Формирование универсальных учебных действий в курсе «География России»

Полубояринова Наталия Михайловна

учитель высшей квалификационной категории

школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга


Формирование универсальных учебных действий в курсе

«География России»

От состояния образования во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Вместе с наукой образование является основой безопасности страны и его граждан. В связи с этим образовательная система находится в центре первоочередных интересов государства.

Образование как государственный институт на наших глазах перестаёт быть консервативным и уверенно становится динамично развивающейся системой. В первую очередь этому способствует изменение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в образовании: с первого сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года № 273-ФЗ; основная школа готовится к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897.

Курс «География России», завершающий географическое образование в основной школе, занимает особое место, т. к. именно в 8-9 классах

* происходит обобщение и систематизация сформированных знаний, а также приёмов учебной деятельности;

* учителю необходимо проверить и провести коррекцию уровня овладения учащимися знаниями и приёмами;

* разнообразие используемых на уроках методов и приёмов позволяет поддерживать у учащихся интерес к предмету и пониманию его практической значимости; формировать гражданскую позицию и способствовать социализации обучающихся, в т. ч. через профориентацию.

В соответствии с п. 5 раздела «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основе организации работы учащихся лежит системно-деятельностный подход. В условиях такой организации работы на уроке ученик является активным субъектом образовательного процесса. Деятельностный подход предполагает, что главным результатом обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности. Совокупность способов действий, освоенных учащимися, обеспечивают им способность к самостоятельному получению новых знаний и умений на протяжении дальнейшей жизни, что является необходимым условием успешности в эпоху развития информационного общества. Задача учителя - подобрать необходимую технологию обучения, позволяющую выполнить поставленные цели.

Другой особенностью ФГОС является установление в п. 8 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» основных групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных. В свою очередь среди метапредметных результатов выделены универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Таким образом, работая по ФГОС, учитель при подготовке урока должен чётко представлять себе какие УУД он будет формировать и развивать на данном уроке.

Так, например, к основным результатам обучения на уроке обобщающего повторения в 9 классе по теме «Промышленность – благо, зло или …» можно отнести: личностные умение мотивировать, планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение принимать решения и нести за них ответственность; владение основами самоконтроля, самоопределения; формирование экологического мышления;

метапредметные – регулятивные УУД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность, планировать и организовывать взаимодействие в группе; умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные УУД (умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, анализировать и устанавливать причины и следствия, умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации); коммуникативные УУД (умение организовывать взаимодействие в группе; умение общаться, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);

предметные – знание основных понятий темы, отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности, размещения главных баз отраслей промышленности.

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений» (Я. А. Каменский). Правильно организованное повторение помогает учащимся увидеть в ранее изученном материале нечто новое; актуализация знаний, предваряющая изучение нового материала, помогает установить логические, причинно-следственные связи без чего немыслима география; качественно организованное повторение позволяет привести в систему знания учащихся.

Для достижения задач, стоящих перед повторением, необходимо ответить на классические вопросы «что повторять?», «когда повторять?» и «как повторять?»

Что же мы повторяем с учащимися: 1) плохо усвоенный учащимися по какой-либо причине учебный материал; 2) особое место занимает повторение наиболее сложных вопросов курса географии; 3) повторение материала, необходимого для понимания нового, в т. ч. межпредметные знания. С содержательной точки зрения чаще всего повторению подлежат вопросы предметной терминологии, главные закономерности и географическая номенклатура, при этом прежде всего формируются предметные УУД.

Содержание курса географии развивается от класса классу. Это обязывает учителя организовать повторение в начале учебного года, тематическое повторение (в т. ч. для актуализации ранее изученного материала), текущее повторение (позволяет убедиться, что изучаемый материал усвоен на должном уровне), итоговое повторение в конце учебного года. На различных этапах повторения у учащихся есть возможность соотнести свои знания и навыки учебной деятельности с предъявляемыми учителем требованиями, определить свой реальный уровень подготовки и поставить перед собой цели на перспективу, т. е. помимо предметных УУД формируются личностные и метапредметные (в т.ч. регулятивные, коммуникативные и познавательные). Среди уроков повторения особое место принадлежит урокам обобщающего повторения, на которых, не только формируются УУД, но и расширяются, углубляются, конкретизируются и выводятся новые знания на основе уже имеющихся.

И, наконец, главный вопрос – как организовать повторение, какие технологии, методы и приёмы использовать для успешной работы?

Среди представленных в монографии Г. В. Селевко технологий в условиях внедрения ФГОС, на мой взгляд, следует выделить следующие, широко используемые в современной практике:

1) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова и др.);

2) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации; технология дифференцированного обучения по интересам детей, технология индивидуализации обучения, коллективный способ обучения детей, технология групповой деятельности и др.);

3) педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (технология укрупнения дидактических единиц, технология модульного обучения, технологии интеграции в образовании; модели интеграции содержания в учебных дисциплинах и др.).

Данные технологии позволяют формировать у учащихся активную учебно-познавательную деятельность, готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

По организации

Скругленный прямоугольник 1

В связи с изменением принципа «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» особое значение приобретает формирование у молодого поколения универсальных учебных действий, т. е. способности к самостоятельному планированию, организации учебной деятельности, приобретению новых знаний.

В процессе анализа используемых в практике образовательных технологий и системы уроков обобщающего повторения можно сделать вывод о том, что

1) система уроков обобщающего повторения позволяет решить широкий спектр задач, в т. ч. по созданию условий для успешного обучения и дальнейшей социализации обучающихся;

2) среди используемых в современной практике образовательных технологий есть достаточный выбор, позволяющий организовать обучение на основе деятельностного подхода;

3) используемые современные образовательные технологии позволяют формировать универсальные учебные действия.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дронов В. П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 207 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник) (Сферы).

2. Дронов В. П. Атлас: География 8-9. Россия: природа, население, хозяйство. Изд. Просвещение, 2011.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Правовая библиотека образования).

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. М: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ