Конспект урока для 8 класса "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"
Технологическая карта урока
Предмет: Физическая география России Класс: 8
Базовый учебник: География России. Природа и население. Под ред. А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2010г
Тема урока: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны
Цель урока: Сформировать целостное представление о циркуляции атмосферы.
Задачи урока:
Образовательные
Сформировать знания у школьников об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.
Выявить взаимосвязи атмосферных явлений и процессов на примере связи атмосферного давления, температуры, влажности, осадков в циклонах и антициклонах, их влиянии на погоду и климат.
Познакомить учащихся с синоптической картой.
Развивающие
Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, работать с текстом и рисунками учебника, таблицами, схемами, картами, синоптическими, климатическим картами.
Воспитательные
Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика, воспитывать уважение, интерес к данным профессиям.
Тип урока : урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Необходимое оборудование : Мультимедийный учебник « География России. Природа 8 класс» ( электронное учебное издание на CD), учебник, презентация, физическая и климатическая карта России, контурная карта, рабочие тетради к учебнику ,раздаточный материал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1.
Организационный момент (1 мин)
Проверка д.з. (7мин)
1.Подготовить обучающихся к работе
2.Положительный настрой на урок
Какую тему ребята ,вы изучили на прошлом уроке?
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
Ответ: «Климат. Циркуляция воздушных масс.»
К
Р,Л,П
Что мы вначале должны сделать сегодня?
Ответ: Повторить полученные знания.
Я предлагаю тестовое задание, выдаю листы на парты
( тест прилагается, см. приложение № 1), инструктирую, как выполнить тест, озвучиваю шкалу оценки (на слайде).
Предлагаю проверить свои решения (демонстрирую ответы на тест и оценки)
Задаю вопрос: Какие вопросы вызвали
затруднения? Почему?
отвечают на вопросы теста
Сверяют ответы ,выставляют оценки, задают уточняющие вопросы, выделяют наиболее трудные, в которых больше всего было допущено ошибок.
2.
Актуализация знаний (2 мин)
Задаю вопросы (ставлю проблему):
1.Почему погода может измениться в течение дня?
2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?
К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.
Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы
1.Из-за движения воздушных масс.
2.Рассказ учащихся о различных способах. ( В конце урока ,подводя итог дети говорят о том, что самый эффективный из них – воспользоваться синоптической картой.
С помощью синоптических карт можно показать сложность происходящих в тропосфере процессов и явлений формирующих погоду. Однако, она нужна не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться.)
К,Р,П
3.
Постановка темы, цели урока (3 мин)
-Ежедневно вы смотрите телевизионный прогноз погоды , который сопровождается синоптической картой,
- Со всеми ли понятиями, условными знаками вы знакомы?
-Как будет называться тема урока сегодня?
-Как вы думаете какую цель и задачи мы поставим на уроке? А зачем нам это знать?
-И для того чтобы понимать всё выше сказанное необходимо овладеть определенными знаниями и навыками, что мы сегодня и будем делать
Слайд Тема урока.
Отвечают, ставят цель, задачи
Тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Цель : продолжить изучать закономерности циркуляции воздушных масс.
Познакомиться с новыми понятиями : атмосферный фронт, циклон, антициклон, их влиянием на погоду.
П,К,Л,Р
4.
Усвоение новых знаний (13мин)
1.Рассказ.
-Очень часто в метеосводках вы слышите об атмосферных фронтах, движение которых меняет погоду. Что такое атмосферный фронт, попробуйте сказать своими словами. А как дано это понятие в учебнике? А есть ли другие определения этого понятия (Где можно посмотреть?)
Показ слайда.
Отвечают ,дают понятия
Смотрят слайд, записывают в тетрадь понятие.
Л,П,Р,К
Атмосферный фронт-переходная зона ,разделяющая различные воздушные массы.
- Чем различаются по своим физическим свойствам воздушные массы?
Слайд (климатическая карта России).Какие атмосферные фронты вы видите ,какими в.м. они разделены?
- Где расположены атмосферные фронты над территорией России летом?
- Где расположены арктические фронты зимой?
- В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой? По какой причине?
А как же изменяется погода при движении атмосферных фронтов? Найдите соответствующую информацию и исправьте ошибки на слайде.
Слайд Исправь ошибку. Проверяем записи , зачёркиваем лишнее, исправляем ошибки.
Просмотр анимации «Холодный и тёплый фронт».
Ответ: могут быть холодными, тёплыми, влажными ,сухими.
Ответ:
-Арктический и полярный.Арктический между арктическими и умеренными воздушными воздушными массами. Полярный между умеренными и тропическими воздушными массами. Зимой располагается южнее границ России. Оба фронта зимой сдвигаются к югу за «видимым движением Солнца». Отвечают, анализируют карты
Ответ: Исправляют ошибки, объясняют явления.
5.
Динамическая пауза(2 мин)
С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.
2.Сравните и заполните таблицу отличия атмосферных фронтов. Проверяем правильность ответа на слайде (таблица)(Приложение 2)
3. Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).
(Приложение 3)
Смотрим видео циклоне и антициклоне.
Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение.
Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока.
В чём вам может помочь характеристика прохождения циклонов и антициклонов?
4.Прогноз погоды синоптики составляют по синоптическим картам. На них наносятся сведения о погоде за один и тот же час по данным различных метеостанций. Состояние погоды показывается условными знаками и цифрами.
( Сообщение обучащегося).
СЛАЙД Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление)
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).
Заполнение таблицы в ходе беседы, работы с учебником, рисунками . (Таблица 1)
Обучающиеся читают всю информацию о циклоне в учебнике на стр.79-80 и раздаточном материале отвечают на вопросы, исправляют ошибки, зачёркивают лишнее.
Физкультминутка. Изображают циклон, антициклон.
Ответ: В прогнозе погоды.
Слушают
Сообщение обучающегося.
Л,Р,П
5.
6.
7.
8.
Закрепление материала( 6мин)
Подведение итогов (2 мин)
Рефлексия(2мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.)
Ответ на проблемный вопрос ,поставленный в начале урока.
Оцените себя на уроке:
1.Сегодня на уроке было интересно…
2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
3.Мне было легко…
3.Мне было сложно…
4.Я работал на уроке….
5.О том, что я узнал(а),я расскажу…
– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?
Пар.11 стр. 73-80, ответить на вопросы(2-3) после параграфа на выбор.
Работают в 4 микрогруппах обучающиеся ,изъявившие желание выполнить задание. Остальные обучающиеся определяют по стихотворению и слайдам атмосферное явление.
Отвечают на проблемный вопрос.
Оценивают себя, аргументируют оценку свою и других одноклассников.
Записывают д.з.
П,К,Р
П,Р,Л
Л,Р,П,К
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ