Конспект урока по географии "Гидросфера" 5 класс

Открытый урок географии 5 класс

Учитель Щеголева Н.А.

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

Цель урока. Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках. Закрепить, расширить и углубить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия :океан, море, залив. пролив, течения.

Воспитательная: Формировать у учащихся географическую культуру. Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека. Формировать нравственно- ценностное и эстетическое отношение к воде как источнику жизни, красоты, духовных сил человека. Воспитывать экологическое сознание.

Развивающая: Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы. Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности.

Оборудование: Физическая карта полушарий, атлас для 6 класса. контурные карты, карточки с очертаниями географических объектов.

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Методика проведения: урок- игра.

Ход урока

  1. Мобилизующее начало. ( музыка воды) Что вы слышате? Какие у вас представления?

  2. Актуализация знаний.

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Правильно – тема урока «Гидросфера». Да действительно мы будем говорить о воде. Первый урок мы с вами об этом говорим? Мы говорили об этом насколько уроков. А сегодня подведём итог – тому, что мы узнали. Я хочу чтобы сегодня на уроке мы немножко поиграли, расширили свои знания, высказали отношение к воде. Слайд № 1

Командир и члены экипажа приветствуют на гидроплане. Пристегните ремни. Мы взлетаем. Приятно провести время в полёте помогу вам –я стюардесса корабля.

Есть на всё в программе мера.

Наша тема «Гидросфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовёт нас вдаль.

Гидросфера – оболочка,

Только рано ставить точку:

Знанья о воде Пригодятся детворе .

1. Чтобы не ставить точку посмотрите в иллюминаторы мы приводняемся на станцию: Кто быстрее, кто точнее. ( слайд 2)

  1. Почему пресная вода на Земле не иссякает?

  2. В каких состояниях находится вода в природе?

  3. Назовите основную причину круговорота воды в природе?

  4. В каком состоянии воды на Земле больше?

  5. От чего образуются цунами?

  6. Назовите самое большое озеро Австралии?

  7. Что включают в себя « внутренние поверхностные воды»?

  8. На какой реке находится водопад Виктория?

  9. Назовите самый крупный остров на Земле?

  10. Что такое архипелаг? Повторили. Молодцы справились хорошо!

2. Следующая остановка «Третий лишний.» Слайд 3

Волга, Мама, Памир.

Берингов, Бискайский, Дрейка.

Ладожское, Гурон, Амазонка.

Ньяса, Ниагара, Енисей.

Мадагаскар, Чукотка, Камчатка.

Сахалин, Лабрадор, Гренландия.

Анхель, Балатон, Виктория.

3.Давайте посетим литературную страничку. Кто знает стихотворения о

воде? ( слайд 4)

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись-

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась жизнь


У всех людей одна планета:

И ветрам нет по ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей.

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Позвольте вас спросить тогда:

В каком состоянии бывает вода?

Вода в гидросфере подвижна:

То жидкость она, то лёд

Может в пар она превратиться

Или в глубины Земли просочиться.

Что же такое круговорот

.

Пусть на земле не умирают реки ,

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины

Храните речку светлую мою! Слайд 5)

Какие воды суши есть в нашей местности? Как используется вода в нашем селе? Как мы относимся к водным ресурсам?

Представьте на миг. Что вода исчезла. Что произойдёт? Выразите свои мысли на листочке 2-3 предложениями.

Без воды трудно представить нашу планету. Голубая и красивая планета Земля превратится в безжизненную . Мы не ценим воду, мы как дети с игрушкой играем, загрязняем её, отравляем её, убиваем.

4. Вы устали. Проведем физминутку. Слайд №6

5. Я вас приглашаю на станцию Отгадай-ка. ( слайд 7)

Серое сукно тянется в окно? ( пар)

В воде не тонет, в огне не горит (лёд)

Горя не знает, а горько плачет ( туча)

Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт ( иней)

Я- бассейн, я дар природы,

Берега мои прекрасны.

Голубые мои воды

Люди любят не напрасно ( озеро)

Я начинаюсь с ручейка,

Теку сквозь страны и века,

Дорогу к морю находя.

Ты знаешь, что такое- я (река)

С гор летит воды каскад, значит, это ( водопад)

Если глянешь ты туда,

Если глянешь ты сюда,

то везде-одна вода,

и сегодня и всегда. ( море)

Много дней в горах подряд

Снег идет и сыплет град,

Слой осадков тех велик,

И зовут его… ( Ледник.)

Море, озеро и пруд

Словом как одним зовут? ( Водоем.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан. ( Вода.)

За плотиной водоем,

Карп зеркальный плещет в нем. ( Пруд.)

В сто морей тот великан,

Он зовется… (Океан.)

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог. ( Ручей.)

6.“Правильно отбери” и “Узнай силуэт”.( Слайд 8)

Тема 1. “Реки”. Термины: водопад, половодье, пойма, исток, речная долина, паводок, водораздел, устье, русло, речная система, речной бассейн, порог.

Тема 2. “Озера”. Термины: Озерные котловины, бессточные озера, сточные озера, озера- старицы.

Тема 3. “Ледники”. Термины: айсберг, ледник, морена, снеговая линия.

Тема 4. “Мировой океан и его части”. Термины: пролив, залив, море, материк, полуостров, архипелаг, остров.

6. Следующая станция « А знаете ли вы?» ( слайд 9)

Жизнь на Земле зародилась именно в воде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды: растения – на 75%, рыбы на 70%, организм человека содержит около 65% воды, животные – более чем на 60%, а серое вещество человеческого мозга содержит примерно 84% воды.

Самый высокий водопад в нашей стране носит название Ильи Муромца. Находится он на острове Итуруп. Высота водопада 141 м. А самый высокий водопад в мире- Анхель. Он находится в Южной Америке в верховьях реки Чурун. Его высота 1054 м. Открыл этот водопад лётчик Анхель в 1935 г., его имя носит водопад.

Ягуар подманивает рыб, опуская в реку кончик хвоста. Рыбы думают, что в воду упал спелый фрукт, и подплывают поближе. Ягуар быстро разворачивается и выхватывает добычу из воды.

7.Следующая остановка Считалка. Слайд 10

Рек на свете пруд- пруди,

Да на карте находи:

Есть Свияга и Сура,

И Онега, и Тура.

Волга, Дон, Хопёр, Ворона,

Унжа, Нея и Сухона,

Нейва, Яйва и Кура-

Начинается игра.

Кто запомнил –выходи

И конечно же, води.

Переставьте буквы так, чтобы у каждого слова получилось название реки.

Лин, дно, рука, муар, мука, раут, нарага, рапана, Аня. ( Нил, Дон, Кура, Амур, Кума, Тура, Ангара, Парана, Яна.) Молодцы!

8. Работа с кроссвордом.

.“Русло”






  1. Водный поток, текущий в углублении, называемом руслом.

  2. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.

  3. Начало реки.

  4. Скопление пресного льда на суше.

  5. Место выхода грунтовых вод на поверхность.

Чайнворд№1. “Пойма”


Чайнворд№1. “Пойма”







    1. Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.

    2. Кругом вода, а с питьем беда.

    3. Плавающие ледяные горы.

    4. Вода, находящаяся в земной коре.

    5. Часть океана (моря), глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем).

9 станция “Диктант в ладоши” можно предложить детям “прохлопать” задание по списку Хлопаем когда слышате части Мирового океана.

  1. Лена, Яна, Алтай; Чёрное, Голубое, Байкал, платформа, рельеф, Новая Гвинея, мультфильм, Мадагаскар, залив, земля , корабль, остров.

«Геоалфавит Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты на буквы алфавита. Желательно объекты МИРОВОГО ОКЕАНА показывать на карте,. Атлантический океан – Белое море- Волга-Гурон-Дунай-Енисей-Жёлтое море-Замбези-Или-Кольский полуостров-Лимпопо-Мексиканский Залив.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры. Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( , реки, озёра) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Рефлексия

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Всё ли было понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.

Вывод урока.

С каким настроением вы уходите с урока?

4.Итог урока. Дома п 19.


.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ