Методическая разработка урока географии в 5 классе "Географические карты" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока географии в 5 классе Автор Шацких Н.В.
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: Географические карты
Цель урока: Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений; сформировать понятие «географическая карта».
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности.
Развивающая:
Развитие способности применять полученные знания на практике.
Воспитательная:
Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, групповая
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- географическая карта;
- отличие карты от плана местности;
- различие карт по основным группам
Технологическая карта
№
п/п
Этап
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
(в мину-
тах)
учителя
учащихся
1
Орг. момент
Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение слушать.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Готовят рабочее место.
1 мин.
2
Целеполагание и мотивация
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
На этом этапе учащимся предлагается отгадать
загадку:
- Страны без людей
Города без домов
Лес без деревьев
Море без воды…
- Что это такое?
и ответить на вопросы:
-Что вам известно о картах?
-Когда появились первые карты? Как они выглядели?
-Сравните свои представления (слайд1)
-Что обычно наносится на карту? Каким образом?
-Почему карту называют «языком» географии?
Учащиеся, отгадывая загадку, додумываются, что это географическая карта; формулируют тему и выводят цели урока, после ответов на вопросы учителя уточняют понятие и записывают определение в тетрадь.
Презентация
3 мин.
3
Актуализация знаний
Познавательные:
Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме.
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Учащимся предлагается сравнить географическую карту и план местности и сделать вывод:
На плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на которых можно увидеть отдельные дома, луга, поля и т. д. На географической карте изображено более обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности Земли с помощью условных знаков.
Учащиеся заполняют таблицу
Элементы сравнения
Географическая карта
Топографический план
Территория
Большая
Небольшие участки
Наличие масштаба
+
+
Способы изображения рельефа
Горизонтали, цвет
Горизонтали
Населённые пункты
Кружок
Отдельные дома, кварталы
Названия объектов
Города
Деревни
Электронные кары
10 мин.
4
Изучение нового материала
Познавательные:
Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно, использовать в речи новые термины
Учащимся предлагается рассмотреть схему в учебнике, которая отображает всё разнообразие карт, самостоятельно привести примеры разных карт по назначению, используя настенные карты и презентацию.
Самостоятельно рассматривают схему учебника, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия.
Учебник страница 46--47
10 мин
5
Физкультминутка
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки
Выполняют движения под руководством учителя:
Ветер дует с севера
Ветер дует с юга
Ветер дует с запада
Ветер дует с востока
Ураган
Штиль
1 мин.
6
Первичное применение новых знаний
Познавательные:
Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные:
Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные:
Организовывать учебное сотрудничество,
умение работать в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Организация работы по закреплению первичных знаний.
Работа в группах.
Загадка.
Карты в нём одна к одной
Сшиты в типографии
Он теперь всегда с тобой Гид по географии .(Атлас)
-Люди разных профессий могут иметь дело с картами. На уроке мы познакомимся не только с картами атласа, но и с профессиями людей, которые их используют в своей деятельности.
Организуется 5 групп учащихся: климатологи, биологи, гидрологи, страноведы, геологи, каждая из которых получает письменное задание в конверте:
- познакомиться с профессией;
-выбрать нужную карту
-дать ей характеристику по предлагаемому плану
Учащиеся отгадывают загадку и расширяют свои представления об атласе из презентации (как выглядел самый первый атлас, самый дорогой…) и отвечают на вопрос:
-Для чего нужен атлас?
Учащиеся работают в группах, получив задание в конверте, а затем отчитывается
каждая группа.
Слайды презентации
10 мин.
7
Итог урока. Рефлексия
Познавательные:
Оценка процесса и результата деятельности
Регулятивные:
Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли.
Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог по написанному кластеру.
Подводится итог новой теме, учащиеся каждой группы составляют кластер – что я узнал о географической карте.
5 мин
8
Инструктаж домашнего задания
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж.
Записывают задание
1 мин
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ