Конспект урока для 5 класса "Земля - планета Солнечной системы"
Технологическая карта урока географии в 5 классе
Авторы, разработчики:
Учитель географии Петрова Елена Ивановна «МОУ СОШ №1 п. Пангоды» , п.Пангоды ЯНАО
Предмет
география
Класс
5 класс
Тип урока
урок комплексного применения зун
Технология построения урока
технология критического мышления.
Тема
Земля - планета Солнечной системы
Цель
Формирование углубления знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы
Задачи
Общеобразовательная: формировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Основные термины, понятия
Вселенная ,Солнечная система, планеты и их название, небесные тела,уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
Планируемый результат
Предметные умения
Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Рабочая тетрадь,учебник,атлас
Маршрутный лист
Библиотека элек. наглядных пособий(БЭНП) «Природоведение», сайт «Небесные тела солнечной системы». Видеоролики
Технические средства обучения:
Компьютер-ноутбук на каждой парте
Интерактивная доска с видеопроектором
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Технологическая карта урока «Земля-планета Солнечной системы»
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-публично защищать свою позицию
Личностные УУД:
-осознание ценности географичес-ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.
Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете, о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?
Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?
3. До сегодняшнего дня в современной науке нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?
Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (На экране фото стартующего корабля и звездное небо). На партах маршрутные листы и таблицы.
Маршрутный лист (на каждую группу)
участника(цы) первой межпланетной экспедиции
5-б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» команды « Северяне»
Ф.И._______________________________
Тема: «Уникальность планеты Земля»
Цель: углубить и развить знания о Земле.
Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию из электронного приложения заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.
Название планеты
Расстояние от Солнца
Период обращения вокруг своей оси
Наличие и состав атмосферы
Температура на планете
Наличие запасов воды
Меркурий
После первого этапа ученикам предлагается вернуться на землю и чтобы лучше запомнить планеты, которые им встречались, в солнечной системе, предлагается зарядка для ума- запоминание планет "Запоминайка"- видеоролик.
Комментируют и объясняют содержание этой песни, выясняют почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность,
выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
Ученики делятся на три команды (заранее):
«Северяне»- полетят на Меркурий,
«Россияне»-- на Венеру,
« Ямальцы» - на Марс.
На старт! Поехали!
Вспоминают, что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с электронным приложением на наутбуках , выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.
Маршрутный лист у каждого учащегося.
Проходят первый этап: оформляют отчёт.
Отчеты групп.
« Северяне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
« Ямальцы»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна
После вывода все вслух повторяют
названия планет.
Осмысление
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
-планирование работы учебного сотрудничества,
-управление поведение партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
учебно-познавательный интерес,
-самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- называть методы изучения Земли;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система,Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Этап № 2. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.
Этап № 3. С целью систематизации изученного материала учитель предлагает приступить к выполнению третьего этапа.
Введение понятия «озоновый экран». Демонстрация видеоролика-"озоновые дыры"
Этап № 4. Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?
1.Входит в состав___________________________________________________
2.Является________________________________________________3.Обеспечивает процесс создания растениями ____
Выполняют этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?
1.______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца -150 млн.км.;
-период обращения вокруг своей оси.
2. Наличие атмосферы.
3. Обладание большими запасами воды.
4. Наличие почвы.
Выполняют этап №3
Ответы групп.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
2.Сохраняет тепло в ночные часы
3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом. Введение понятия «озоновый экран»
4.Поставляет углекислый газ для питания растений
5.Через атмосферу совершается круговорот воды.
Значение гидросферы для жизни на Земле:
1.Входит в состав всех живых организмов
2.Является средой обитания
3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ
Значение почвы для жизни на Земле: 1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
2.Является средой обитания
По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.
Ученики слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Рефлексия
(осмысление)
Этап 5. Организует рефлексию.
Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:
а) наличию атмосферы;
б) наличию воды;
в) наличию почвы;
г) положению Земли в космическом пространстве.
2. Озоновый слой предохраняет:
а) планету от падения метеоритов;
б) живые организмы от губительного излучения;
в) планету от потери тепла.
3. Огромными запасами воды обладают:
а) все планеты Солнечной системы;
б) Земля и Меркурий;
в) только Земля.
4. Средами обитания являются:
а) почва;
б) вода;
в) воздух.
5. Почва обеспечивает растения:
а) углекислым газом, необходимым для питания;
б) светом;
в) необходимыми для развития минеральными веществами.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
Организует процедуру самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).
3.Итог урока.
Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.
А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Выполняют тест
Слушают, анализируют.
Отвечают на вопросы:
Осуществляют процедуру само - и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
Этап №5. Домашнее задание.
Повторить материал темы «Земля»
Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность
планеты Земля» пар.14
Синквейн урока:
Урок географии
Увлекательный, познавательный
путешествовали, искали, узнавали
урок прошел быстро.
Здорово!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ