Химические и физические явление в природе и быту
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
Разработка урока по природоведению
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ И БЫТУ
Составлено учителем географии
Сейтягьяевой Татьяны Алексеевны
Новокузнецк, 2012
По теме: « Физические и химические явления в природе и быту»
Цель урока: урок усвоения новых знаний учащимися.
Форма проведения - объяснение новой темы.
Задачи:
Образовательная: формирование знаний о физических и химических явлениях в природе; закрепить понятия о веществах и явлениях, познакомить с процессом горения и окисления.
Развивающая: развитие навыков связной речи, умение объяснять понятия, умения слушать учителя и товарищей; продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой; развивать интерес школьников к учению ( посредством показа значимости изучаемых вопросов для науки, для развития творческих способностей)
Воспитательная: развитие положительной мотивации к знаниям; формирование представлений о единстве и красоте живой и неживой природы.
Оборудование: порошок серы и железа, спички, магнит, свечи, банки разного объема, бумага, пластмассовая расческа, видеопроектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Фронтальный опрос:
Что такое вещество? (Вещество- это то, из чего состоит тело)
Приведите пример веществ? (стекло, вода и т.д.)
В каком состоянии будет находиться вещество? (В твердом, жидком и газообразном)
Свойства твердых тел (приведите примеры)
Свойства жидких тел, газов (привести примеры)
Какие изменение могут происходить с веществами? Приведите примеры.
III. Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.
Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно происходят изменения. Любые изменения, которые происходят с телами, называют явления. (Показ слайдов)
Учитель демонстрирует природные явления, при этом комментируя слайды. После показа слайдов учащиеся записывают схему с экрана
Явления
↓ ↓
Физические Химические
Физические явление- изменение состояния вещества или его формы. Физические свойства: цвет, плотность, температура кипения и замерзания, температура плавления, твердость, пластичность и т.д. ( Показ слайдов)
Затем производиться запись определение в тетрадь.
Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.
Демонстрация опытов на уроке:
Демонстрация опыта № 1.Взять лист бумаги разорвать пополам.
Что произошло с бумагой? (ответ обосновывают учащиеся) Бумага, не смотря на изменение формы, остается бумагой.
Демонстрация опыта № 2
Если бумагу сжечь то получается, что одно вещество превращается в другое вещество пепел и дым.
Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые. (Показ слайдов сопровождается объяснением нового материала в форме беседы)
Механические - явления, связанные с изменением положения какого либо тела по отношению к другим телам.
Тепловые – явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел. (Просмотр фильма физического явления – плавление парафина)
Рассмотрим электрические явления. Вспомните, что когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав это в темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.
Чтобы ознакомиться еще с одним электрическим явлением, проделаем следующим опытом.
Демонстрация опыта № 3.
Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло? (Ответ учащихся: небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе).
Тела, которые способны после натирания притягивать мелкие и легкие предметы, называют наэлектризованными. (Просмотр слайдов)
Явления, которые связаны со светом, называют световыми. Свет излучает Солнце, звезды, лампа и некоторые насекомые, например жук-светлячок.
Химическое явление- процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. (Демонстрация фильмов химических реакций)
Рассмотрим основные признаки химических реакций. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по ряду внешних признаков. К основным признакам химических реакций относятся:
Выделение теплоты (иногда света).
Изменение окраски.
Появление запаха.
Образование осадка.
Выделение газа.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при воздействии на них электрическим током, сильным давлением и др. Свойства химических явлений: горение и окисление. Демонстрация опыта № 4.
Зажечь 3 свечи, 2 из них накрыть банками разного объема, а 3 свечу не закрывать. Отметить время горения во всех трех случаях. Что происходит со свечами?
(Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод)
Работа в тетрадях: подписать строение пламени свечи.
Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ, выделяется тепло, свет. Процесс горения может происходить только при наличии кислорода, нагревании до температуры воспламенения.
В ходе беседы обсуждается значение горения, как потушить небольшие участки горения.
Окисление – это взаимодействие веществ с кислородом. (Показ слайдов и по ходу ведется беседа с учащимися, делаются выводы)
Окисление проходит медленно, без выделения света, иногда с выделением тепла.
IV. Закрепление нового материала
1. Закрепление материала можно провести по вопросам после параграфа.
2. Зачитать отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок».
«Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти».
Ответьте на вопросы.
Какое физическое явление упомянуто в сказке? Почему кот «испускал искры», когда его гладили?
3. Работа учащихся в печатных тетрадях на стр. 29-31 задание 45,46,47,48,49
V. Подведение итогов урока
Запись в дневниках домашнего задания.
Выставление оценок за урок.
VI. Постановка задания на дом
Домашнее задание:
Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений природы
§13-14 стр. 57-62
Рабочая тетрадь стр.29-31 задания 49-53.
Список литературы:
Основная литература:
Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Учебник).-М.: Дрофа,2002
Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь).-М.: Дрофа,2002
Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь для учителя).-М.: Дрофа,2002
Парфирова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс» М.: изд-во « Экзамен»,2005
Дополнительная литература:
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. -М.: Дрофа,2003
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические карты.
М.: Дрофа,2005
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические лабиринты. М.: Дрофа,2005
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И. Природоведение. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2005
Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение.5 класс. Тестовые задания. М.: Дрофа,2005
Сонин Н.И. Казарян К.П. Природоведение.5 класс. Дидактические карточки- задания. М.: Дрофа,2005
Интернет - ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ