Статья "Методы активного обучения"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 25» г. Нижнекамска
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Методы активного обучения
(статья)
Выполнила Кузьмина Альфия Мавзутдиновна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 25» г. Нижнекамска
Республики Татарстан
Нижнекамск
2014
Методы активного обучения
Жизнь требует движения.
Аристотель
Современный образ жизни подрастающего поколения очень изменился в части двигательной активности. С увеличением компьютерных технологий, многие дети большое время проводят дома, сидя за монитором, в отличие от детей прошлого века. В связи с этим подрастающее поколение подвержено многим заболеваниям. Исследования последних лет отмечают, что лишь половина современных школьников абсолютно здоровы, а у многих детей, приходящих в 1-е классы, имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, в результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. Поэтому задачи оздоровительного направления в системе школьного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. [1: с. 12]
Программа по физической культуре ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей, усиление оздоровительного эффекта. Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено методам активного обучения. Активные методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала.
Я думаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач современности. И мы учителя физкультуры перестраиваемся и совершенствуемся, ищем новые активные методы оздоровления детей. Под руководством педагогов организуется деятельность школьников по сохранению здорового образа жизни.
Среди активных методов проведения мной занятий по физической культуре можно выделить:
- Урок-беседа. Это теоретический урок, где разбираются правила поведения на уроках физкультуры, меры безопасности на занятиях спортивными играми, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, на занятиях плаванием с использованием современных информационных технологий. Учащиеся готовят презентации по теме занятия, вовлекают в беседу своих одноклассников.
- Урок-дискуссия. Это тоже теоретический урок. Освобожденные от занятий физкультурой готовят сообщения (доклады) или выполняют индивидуальные задания по определенным темам. Здесь, учащиеся могут выразить себя творчески. На личной страничке электронного образования мной создан виртуальный факультатив, где дети, временно освобожденные от занятий физической культурой, могут поместить свои работы, ответить на вопросы по теме занятия, решить тесты.
-Урок-экскурсия. Первоклассникам проводится экскурс по бассейну гимназии с рассказом о том, как они будут заниматься во время учебных занятий по плаванию, что нужно подготовить для этого. С 2 по 4-й класс проводятся экскурсии в городской бассейн «Дружба», где дети знакомятся с тренерами по плаванию ДЮСШ. Также проводятся тематические экскурсии: например: «Тропинки здоровья», где учащимся дается урок на природе. Они узнают, как можно проводить занятия физкультурой в лесопарке с преодолением естественных или искусственных препятствий.
- Урок–игра. На занятиях проводятся подвижные и спортивные игры. Игры – это источник радостных эмоций, которые содействуют расширению сенсорной сферы ребенка, развитию мышления и самостоятельности действий, взаимовыручки, смекалки, быстроты и ловкости, стремление к победе, работе в команде и т.д.
Самостоятельные игры и спортивные развлечения проводятся с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. В это время проводятся наиболее понравившиеся школьникам подвижные и спортивные игры. [3: с. 18]
-Урок-соревнование. Соревнования включаются на разных уровнях подготовленности обучающихся. Соревновательные моменты способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на занятии.
-Урок-путешествие. На таких занятиях дети окунаются в мир прекрасных и увлекательных путешествий. Они могут быть капитанами, машинистами и т.д. Самостоятельно решать те или иные задачи на уроке, помогать справится с заданием своим одноклассникам. Оценивать свою работу и работу своих одноклассников, оценивать урок в целом.
- «Спортивный праздник». Это красочное и массовое мероприятие, которое включает в себя множество подвижных конкурсов и эстафет. В эмоциональном плане спортивный праздник дарит хорошее настроение, общение между учащимися, дает возможность проявить свои индивидуальные возможности. Дети учатся сопереживать за команду, совместное стремление к победе, взаимовыручка в команде.
Всех учащихся невозможно оценивать по одним нормативам, т.к. физическое развитие детей неодинаково. Я уверенна, что все хотят быть здоровыми и успешными. Я радуюсь успехам своих учеников вместе с ними. Постоянно нахожусь в поиске, в непрерывном обогащении своего опыта и считаю, что у современного учителя должно измениться отношение к ученику.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь активных методов организации учебного процесса, уделяю внимание профилактике нарушений осанки. Использую здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. [2: с. 15].
Используемая литература:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004
Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе: Методическое пособие. – М.: МИОО, 2004
Баранцев С.А., Береуцин Г.В., и др., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя, под редакцией Шлемина А.М.,-М.:Просвещение,1988
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ