Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии
Иова Ольга Николаевна
учитель географии
БОУ г. Омска «Лицей №92»
Использование опорных конспектов
в начальном курсе физической географии
Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отмечается конкретностью изученных явлений и объектов. При изучении тем «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» учащимся трудно представить изучаемые в этих темах явления и процессы, так как мышление подростков находиться на стадии перехода от конкретного к абстрактному. Поэтому опорные конспекты являются средством представления изучаемого материала на уроке, а также средством формирования логического мышления школьников, развития УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяются четыре блока:
1) личностные;
2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных универсальных учебных действий:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способа взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведения партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6) владение монологической и диалогической формами речи.
Овладение языком, грамотной речью – необходимое условие формирования социально активной личности, т.к. развитие коммуникативных навыков общения зависит от умения правильно говорить, а это даётся не каждому. Хорошо владея грамотной речью, учащийся лучше овладевает школьными предметами.
Практическое значение ОК состоит в развитии мышления, памяти, речи, познавательного интереса, способности выражать мысли, но еще достаточно быстро принимаются учащимися и экономят урочное время для дальнейшего развития практических умений и навыков. На уроке географии возможно применение различных опорных конспектов (см. таблицу)
Таблица №1
Классификация опорных конспектов
№ п/п
Виды опорных конспектов
Идея построения
Значение
1
ФРЕЙМ
Наглядная основа конкретного содержания (каркас)
Позволяет самостоятельно выделять главное, близкие темы
2
БЛОК-СХЕМА
Состоит из алгоритмических последовательных частей взаимосвязанных между собой
Изучение, представление причинно – следственных связей
3
ТАБЛИЧНО – МАТРИЧНАЯ ОПОРА
Представляется в незавершенном виде
Взаимосвязь и соподчинение понятий
4
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Графическое обобщение материала, состоит из небольшого количества (7+2) крупных единиц информации_
Выделяются главные мысли раздела, а условные знаки наполняют опору содержанием
(классификация автора)
Формы работы по опорным конспектам могут быть различными:
-объяснение по готовому конспекту;
- представление учащимся основы (каркаса) конкретного содержания для дальнейшего запоминания;
- применение таблично – матричных опор в незавершенном виде;
- эвристическое постижение нового материала в появляющемся конспекте;
- использование ОК при дифференцированном обучении;
- групповая работа;
- поэтапное закрепление изученной части;
- хоровое проговаривание;
- парный контроль;
- «щадящая» форма закрепления;
- самостоятельная расшифровка ЛОС (индивидуально и в группе).
Метод использования опорных конспектов дает следующие положительные результаты:
Составление ОК и работа с ними способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний;
ОК дают возможность учащимся сразу увидеть объект с его свойствами и связями, отсюда и более быстрый темп восприятия всех теоретических положений;
Важным свойством предлагаемой методики является её «подвижность»;
У обучающихся появляется достаточно времени для работы с контурными картами, атласом, изучением номенклатуры;
Опыт работы показывает, что обучение по ОК развивает монологическую речь, раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию УУД.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ