Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии

Иова Ольга Николаевна

учитель географии

БОУ г. Омска «Лицей №92»


Использование опорных конспектов

в начальном курсе физической географии

Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отмечается конкретностью изученных явлений и объектов. При изучении тем «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» учащимся трудно представить изучаемые в этих темах явления и процессы, так как мышление подростков находиться на стадии перехода от конкретного к абстрактному. Поэтому опорные конспекты являются средством представления изучаемого материала на уроке, а также средством формирования логического мышления школьников, развития УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяются четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательные;

4) коммуникативные.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных универсальных учебных действий:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способа взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведения партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6) владение монологической и диалогической формами речи.
 Овладение языком, грамотной речью – необходимое условие формирования социально активной личности, т.к. развитие коммуникативных навыков общения зависит от умения правильно говорить, а это даётся не каждому. Хорошо владея грамотной речью, учащийся лучше овладевает школьными предметами.

Практическое значение ОК состоит в развитии мышления, памяти, речи, познавательного интереса, способности выражать мысли, но еще достаточно быстро принимаются учащимися и экономят урочное время для дальнейшего развития практических умений и навыков. На уроке географии возможно применение различных опорных конспектов (см. таблицу)

Таблица №1

Классификация опорных конспектов

п/п

Виды опорных конспектов

Идея построения

Значение

1

ФРЕЙМ

Наглядная основа конкретного содержания (каркас)

Позволяет самостоятельно выделять главное, близкие темы

2

БЛОК-СХЕМА

Состоит из алгоритмических последовательных частей взаимосвязанных между собой

Изучение, представление причинно – следственных связей

3

ТАБЛИЧНО – МАТРИЧНАЯ ОПОРА

Представляется в незавершенном виде

Взаимосвязь и соподчинение понятий

4

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Графическое обобщение материала, состоит из небольшого количества (7+2) крупных единиц информации_

Выделяются главные мысли раздела, а условные знаки наполняют опору содержанием

(классификация автора)


Формы работы по опорным конспектам могут быть различными:

-объяснение по готовому конспекту;

- представление учащимся основы (каркаса) конкретного содержания для дальнейшего запоминания;

- применение таблично – матричных опор в незавершенном виде;

- эвристическое постижение нового материала в появляющемся конспекте;

- использование ОК при дифференцированном обучении;

- групповая работа;

- поэтапное закрепление изученной части;

- хоровое проговаривание;

- парный контроль;

- «щадящая» форма закрепления;

- самостоятельная расшифровка ЛОС (индивидуально и в группе).

Метод использования опорных конспектов дает следующие положительные результаты:

  1. Составление ОК и работа с ними способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний;

  2. ОК дают возможность учащимся сразу увидеть объект с его свойствами и связями, отсюда и более быстрый темп восприятия всех теоретических положений;

  3. Важным свойством предлагаемой методики является её «подвижность»;

  4. У обучающихся появляется достаточно времени для работы с контурными картами, атласом, изучением номенклатуры;

  5. Опыт работы показывает, что обучение по ОК развивает монологическую речь, раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию УУД.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ