Конспект урока по географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" 8 класс


Ф.И.О

Юдинцева Жанна Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ №76 Орджоникидзевского района г. Уфа

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

8

Тема урока

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Базовый учебник

Учебник: Николина В.В. « Природа России».



  1. Цель урока: формирование знаний об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их взаимодействии на погоду и климат России.

9. Задачи:

- обучающие: углубить знания о климате России;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.



Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: знать понятия Циклон, Антициклон, Атмосферные фронты, их характеристики.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный (индивидуальная и групповая работа учащихся).

Форма работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет.

Оборудование: учебник, физическая и климатическая карты России, таблицы, схема «Циклоны и антициклоны».





























Технологическая карта урока (Структура и ход урока).

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Задает вопросы по пройденному материалу (устно):

  1. Что такое воздушная масса?

  2. Какие воздушные массы преобладают в России?

  3. Показать на физической карте направления преобладающих воздушных масс (с помощью стрелок- магнитов).


Демонстрируют знания по пройденному материалу.

3 мин

2

Актуализация

темы

1.Загадывает загадки по данной теме (см. приложение 1).

2.Демонстрирует видеоролик «Циклоны и антициклоны» (см. приложение 4).



Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока.

5 мин

3

Изучение нового материала

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника:

1.Объяснение понятия «Атмосферный фронт» и причин его формирования.

2.Какие изменения происходят в атмосфере при прохождении атмосферного фронта?

3.Какие атмосферные фронты образуются над территорией России? Как они формируются?

АВ {Аркт. Фронт} ВУШ

ВУШ {Пол.фронт}ТВ


4.Определите по карте (учебник стр.96-97, рис.44) где располагаются арктические и полярные фронты зимой и летом? Почему не показаны полярные фронты зимой?




5.Рассматривает типы атмосферных фронтов.








6.Демонстрирует видеоролик о циклонах и антициклонах (см. приложение 4). Дает подробную характеристику циклону, используя схему.


7.Просит дать характеристику антициклона по аналогии с циклоном, заполнив таблицу.















1.Узнают новые факты.




2.Отвечают на вопрос, используя текст учебника.



3.Отвечают на вопросы, делают вывод.






4.Работают с учебником, отвечают на вопросы, демонстрируя знания. С помощью специальных условных знаков – магнитов наносят на физ. карту (на доске) атмосферные фронты.



5.На основе изученного материала заполняют таблицу (см. приложение 2): «Типы атмосферных фронтов» в тетради и на доске (2 человека). Сравнивают результаты.


6.Узнают новые факты.






7.Используя полученные данные, а так же интернет-ресурсы, заполняют таблицу (см. приложение 3): «Циклоны и антициклоны» (2 ученика у доски, остальные в тетрадях).


Сравнивают полученные данные, внося изменения и дополнения.






Решают проблему, демонстрируя знания (К)







3 мин




2 мин




2 мин







3 мин










3 мин








5 мин







7 мин

4

Закрепление

Географический диктант. Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона и атмосферного фронта (см. приложение 5).

Отвечают письменно на вопросы учителя.

5 мин

5

Итог урока (рефлексия)

1.Просит учащихся обменяться работами, проверить и оценить своего соседа по парте.

2.Просит учащихся оценить свои знания по изученной теме следующим образом:

1) «Я все понял и смогу объяснить этот материал другому».

2) «Я понял материал и могу объяснить другому, но при помощи учителя».

3) «Я понял материал частично».

4) «Я ничего не понял».


2.Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

3.Объясняет д/з:

1) §15 ,вопросы 1-4 стр.87

2)подготовить презентацию по пройденной теме.

Оценивают свою работу на уроке, а так же всего класса. Записывают домашнее задание в дневник.


5 мин



























Приложения к плану-конспекту урока

Приложение №1

Географические загадки:

1.В атмосфере снизилось давленье,

Воздух переходит в наступленье,

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Значит надвигается ………….(циклон).

Пробежит со скоростью большой,

Летом дождь, и снегопад зимой.


2.Давленье высокое, воздух сухой,

Слабенький ветер, тишь и покой.

Зимой при солнце крепкий мороз,

Летом же ясный выдан прогноз.

Порядки такие заводит лишь он,

Тот, кто зовется ………..(антициклон).


Приложение №2


Теплый фронт

Холодный фронт

1.Теплый воздух надвигается на холодный.

1.Холодный воздух надвигается на теплый.

2.Теплый легкий воздух поднимается вверх.

2.Холодный воздух выталкивает легкий теплый воздух.

3.Затяжные моросящие дожди.

3.Ливни, грозы.

4.Потепление.

4.Похолодание.














Приложение №3



Циклоны

Антициклоны

Что это?

Атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.

Атмосферное давление

Низкое давление в центре, высокое на периферии.

Высокое давление в центре, низкое давление на окраине.

Движение воздуха

От периферии к центру, против часовой стрелки.

От центра к окраине, по часовой стрелке.

Явления

Охлаждение воздуха, образование облаков, выпадение осадков.

Прогревание воздуха.

Место рождения

Северная Атлантика, Баренцево море, Охотское море.

Зимой – Сибирский антициклон, Средняя Сибирь.

Погода

зимой

летом

зимой

летом

Потепление, осадки, пасмурно.

Похолодание, осадки, облачно.

Холодная, ясно, без осадков.

Жаркая, ясная, без осадков.


Приложение №4.

Ссылка на интернет – ресурсы:

  1. www.youtube.com/wath?v=jWnE35o2nky

  2. www.youtube.com/wath?v=fGLOABBYVUI















Приложение №5.

Географический диктант.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона и атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

  3. Приносит пасмурную погоду.

  4. Устойчив, малоподвижен.

  5. Устанавливается над Восточной Сибирью.

  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

  7. Восходящие потоки воздуха.

  8. Нисходящее движение воздуха.

  9. Движение от центра к периферии.

  10. Движение против часовой стрелки к центру.

  11. Они бывают теплые и холодные.

Циклон: 2, 3,7, 10.

Антициклон: 1, 4, 5, 8, 9.

Атмосферный фронт: 3, 6, 11.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ