Конспект урока на тему "Температура воздуха"
Температура воздуха
Цель урока: создание условия для самостоятельного изучения учащимися закономерностей нагревания земной поверхности.
Образовательно-воспитательные задачи урока:
сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности,
научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток,
сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха,
продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
Формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, проблемный метод, практическая работа, работа в парах.
Оборудование:
учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И., компьютерная презентация « Температура воздуха», раздаточный материал.
Ход урока:
Актуализация и целеполагание
Вопрос: почему был удивлен Незнайка при подъеме на воздушном шаре, когда обнаружил, что становится холоднее? Ученики объясняют процесс нагревания земной поверхности солнечными лучами, устанавливает причинно-следственные связи между высотой Солнца, нагревом земной поверхности и температурой воздуха. Учащиеся выясняют, что температура воздуха в тропосфере с высотой понижается примерно на 6 °С на каждый километр высоты, и, используя знания о замерзаемости воды, высказывают предположение, на какую высоту поднялся Незнайка со своими друзьями на воздушном шаре, если на носу у них образовались сосульки.
Учащиеся формулируют тему урока – «Температура воздуха».
По слайду № 3 учащиеся формулируют проблему урока: «Почему воздух на поверхности Земли нагреваются по-разному?»
Накопление информации
Как учитывать температуру воздуха, если она меняется даже в течение одних суток? Вычислить среднюю за сутки температуру. Предлагается алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха при одинаковых её значениях и рассчитывается среднесуточная температура:
Сложите все температуры воздуха
Разделите сумму на количество измерений
Предлагается алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха при разных её значениях и рассчитывается среднесуточная температура:
Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.
Проблема - Как определить среднемесячную температуру? Самостоятельные ответы учащихся.
Сравнение географической широты городов Норильск, Москва, Астрахань.
Совместная работа по составлению графика годового хода температур в городе Норильске за 2010 год.
Самостоятельная работа учащихся по составлению графиков годового хода температур в городах Москва и Астрахань за 2010 год.
Формирование понятия «годовая амплитуда температур воздуха», расчет амплитуды для вех трех городов.
Сравнение трех графиков, выявление сходства и различий. Вывод – в каком городе, более южном или более северном, климат более холодный и более теплый.
Работа в парах по вопросам: «Почему в этих городах России разная температура воздуха? От чего зависит нагревание земной поверхности?»
Вовлечение в дискуссию. По итогам высказанных мнений – просмотр видеофрагмента.
Решение поставленной проблемы
В качестве подведения итогов учащиеся заполняют пропуски в карточке, которая станет для них справочным материалом.
Солнце приносит на поверхность Земли ______. Но его лучи падают на поверхность планеты _____________. Так как Земля имеет форму ____, солнечные лучи поступают под разным _____. Чем ближе угол падения к ________, тем больше тепла усваивается. Угол падения солнечных лучей уменьшается от _________ к _________, поэтому и климат становится холоднее от _________ к _______. Образование тепловых _______ в зависимости от географической широты называется законом широтной зональности.
Рефлексия
Учащиеся отвечает на вопросы
сегодня я узнал (а) …
было интересно…
было трудно…
я понял (а), что…
теперь я могу…
я научился (научилась) …
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ