Конспект урока на тему: "Промышленность мира и окружающая среда" 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Советский ХМАО - Югра
Конспект урока по географии
в 10 классе
Промышленность мира и окружающая среда.
подготовила
учитель географии
Софронова Татьяна Геннадьевна
г. Советский
2014
Тема: Промышленность мира и окружающая среда.
Цели:
углубить знания учащихся о взаимосвязи между развитием отраслей промышленности и географией «грязных» регионов мира;
развивать умения учащихся составлять картосхемы;
проводить демонстрационные опыты;
формировать экологическое мировоззрение учащихся;
воспитывать культуру ведения дискуссии;
развитие речи.
Оборудование:
политическая карта мира;
картосхемы;
магнитофон;
глобус;
тестовые задания.
Методы обучения:
словесные (беседа);
наглядные (опыты, демонстрация картин);
практические методы.
МПС: экология, химия.
Ход урока.
1. Организационный.
- Здравствуйте, садитесь!
2. Подготовка учащихся к активной УПД на основном этапе урока.
Урок сегодня необычный . Мы находимся с Вами на конгрессе. Тема «Промышленность мира и окружающая среда».
Включается музыка. У доски расположен глобус. Появляется инопланетянин.
Инопланетянин. Срочное сообщение в Центр управления полетом: в зоне видимости приборов нашего космического корабля находится неизвестная планета. Запрашиваем информацию из банка данных.
Голос. Внимание! Центр отвечает! Перед вами прямо по курсу- планета Земля, конечная цель вашей экспедиции. Для вас открывается доступ в блок информации, являющейся до настоящего времени секретным. Итак, слушайте.
Мудрец. До планеты сегодняшних дней,
До ее снегов и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За нее никто не в ответе;
Заблудились пошли не туда,
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь - направо и ветвь - налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
А под ним проносится век:
Повороты, круговороты…
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Голос. Вспомните цели нашей экспедиции.
Инопланетянин. Цели нашей экспедиции таковы:
выявить основные особенности развития и размещения промышленности Земли;
получить знания о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду планеты;
познакомиться с умением землян культурно вести дискуссию и аргументировано отстаивать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.
Голос. Для чего вам все это нужно?
Инопланетянин. Девиз нашей экспедиции: просто- знать- это еще не все. Знать, чтобы уметь, чтобы делать. Следовательно, мы должны получить знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни в деле сохранения окружающей нас Вселенной.
Голос. Ответы приняты. План дальнейшей работы: забрасываетесь на Землю на пресс- бой мировой общественности по теме «Промышленность мира и окружающая среда». Под видом землян вы принимаете участие в работе, задаете вопросы обо всем, что будет не совсем понятным. Предварительно познакомьтесь с другими участниками встречи.
Вы поделитесь на группы: эксперты - географы, эксперты - экологи, эксперты- химики, группа по мониторингу.
Инопланетянин. Что же является главным в нашей работе?
Голос. На это вам ответят сами земляне. Вот что гласит одна из древних восточных легенд.
Мудрец. Однажды богатый правитель созвал к себе мудрецов и поставил им условие: он хочет узнать все обо всем на свете. Но как это сделать? Мудрецы ответили, что мудрость всех времен и народов заключена в книгах. Тогда правитель повелел собрать ему все самые мудрые книги. Но, увидев, как их много, он воскликнул: «Чтобы прочесть их все, мне потребуется не одна жизнь!». И приказал мудрецам собрать и принести ему все самое главное из этих книг. Но чтобы этого было малое количество. И вскоре мудрецы принесли ему совсем маленькую коробочку. Правитель открыл ее и увидел горсть пепла. Мудрецы же сказали, что только так они смогли выполнить приказ правителя, ибо нельзя изложить главное короче, чем оно уже было изложено, в книгах. И главным является все то, что происходит в мире людей и еще может произойти.
Голос. Итак, пресс- бой начинается.
3.Формирование новых знаний.
Начинается ролевая игра: группы учащихся, сменяя друг друга, выступают в роли экспертов по различным вопросам; по ходу выступлений остальные ученики задают вопросы. По ходу урока все ученики должны составить картосхему «Промышленность мира» (отметить центры, экспортеров, импортеров). В конце урока- тест.
Выступление экспертов- географов.
Учащиеся выступают и рассказывают:
- машиностроение
- электроэнергетика
- химическая промышленность.
(Каждый выступающий сопровождает свой ответ показом на настенной карте. Остальные учащиеся составляют картосхему).
Вопросы к экспертам- географам.
Как вы считаете, где же все - таки на нашей планете находятся самые загрязненные территории и с какими производствами они связаны?
Каковы основные пути решения экологических проблем? и т. д.
Выступление экспертов- экологов.
Ведущий. Во взаимосвязи природы и общества можно выделить 3 этапа, определяемые тремя технологиями производства.
1 этап. Господство ручного труда.
2 этап. Машинное производство.
3 этап. Дальнейшее выживание человечества.
Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологические проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены они могут быть только при широком международном сотрудничестве.
Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий диалог.
Пессимист. Я считаю, что экологическая катастрофа неизбежна, и сейчас попытаюсь доказать это конкретными примерами. Возьмем электроэнергетику. Всего одна ТЭС мощностью 1 тыс. МВт ежегодно выбрасывает в атмосферу 5 тыс. двуокиси серы, 10 тыс. т. окислов азота, 400 тыс. т. золы, в том числе 80 т. тяжелых металлов. А таких электростанций в мире великое множество.
Оптимист. Но ведь можно развивать атомную энергетику. При правильно выбранной технологии создания АЭС являются более чистыми с экологической точки зрения. И отходов дают мало.
Пессимист. Это при правильно продуманной технологии. А если это не так? Масштабы катастроф на АЭС хорошо известны, взять хотя бы пример Чернобыля. К тому же существует проблема захоронения отходов. Их нередко сбрасывают в контейнерах в открытый океан, но морская вода со временем способна разрушать стенки контейнеров, и происходит радиоактивное заражение морских глубин.
Оптимист. В таком случае выход может быть в развитии тех типов электростанций, которые используют энергию ветра, солнца…. Экологически они безвредны.
К данным вопросам надо подходить только совместными усилиями всей мировой общественности.
Вопрос к экспертам- экологам.
- Скажите, а какие отрасли промышленности наносят большой урон окружающей среде - добывающая или обрабатывающая?
Выступление экспертов- химиков.
Учащиеся демонстрируют опыт, показывающий влияние кислотных дождей на окружающую среду.
Выступление группы по мониторингу.
- Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного?
- Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них - это вода, ¼- суша. Четверть еще разделили на 2 части. Получим кусочек, где живут люди. Это всего 1/8. Разделим ее еще на 3 части: 2 из них - это города, леса, дороги, и 1 часть- это земля, которую мы используем для сельского хозяйства.
«Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
И вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща. Необходимо также, чтобы каждый из нас по настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от нашего в том числе.
4.Закрепление материала.
Раздается тест. Учащиеся выполняют 10-11 мин.
5.Подведение итогов.
Выставление оценок выступающим.
Список использованной литературы
Литература:
1.Максаковский В. П. География: Учебн. 10 кл.
2. Гладкий География: Учебн. 10 кл.
3. Толмачева Е. В. География 10 кл. Поурочные планы.
4. Криксунов Е. А. Экология: 10 кл.
5. Журнал «География в школе».
6. Газета «География».
7. Энциклопедия по географии.
8. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: 9- 11 кл.
9. Энциклопедия по экологии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ