"Друзья, всегда вас видеть рад". Организация работы музея и краеведческого кружка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА УРУША
СКОВОРОДИНСКОГО РАЙОНА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
презентация школьного музея
«ДРУЗЬЯ, ВСЕГДА ВАС ВИДЕТЬ РАД…»
Подготовила: Семёнова Наталья
Викторовна,
учитель истории
МОУ СОШ п.г.т. Уруша
УРУША 2010
«ДРУЗЬЯ, ВСЕГДА ВАС ВИДЕТЬ РАД…»
Семёнова Наталья Викторовна,
учитель истории, обществознания, краеведения
высшей категории
МОУ средней общеобразовательной школы п.г.т. Уруша
Сковородинского района Амурской области
Презентация организации и работы школьного музея.
I. Пояснительная записка.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музей МОУ СОШ п.г.т. Уруша является комплексным краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории развития поселка в разные периоды его существования, показывает неразрывную связь жизни поселка с жизнью страны, связь поколений.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и
обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного музея.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы развития музейного дела, патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
-примерное положение о музее образовательного учреждения;
- положение о статусе школьного музея;
-государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
- Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г.;
- Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 г.;
Программа развития музея предусматривает мероприятия по изучению и развитию истории родного края, Малой Родины. Воспитание у учащихся уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников.
Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа, общение с конкретными людьми, социализация школьников, поисковая деятельность. Все это помогает расширять знания подрастающего поколения об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, родного края, воспитывать патриотизм и чувство уважения. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны и труда, старожилам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного и районного научного общества.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории, краеведения в освещении важнейших периодов развития страны, края.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и краеведению. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы в окрестности поселка, широкое проведение дней памяти, встречи с ветеранами войны и труда, "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ и т. д.
V. Механизм реализации программы развития музея.
Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы, сохраняет традиций ранее созданного клуба «Хранители времени».
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать социальных партнеров к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных традиций нашего народа.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор МОУ СОШ п.г.т. Уруша. Он обеспечивает контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
- развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- возрождения истинных духовных ценностей российского народа;
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций, наследия прошлого;
- оптимизация работы школьников в современных условиях, их социализация.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ.
Цель:
- изучение родного края – природы, хозяйства, этнографии, искусства, народных промыслов;
- сбор и сохранение краеведческого материала, использование его в учебной деятельности, пополнение фондов музея;
Воспитательные задачи:
-развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру;
- формирование и развитие познавательной деятельности и интереса учащихся, овладение элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитие творческих способностей;
- развитие социализации школьников;
- формирование патриотических чувств через изучение жизни конкретных личностей.
Основные направления работы музея МОУ СОШ п.г.т. Уруша:
1.Экскурсии и походы по местам родного края.
2. Встречи с жителями поселка, интересными людьми, интервьюирование;
3. Переписка с архивами, бывшими жителями, выпускниками школы;
4. Связь с руководителями предприятий, администрацией поселка, социальными пртнерами;
4.Связь с музеями района, области;
5. Работа с научной литературой, архивными и библиотечными фондами;
Пути формирования фондов музея:
1.Сбор материалов в ходе экскурсий, походов;
2.Сбор экспонатов у жителей поселка;
3.Прием даров музею;
4.Изготовление наглядных пособий (моделей, макетов).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДОВ МУЗЕЯ:
Собрание всех музеев состоит из основного и вспомогательного фондов. Основной фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций. Его основу составляют культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, в том числе:
- исторические ценности;
-археологические материалы;
-художественные ценности;
-художественные изделия из драгоценных металлов и камней;
-произведения декоративно – прикладного искусства;
- рукописные и печатные издания;
-архивные документы и архивные фонды;
-уникальные редкие музыкальные инструменты;
-филателистические материалы;
-предметы нумизматики, сфрагистики, геральдики, фалеристики;
- образцы флоры и фауны, минералогии.
Вспомогательный фонд включает:
- материалы собранные, изготовленные или приобретенные для выставок;
-печатные материалы массового выпуска: плакаты, афиши, открытки, газеты, журналы и т.д.
-подлинные предметы, представляющие музейный интерес, но плохо сохранившиеся;
-негативы и фотографии, полученные в процессе фотофиксации предметов основного музейного фонда;
-объекты природы, не имеющие значения, как исторический памятник;
-образцы скоропортящихся продуктов, подлежащих частой замене;
-массовые подъемные археологические, геологические и др. материалы, прошедшие камеральную обработку.
Музей МОУ СОШ п.г.т. Уруша является комплексным, краеведческим, школьным, действующим на основе Устава школы. Его фонд, в соответствии с Федеральным законом РФ от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» также делится на основной и вспомогательный.
Основной фонд.
1.Исторические ценности:
- связанные с историческими событиями в жизни переселенцев, прибывших на постоянное место жительства в Урушу ( предметы быта – утюги, рубель, прялка, швейная машина, сундуки, чемоданы, туеса, посуда, мебель, изделия кузнечного, плотницкого ремесла, образцы одежды, лапти и т.д);
- связанные с историческими событиями в период освоения территории, военных действий (образцы отдельных частей оружия, головные уборы, документы ветеранов войны и труда);
- связанные с историей науки и техники (патефон, телефоны, фотоаппараты, различные телерадиоприемники, проигрыватели и др.);
-связанные со строительством и развитием железной дороги, как градообразующем предприятии (фонари обходчиков, памятные знаки, штамп кассира, арифмометр)
-связанные с жизнью выдающихся личностей ( принадлежавшие первому комсоргу комсомольской организации ст. Уруша – Тараненко Г., первому орденоносцу Забайкальской ж.д. Токареву С.С.).
- связанные с историей развития различных предприятий ст. Уруша (пожарная охрана, детские сады, школа, метеостанция и т. д. )
2.Художественные ценности:
-произведения иконописи, предметы культового назначения;
3. Произведения декоративно – прикладного искусства:
-картины и рисунки ручной работы (картины местной художницы Верхотуровой Ф., вышивки Колосовой О., выбитый иглой коврик Мадьяновой Ф.);
-изделия из дерева ручной работы;
4.Рукописные и печатные издания:
- молитвенник староверов 1895 г.
- книги и журналы к. ХIХ и н. ХХ века.
5.Архивные документы:
- фотографии (разного времени, но в основном ХХ и ХХI век)
- планы (план строительства школы 1985 г.);
-документы (по истории развития школы, по истории жизни отдельных людей, связавших свою судьбу с поселком).
6.Филателистические материалы : (коллекция марок).
7.Предметы нумизматики, геральдики, фалеристики:
-монеты и бумажные знаки;
- первая печать фирмы «АЛКОМ»;
-коллекция значков.
Вспомогательный фонд.
-фотокопии документов (грамота 1937 г, врученная Токареву С.С.);
-карта п. Уруши;
-плакаты агитационного характера, открытки различной тематики, газеты, журналы;
- газеты 1912 г. в ужаснейшем состоянии (нашли в сгоревшем доме);
-негативы фотографий;
- объекты природы – береза, чучела птиц, образцы растений.
В музее не очень много материалов, посвященных военной истории, но, тем не менее, они имеются:
-подлинные документы ветеранов войны (наградные книжки, фотографии);
- похоронки;
-письма с фронта;
- журнал по военной истории 1944 г.;
- материалы по созданию памятника погибшим воинам;
-образцы оружия (гранатомет образца 1943г, штык – нож от винтовки );
-настольное скульптурное изображение воина – победителя.
ТЕМАТИКА РАЗДЕЛОВ ЭКСПОЗИЦИЙ.
Музей МОУ СОШ п.г.т. Уруша до 2007 г. располагался в маленьком помещении. С осени 2007 года, в связи с переездом, наш музей имеет несколько помещений. С этим связана и тематика разделов экспозиций.
Жилое помещение жителя станции 1-й половины ХХ века размещено в 2- залах. Материалы выставки, рассказывают о жизни и быте переселенцев, об их укладе.
1 Зал (комната).
Зал укомплектован предметами мебели (комод, этажерка платяной шкаф, сундук, круглый стол – ручной работы, диван, детская кованая кровать,). Здесь же можно увидеть старинную прялку, швейную машину, радиолу, абажур, предметы рукоделия, образцы одежды.
2 Зал (кухня).
В центре зала находится макет русской печи, на которой расположены образцы посуды (чугуны, чайники, сковороды). Рядом находятся ухват, пряничница, лопата для теста. Здесь же можно увидеть буфет ручной работы (в котором также выставлены образцы различной посуды, берестяные туеса), стол (на котором стоит самовар, расписная деревянная посуда), бочку, ведра и коромысло для воды, корыто для стирки белья), лавку для сидения.
3 Экспозиционный зал.
Этот зал включает экспозиции по разделам:
- Уруша в фотографиях;
- Предметы быта и кузнечного ремесла переселенцев;
- Мы - железнодорожники;
- Гражданская война и иностранная интервенция;
- Мирный подвиг советских людей;
- Великая Отечественная война;
- К мирной жизни;
- Эпоха перестройки;
- История школы, молодежного движения;
- Наша выставка (экспозиция включает в себя как постоянно выставленные материалы, так и периодически обновляющиеся).
Количество экспонатов составляет 1832 предмета (данные на 01.09.2008 г.).
Ценных экспонатов в музее достаточно, но наиболее ценными из них (по оценке Волегова С.В.- директора музейного научно- учебного центра АмГУ) является китайский ритуальный кинжал ( ок.к. XIX в) и молитвенник староверов 1895 г.
Кроме этого, к таким экспонатам можно отнести периодические издания: журнал «Красноармеец» - 1944 г., «Пионер» - № 3- 1953 г., и рукописный литературный журнал «Рассвет» 1957 года, орган издания литературного кружка школы № 49 ст. Уруша , наградные документы ветеранов, редкие монеты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Подлинные материалы помогают учителю истории, краеведения, географии, классным руководителям в освещении важнейших периодов развития страны, края.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором патриотической, краеведческой работы.
Поскольку в нашей школе музей существует продолжительный период времени, то на его базе мы проводим:
- музейные уроки (проведение уроков в самом музее или использование отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории, краеведению, географии);
- экскурсии и походы в окрестности поселка, по историческим и памятным местам;
- дни памяти («Жертвам политических репрессий посвящается» - 30 октября, день памяти выпускников, погибших в армии – 30 апреля, 9 мая – день памяти ветеранов войны и труда);
- экскурсии на предприятия, знакомства с интересными людьми, историей предприятий;
- конкурсы творческих, исследовательских работ.
- научные конференции;
- экскурсии.
Кроме этого готовим лекционный материал, а затем выступаем с ним на классных часах;
На базе музея более 10 лет работает краеведческий кружок, в 2003 году кружковцы объединились в клуб «Хранители времени», избрав своей эмблемой песочные часы, которые символизируют о том, что «Время вечно, память людская забывчива. Поэтому мы должны сделать все, чтобы сохранить в памяти людей историю страны, края».
В 2007 году ребята предложили открыть краеведческую библиотеку, поскольку книг по краеведению немало. Вот уже полтора года такая библиотека существует, в ней не только выдают книги, но помогают подобрать материал, написать работу, подготовиться к конференции. К сожалению, ребята, занимающиеся в кружке с 2002- 2004 года, окончили школу в 2008 году и новый состав еще совсем молодой (шестиклассники). Но мы продолжим работу, которую начали ребята прошлых лет, сохранив ранее созданные традиции, при этом, не забывая о требованиях нового поколения.
ЭКСКУРСИОННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА МУЗЕЯ.
Зарождение школьных музеев в России относится к концу ХIХ века, именно в это время бурно развивалось отечественное краеведение. За многие десятилетия своего развития школьные музеи претерпели существенные изменения, но все–таки школа – это мир детства. И при создании музея этого нельзя не учитывать. Лучшие школьные музеи – это всегда сотворчество детей и взрослых. Специфика музейной деятельности – в её разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково – исследовательской, учетно – хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово – пропагандисткой, просветительской, методической). В школьном музее учащиеся могут получить хорошую допрофессиональную подготовку. Но для того, чтобы процесс был организован более полно, необходимо сотрудничество с профессиональными музеями.
Музей существует только тогда, когда работа не прекращается ни на минуту. Его двери должны быть открыты для проведения экскурсий, экспозиции и собранный материал должны нести соответствующую информацию, а с учащимися, которые работают на базе музея, должна проводиться соответствующая методическая работа.
В музее МОУ СОШ п.г.т. Уруша такая работа проводится систематически.
1. Проведение экскурсий:
2005 - 2006 уч. год – 35.
2006 – 2007 уч. год. - 38.
2007 – 2008 уч. год. – 40.
Экскурсии проводят члены краеведческого кружка. В основном для учащихся школы, родителей, гостей, жителей района. В основном проводятся обзорные экскурсии, но по заявке учителей собираются материалы, касающиеся определенного периода развития страны, края. Для организованных групп и случайных посетителей готовятся тематические выставки, организуются лекции по классам. Ученики учатся сочетать рассказ и показ. Для того, чтобы в музей приходили люди, на доске объявлений в школе, в поселке вывешивается информация о том, что и когда музей готов им предложить.
2. Просветительская работа музея заключается в следующем: готовятся беседы, проводятся консультации, и учителя и ученики знакомятся с появлением новой литературы в краеведческой библиотеке, оказывается помощь в подготовке и проведении научных конференций, виртуальных музейных уроков. Организовываются праздники, встречи с интересными людьми, рассказывается о выдающихся событиях, о забытых датах, о выдающихся личностях. Главная цель такой работы - дать как можно более полную информацию о родном поселке, его людях. Познакомить с работой предприятий, работой школы. Показать, чем могут заниматься учащиеся в свободное от учебы время.
3. Методическая работа распространяется в основном на членов краеведческого кружка, которые на своих занятиях знакомятся с основами музейного дела и краеведческой работы. Желательно всю работу с ребятами спланировать на несколько лет, каждый год поднимая планку грамотности. Первоначально это может быть изучение истории семьи, школы, родного края, изучение краеведческих источников и памятников. Все это можно пропустить через такие формы краеведческой работы как: переписка, работа со справочной литературой, встречи, экскурсии, походы. Ребят знакомят с исследовательскими методами - наблюдением, анкетированием, опросом, беседой. Кроме того, постепенно вводят учащихся в специфику музейного дела: профиль музея, для кого создается музей, формы работы, работа с документацией, оформление экспозиций, отбор экспонатов, составление текста экскурсии и многое другое. Главное – заинтересовать ребят, привить им желание быть нужными людьми, научить социализации.
Формы массовой работы в нашем музее разнообразны и все они направлены на воспитание патриотизма и гражданственности.
Поездка в музей с Албазино, первой столицы Приамурья
Участие в районной конференции по краеведению
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МУЗЕЯ В СМИ, НАУЧНО – ПОПУЛЯРНЫХ И ИНЫХ ИЗДАНИЯХ.
К сожалению, этот вид работы в школьном музее практически не используется. Конечно, о нас пишут. Но мы сами нигде не печатались, хотя с исследовательскими работами выступали и на областных конференциях, и на районных.
2005 г. – «Патриоты России» - «Поиск. Школьные музеи», г. Благовещенск.
2006 г. - «Павел Александрович Флоренский – штрихи судьбы», г. Сковородино.
- 30 октября – День памяти в Амурской области «Жертвам политических репрессий посвящается», г. Благовещенск.
2007 г. - «Есть женщины в русских селениях», г. Сковородино.
- Презентация школьного музея. Связь с социальными партнерами:
клуб, ветераны, предприниматели, Администрация поселка, района,
отдел образования, музей П. Флоренского.
2008 г.- «До чего ж ты хороша, деревенька Уруша» г. Сковородино.
- «История создания школьного музея.» г. Сковородино.
-Участие в районном конкурсе работ по истории становления
предпринимательства в Амурской области.
-Участие в областном конкурсе работ по истории становления
предпринимательства в Амурской области.
2009 г. - Участие в районной научно - исследовательской конференции по
краеведению.
Готовимся к конкурсу «Есть женщины в русских селениях». Полякова Т.И. и участница кружка Епифанцева К.
РАБОТА АКТИВА, СОВЕТА МУЗЕЯ.
Долгий период времени между музейными работниками и педагогами шел спор о том, что такое школьный музей: это научная организация или центр досуга. В конце - концов мнения разделились, но большинство представителей школьных музеев все - таки считают, что это научная организация, помогающая детям получить научные знания, освоить социальные роли, научить работать в группе, общаться с людьми, в конце концов освоить исполнительскую дисциплину. В связи с этим, начиная с 2003 года на базе музея МОУ СОШ п.г.т. Уруша работает Совет музея, в который входит актив.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УСТРОЙСТВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.
(КЛУБА «ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ»)
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ (КЛУБА). Семенова Наталья Викторовна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МУЗЕЯ (КЛУБА)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ