Конспект урока по географии в 7 классе на тему "Южные материки"
Государственное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа№2
г.о. Отрадный Самарской области
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Южные материки»
подготовила
учитель географии
Афанасьева Ольга Евгеньевна
г. Отрадный
2014
Открытый урок 7класс
"Южные материки."
Урок-путешествие.
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания о материках по плану.
Закрепить умение составлять сравнительную характеристику.
Продолжить контроль знания терминов, применяемых в ходе изучения темы.
Закрепить знания об основных полезных ископаемых по значкам.
Продолжить работу с контурными и настенными картами.
Ознакомить с высказываниями учёных, внесших свой вклад в изучение какого-либо материка.
Закрепить вопросы экологии по изученным материкам.
Оборудование урока: “Физическая карта мира”; отдельно оформленный стенд; раздаточный материал: значки полезных ископаемых (коллекция), таблицы - животный и растительный мир материков, исследователи - даты и фамилии (на магнитах), заготовленная ромашка.
Девиз на экране: Эй, товарищ, не ленись! Отвечать поторопись!
Ход урока Учитель (ведущий). Сегодня мы всем классом отправляемся в самое большое путешествие: “Путешествие по Южным материкам”, которое будет проходить в несколько этапов:
1 этап: “Географический диктант”. 2 этап: “Разреши проблему!” 3 этап: ”Имена и годы”. 4 этап: “Самое-самое…” 5 этап: “Плывём по течению”. 6 этап: “Узнай меня!” 7этап: “Путевые заметки”. 8 этап: “Чудеса земли”. 9 этап: “Творческая работа”. 10 этап: “Финиш!”
1. Географический диктант.
Заранее раздаются: 1) чистые листочки;
2) сигнальные карточки.
На доске пишется: 1-2 ошибки – «4»; 3 ошибки – «3».
1. Второй по величине материк мира. (Африка.)
2. Материк, пересекающий все меридианы Земли. (Антарктида.)
3. Южная точка этого материка – мыс Горн. (Южная Америка.)
4. Восточная часть этого материка омывается Индийским океаном. (Африка.)
5. Этот материк не имеет государственных границ. (Антарктида.)
6. Восточная часть материка омывается самым большим океаном земли. (Австралия.)
Ребята меняются листочками. Проверяют все вместе друг у друга и сами ставят оценки, ориентируясь на записи, на доске.
Учитель. 1) Поднимите красные карточки, кто выполнил работу на «5»; 2) Синие карточки - кто на «4».
После этого учащиеся передают листочки на учительский стол.
2.«Разреши проблему»
Как и в каждом путешествии в жизни бывают препятствия, так и вам предлагается препятствие путем разрешения нескольких проблем.
Осуществляется работа по карточкам трех уровней.
1. Кто такой? Что такое?
2. Сравнительная характеристика.
3. Опиши проблему материка и пути, варианты ее решения.
4. Работа по контурной карте.
Учащимся раздаются по цветовой гамме карточки по уровням.
1-й уровень
Несколько учащихся получают карточки.
1).Кто такой? Что такое? 2).Кто такой? Что такое?
1. Амазонская……………. 1. Колибри……………….
2. Анаконда……………… 2. Ленивец……………….
3. Муравьед……………… 3. Тукан………………….
4. Мулаты………………… 4. Пигмеи………………..
5. Кенгуру………………… 5. Бразильское…………..
6. Лианы…………………. 6. Виктория………………
3.) Найди ошибку, или третий лишний.
В Африке есть:
1) горы: Драконовы, Атласовы, Анды;
2) много озер: Титикака, Танганьика, Чад;
3) много рек: Муррей, Конго, Нил;
4) разнообразный животный мир: слоны, львы, пингвины.
2-й уровень
1) На контурной карте отметить объекты, обозначенные цифрами по любому материку.
2) Карточка на сравнение:
а) сравните рельеф Южной Америки и Австралии;
б) сравните рельеф Южной Америки и Африки.
3-й уровень
Работа с раздаточным материалом.
Карточки с заданиями
1. Объяснить причину засушливости северной части Африки (назвать
не менее трех причин)
2. Почему Южная Америка самый влажный материк?
Как изменился бы климат Южной Америки, если бы горы Кордильеры
располагались вдоль восточного побережья?
3. «Имена и горы».
Работа по магнитной доске, где заранее вывешивают фамилии исследователей, написанные на формате, и отдельно изготовленные карточки на магнитах, на которых указан год исследования. Расставить их так, чтобы они не соответствовали фамилиям.
Задание. Посмотрите внимательно на доску. Все ли здесь верно? Если нет, то докажите и поставьте правильно.
Это задание может выполнять либо один ученик, либо кто-то по желанию учащихся из класса по очереди.
Правильно:
1770г. Дж. Кук
1498г. Васко да Гама
1492г. Х. Калумб
1819г, М.П. Лазарев
4. «Самое-самое…».
Ученикам предлагается продолжить фразу, заранее написанную на доске:
Африка – это самый……………………..
Антарктида - это самый…………………..
Австралия – это самый……………………
Южная Америка – это самый…………….
После этого проводится работа со значениями полезных ископаемых. Их наличие отмечают на физической карте на каждом материке.
Учитель показывает значок минерала. Ребята называют его, показывают на карте в конкретном месте того или много материка.
Отметить материки, наиболее богатые полезными ископаемыми.
5.»Плывем по течению».
1) Для работы вывешивается заранее заготовленный кроссворд – «реки и озера» - соответствующих размеров.
2) Вызывается два ученика.
Задание. 1-й ученик зачитывает вопросы и дает ответы. 2-й – показывает эти объекты на настенной «Физической карте мира».
-
2
4
1
5
3
6
7
По вертикали. 1. Река, на которой находится водопад Виктория. 2. Самая длинная река мира. 3. Эта река дважды пересекает экватор. 4. Одно из озер Африки.
По горизонтали. 5. Высокогорное озеро в Южной Америке. 6. Самый высокий водопад на Земле. 7. Река, имеющая самый большой речной бассейн.
6. «Узнай меня!»
Игра «Ромашка», приготавливается заранее.
Задание. Оторвать лепесток и дать название животному или растению, назвать материк, где его можно встретить.
Предлагаемые варианты вопросов:
1. Эта птица, считающаяся символом семейного счастья, пользуется в Зимбабве особой заботой. Она является надежным защитником полей от вредителей и стоит под особой охраной.
2. Этих крупных животных знают все. Родившийся детеныш (как правило, один) величиной с грецкий орех, достигает в зрелом возрасте высоты более 2 м. появившись на свет он – цепляясь коготками за шерсть – пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время.
3. Это удивительное растение, диаметр листьев которого доходит до 2 м, и которые могут выдерживать 8 кг равномерно рассыпанного на них песка.
4. Это дерево выращивают в тропическом поясе материка: плоды размером с человеческую голову, с сочной питательной мякотью, лишенной семян, растут на стволах или толстых ветвях, богаты крахмалом. Они употребляются в пищу в вареном, поджаренном виде, из них пекут лепешки.
5. Это странное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детенышей вскармливает молоком.
6. Символ Антарктиды. Крупные птицы: высота 120 см, масса 40-59 кг. Удивительная окраска, плавают под водой на боку и вверх брюхом.
7. «Путевые заметки».
Путешественники всегда вели дневники, а, следовательно, эти люди должны быть грамотным, а вы?
Вызывается один ученик к доске, где написаны слова.
Задание. 1) Произносите правильно слова. 2) Поясните значение этих слов.
Итак, предлагаются следующие слова:
Оазис – это…
Пампа – это…
Крики – это…
Сельва – это…
Вади – это…
8. «Чудеса земли».
На заранее приготовленном стенде с контурами материков и некоторыми записями на них проводится следующая работа.
Цель: установить, о чем говорят записи на стенде.
Работу выполняют так:
1) учитель показывает на запись;
2) ученики поясняют, что это за чудо.
1054 - высота Анхеля;
+58 - самая высокая температура Земли;
Сахара -самая большая пустыня;
Анды - медный пояс. Горы Южной Америки;
-89 - самая низкая температура Земли;
Атакама - самая сухая пустыня Земли;
5140 - высота Антарктиды;
Конго - самая полноводная река Африки, дважды пересекающая экватор.
9. «Творческая работа».
В ходе изучения материков вы тоже писали свои заметки. И мне хотелось бы отметить лучшие работы. При зачитывании отдельных фрагментов ребята должны угадать, о каком материке идёт речь.
На этом этапе зачитываются эпиграфы, которые использовались перед изучением каждого материка, а ребята угадывают, о каком материке идёт речь.
После этого проверяются работы, которые выполнялись письменно.
10. «Финиш!».
Подведение итогов.
Сначала предоставляется слово ученикам, а затем учителю.
Учитель. Вот мы и закончили самое длинное путешествие по южным материкам нашей планеты. Мы познакомились с особенностями материков, объяснили причину их общности, выделили их отличия, обратили внимание на разнообразие природы, а также на то, что некоторые из представителей флоры и фауны требуют принятия в отношении их охранных мер. Мы познакомились с новыми терминами, научились их правильно писать и произносить.
Усвоим для себя несколько правил:
1. Больше читать.
2. Учиться красиво говорить.
3. Уметь разбираться в картах.
4. Уметь одеваться в соответствии с климатическими условиями материка, на котором вы окажетесь.
Зачитывается стихотворение:
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Домашнего задания нет. Раздаётся информация о А. И .Цирикове и Витусе Беринге.
Заключение. Девиз был для вас хорошим путеводителем.
Выставляются оценки, отмечаются наиболее активные ученики.
Список использованной литературы
1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. 7 класс. – М. : Дрофа. 2007. 2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005
3. Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс». -2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
4. Л.Ф.Ляховская. История географических открытий. Учебно-справочное пособие. Самара, 2005.
5. Атлас. География материков и океанов 7 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ