться.





посмотреть назад; носки стоп





вытянуть.





3 - наклониться вперед и взять





утяжелители;

А Т Т





4-И.п. 5. «Рыбка».

6 раз

Удерживать руки и ноги

№1,2


И.п.: лежа на животе, руки с


прямыми, стопы вытянуть.

1,2


утяжелителями и ноги вытянуты.


Мягко опускать руки и ноги на



На счет: 1 - прогнуться, приподняв


гтпгт



прямые руки и ноги от земли;


1IKJJ1.



2 - 3 - удерживать положение рук и





ног на весу;





4-И.п.





6. «Неваляшка».

6 раз




И п ■ лежа на спине ноги согнуты в




52

Научно-методический журнал




коленях и разведены, ступни


Ноги от пола не отрывать.



прижаты к полу, руки с утяжели-


Опускаться на пол плавно,



телями лежат скрестно на груди.


слегка прижимая подбородок



На счет: 1 - сед рывком;


к груди (фото №828).



2 -развести руки в стороны,


Дыхание: на счет: 1 -выдох;



прогнуться;


2 -вдох;



3 - скрестить руки на груди;


3 -выдох;



4-и.п.


4-вдох;



7. «Повороты за рукой».


Руки прямые, взгляд на



И.п.: стоя на коленях, руки с

8 раЗ

утяжелители. Во время

3.1,


утяжелителями вдоль туловища.


отведения руки, взгляд на

3.3


Насчет: 1 -руки вперед;


утяжелитель, в конце поворота



2 - правая рука с поворотом


(в предельном отведении руки



туловища вправо и назад, (поворот


назад) - посмотреть вдаль, на



туловища следует за движением


игрушку (реально



руки); левая - на месте;


расположенный вдали предмет).



3-руки вперед;





4-И.п.;





5 - 8 - то же левой рукой в левую





сторону.





8. «Серии прыжков в чередовании с





ходьбой».

1-2

Прыжки выполнять ритмично в

1,2


1. Прыжки: И.п.: о.с.

серии 15-20

быстром (медленном) темпе,



На счет: 1 - руки в стороны,ноги

четко фиксируя положение рук и



врозь; на счет: 2- о.с.

ТТ*ЛТ_ I'VY1'

ног в стороны или скрестно.



2. Ходьба и упражнение на

11рЬ]Ж

4




восстановление дыхания





«Дровосек».

раза




З.Прыжки: И.п.: ох.

15-




На счет: 1 - руки в сторону, ноги

20




врозь.





2 - руки скрестно вперед, ноги

прыж




скрестно.

4



4.Ходьба и упражнение на

раза



фото № 828

фото 829

фото № 829А

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе

53




восстановление дыхания





«Дудочка».





Перестроение через центр зала в


Во время ходьбы



колонну по одному.

2

восстановление дыхания

3.4


Ходьба. Дети идут по Kpvrv.

круга




Проходя мимо корзины, каждый




ребенок не останавливаясь, кладет в



3.1,


нее утяжелители и продолжает



3.3


движение по кругу. На следующем





круге дети в процессе движения





берут карточки, на каждой из





которых изображен спортивный





снаряд (фото № 816 на стр.49).





Работа со схемой. По сигналу


Педагог контролирует

4.1


ребята подходят к схеме


правильное расположение



спортивного зала и раскладывают


карточек на схеме и направляет



(прицепляют) па ней карточки в том


действия детей в случае их



месте, где по их представлению


ошибок. Варианты выполнения:



(прошлому опыту) должно


Схема может располагаться как



располагаться это оборудование


горизонтально (фото №815 на



(фото № 815 на стр.49).


стр.49), так и вертикально.



Расстановка оборудования для


Вертикальное расположение


полосы препятствий


более удобно, так как может

3.4,


Дети расставляют «свое»


оставаться в виде образца во

4.2


оборудование в том месте зала,


время расстановки оборудо-



которое было отмечено ими


вания и быть подсказкой.



карточкой в «построенном» плане





на схеме.



1,


Основные виды движений при


Метод прохождения «полосы

2,3.1,


преодолении полосы препятствий


препятствий» - поточно-

3.2,


(10 мин)


круговой.

3.3,


1. Ползание, лежа па спине с

3

Следить, чтобы дети не

3.4


продвижением вперед по

раза

отталкивались руками.



гимнастическому мату,





отталкиваясь ступнями и





плечевым поясом.





2. Подтягивание на руках по

3

Полностью вытягивать руки.

5.1


гимнастической скамейке, лежа

раза




на животе с продвижением





вперед.





3. Чередующиеся прыжки из

3

Правило: для одной ноги -один



одного в два обруча с

раза

обруч.В одном обруче -



продвижением вперед (фото №


прыжок на одной ноге (фото



829 на стр.52).


829), в двух - на двух ногах.



4. Ходьба по мягкому модул ю-

раза

На модуле и скамейке


54

Научно-методический журна:1



«уголки», высоко поднимая


неооходимо сохранять правиль-



колени.


ную осанку и смотреть перед



5. Ходьба по гимнастической

3

собой.



скамейке со стойкой на одной

раза

Воспитатель по физ. культ, осу-



ноге (фото № 817 на стр.49) и


ществляет страховку во время



соскоком на мат.


стойки на одной ноге и соскока.



6. Ходьба по коррекционной

3

Идя по корр. дорожке ребенок



дорожке (профилактика плоскос-

раза

должен сохранять правильную



топия) спиной вперед, руки на


осанку и смотреть прямо вдаль.



поясе.


Воспитатель группы осущест-



7. Прыжки в высоту через веревку

3

вляет страховку при выполнении



(40см) с места на мат.

раза

прыжков в высоту, следит за мяг-





ким приземлением.



8. Прыжки между ориентирами в

3

Во время прыжков держать руки



глубоком приседе (фото

раза

на бедрах.



829А).





По команде воспитателя: «Убираем





оборудование», дети убирают то





оборудование, которое они





расставляли, используя карточки.


Учить детей следить за своей



Подвижная игра: «Чье звено


осанкой при выполнении прыж-

1,2. 1 1


скорее соберется?» Змин


ков на мяче. И.п.должно быть

3.1


Правила: Дети делятся на звенья (по


правильным (фото № 821 на

3.2,3.3,

1 Л ^ 1


три, четыре человека). Каждое звено


стр.49). В И.п., когда дети

3.4,5. 1


выбирает мячи одного цвета и


распологаются вокруг обруча,



располагается на них вокруг обруча


расстояние между ними должно



того же цвета (фото № 818 на


быть одинаковым.



стр.49). По сигналу дети


Следить за соблюдением



передвигаются на мячах по залу


интервалов между детьми во



(фото № 820 па стр.49). В это время


время движения на мячах.



педагог меняет обручи местами


Поддерживать у ребят желание



(фото№ 819 на стр.49). По второму


выполнять правила игры.



сигналу каждое звено возвращается


доброжелательно относиться ко



к своему обручу. Побеждает звено,


всем ее участникам.



которое первым займет И.п. Далее


Дети самостоятельно подготав-



дети меняются мячами (фото№ 822


ливаются к игре, а после завер-



на стр.49) и игра повторяется.


шения убирают на место мячи-





«Нор» и спокойно идут по залу,





восстанавливая дыхание.


odK

лю-

Спокойная игра: «Собери




чи-

гусеницу»



3.1.

гел fa-

Правила: Из рассыпанных колец


Предоставить детям

3.2,3.3.

Han

(фото№824) собрать гусениц)' по


возможность сравнить свою

3.4.5.2

4

образцу (фото 825 па стр.49).


гусеницу с образцом.


мин.






Фитческое подпишите demeii с нарушением зрения а аетскам саду и начальной школе Ъ J

Таким образом, «коррекционные образовательные задачи направлены на преодоление недостаточности двигательных умений и способностей, без которых ребенку трудно адаптироваться к условиям жизни. Содержание образовательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка и состояния его здоровья ... позволяет решать» такие задачи [6]. Это возможно при использовании специфических средств и методов, которые предусматривают «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [1].

Другими словами, решение коррекционных задач любого занятия обеспе­чиваются его коррекционной направленностью, которая «выражается в применении в нем специального приема, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки, пропедевтику здорового образа жизни, эффек­тивное усвоение учебного материала» [3].

Литература:

1Малофесв Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми

образовательными потребностями в России./ В кн.: Актуальные проблемы

интегрированного обучения./ Материалы Международной научно-практической

конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января

2001 года. - М.: Изд-во «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», -2001. - С.30-46.

2.МишинМ.А., Смирнова И. А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная

ориентировка. Тестирование и развитие. // Физическое воспитание детей с нарушением

зрения в детском саду и начальной школе.-2004. -№5.-С, 47-69.

З.Мишин М.А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала //

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. -

2005. -№6.- С. 47-69.

  1. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс+, 2002. - 320с.

  2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей
    с нарушением зрения.-М.: «ГороД», - 1998.-262 с.

б.Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников

с монокулярным зрением. Автореф. дисс ....док. пед. наук. - М, 2002.- 48 с.

7.Сведения о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детях,

нуждающихся в длительных сроках лечения // Официальные документы в образовании.

-2005.-№20-С.78-81.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физкультура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ