Конспект урока по географии "Лесная боль. Леса просят о помощи!" 8 класс

МОАУ Черновская СОШ им. Н.М. Распоповой

Урок географии в 8 классе разработала и провела учитель географии Синенко Светлана Николаевна

Тема: «Лесная боль. Леса просят о помощи!»

(в рамках изучения темы «Природные зоны России. Леса.)

Цель: создать условия для формирования экологической культуры .

Задачи:

  • Закрепить понятия “лесные ресурсы”, “лесодефицитные районы”; классификацию природных ресурсов по признаку исчерпаемости,

  • учить объяснять значение лесов в природе и жизни человека,

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире,

  • формировать экологическую культуру,

  • воспитывать эстетическое восприятие географических объектов.

  • Углубить знание о зоне лесов; развивать умения сравнивать, анализировать; формировать знания об особенностях лесной зоны нашей страны, её составе.


Оборудование: карта растительности, почв, зоогеографическая, природных зон, презентация в виде Power Point, репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, мультимедиа.

Эпиграф:

«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»

Вс. Рождественский

Леса украшают землю… Они, учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”

А.П Чехов



План урока:
I. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя.
II. Проверка знаний.
а) Устный опрос (беседа)

б) работа с картой

III. Изучение нового.

IV. Закрепление

Итог

Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя.

II. Проверка знаний.

а) работа с понятиями (беседа)

классификация природных ресурсов по признаку исчерпаемости;

лесные ресурсы”, “лесодефицитные районы”;

б) работа с картой: показать лесную зону в пределах России, указать как она подразделяется;

в) объяснить такое деление; какая подзона занимает наибольшую площадь, почему.

III Изучение нового.

1. Актуализация знаний.

Урок хочется начать со стихотворений. Послушайте и скажите, что хотели авторы передать в своих стихах?

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и берёзы….

Когда – то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клёны.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зелёный.

С.Орлов

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

И. Северянин

Всё так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны…(слайды 1-4 фото «израненного» леса)

(рассуждения учащихся)

Лес изображали на своих картинах известные художники (слайд 4-8)

Что же такое лес?

(Лес – это природная система Земли, в растительных сообществах которой главная роль принадлежит древесным растениям)

Тип леса?

(Участок леса или их совокупность, характеризующиеся общим типом лесорастительных условий, одинаковым составом древесных пород, количеством ярусов, аналогичной фауной, требующие одних и тех же лесохозяйственных мероприятий при равных экономических условиях. Тип леса выделяется по преобладающей древесной породе и другим преобладающим растениям, индикаторам местопроизрастания леса и его особенностей. (Например: сосняк-черничник, дубрава снытевая и т.п.) (слайд 9-11 с примерами)

2. Сегодня мы будем говорить о значении леса и его современном состоянии.

Как и все живые организмы леса дышат, поэтому лес часто называют лёгкими планеты. Леса не только поддерживают жизнь на земле, восстанавливают здоровье и душевное равновесие, но и дают эстетическое наслаждение человеку.

(обращение к эпиграфу урока)

Антон Павлович Чехов писал: “Леса украшают землю… Они, учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”

Леса – величайшие источники здоровья и вдохновения. Это зелёные лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Стоит только войти в лес, вдохнуть свежий воздух и, кажется, что ты заново родился.

Лес прекрасен в любое время года: Зимой – белый, прозрачный, серебристый , а весной-лёгкий, свежий, летом– зелёный, тенистый, осенью– золотой, багряный, обнажённый, опустевший.

Леса России охватывают природные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Зона тайги– самая большая по площади природная зона России. В Западной Сибири и европейской части преобладают елово– пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Восточная Сибирь покрыта лиственничными лесами. В Приморье к елям и пихтам присоединяются южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб.

И вот ты пришёл в лес. Он дружелюбно и приветливо принял тебя в свои владения: приютил, защитил от палящих лучей солнца, раскрыл множество загадок, угостил лесными дарами.

3. Выступление учащихся по опережающим заданиям о древесных породах лесов.

( слайды с фотографиями пород 12-17 во время рассказа)

4. Учитель:

Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки,
Ну а чем и как лечить, –
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

5. Выступление учащихся по опережающим заданиям.

Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...

Павел Славецкий



6. Самостоятельная работа учащихся: записать значение леса в тетрадь.

Значение леса.

  • поглощение углекислого газа, выделение кислорода;

  • препятствует проявлению парникового эффекта;

  • лес – очиститель загрязнённых вод, так как загрязнённые воды впитываются лесной подстилкой и отфильтровываются;

  • лес очищает атмосферу от загрязнения;

  • лес – поставщик древесины;

  • в лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды;

  • лес – это местообитание животных;

  • лес – это место отдыха людей)

7. Что же можно сказать о современном состоянии леса? Почему в теме урока звучат слова: «Лесная боль» Леса просят о помощи!»

Рассуждение учащихся.

Предлагаю просмотреть слайды, которые отражают эту «боль», фотографии сделаны в нашей местности и правдивы. Слайды 18-23

IV. Закрепление знаний.

викторина

  1. Какие леса называют “лёгкими планеты”? (тропические)

  2. Лесная птица, выводящая птенцов зимой? (клёст)

  3. Наука, занимающаяся изучением и наблюдением природных явлений? (фенология)

  4. Что образуют опавшие листья в лесу? (подстилку)

  5. Часть растения, способная к фотосинтезу? (лист)

  6. Наука о насекомых? (энтомология)

  7. Внешний облик растений? (жизненная форма)

  8. Растительный мир планеты? (флора)

  9. Вещества растительного происхождения, способные убивать микробов? (фитонциды)

  10. Птица леса, уничтожающая волосатых гусениц? (кукушка)

  11. Наука о муравьях? (мирмикология)

  12. Листья у хвойных пород деревьев? (хвоя)

  13. Деревья, ежегодно сбрасывающие вегетативную часть? (лиственные)

  14. Ядовитый гриб, название которого произошло от двух слов? (мухомор)

  15. Жилище муравьёв? (муравейник)

  16. Растения, поселяющиеся на стволах других растений? (эпифиты)

  17. Животный мир планеты? (фауна)

  18. Наука о древесных растениях? (дендрология)

  19. Газ, выделяющийся при фотосинтезе? (кислород)

  20. Хвойный лес? (тайга)

  21. Что изучает микология? (грибы)

  22. Птица, запасающая жёлуди? (сойка)

  23. Коллекция засушенных растений? (гербарий)

  24. Грибы, живущие на деревьях и пнях большими компаниями? (опята)

  25. Оболочка нашей планеты, заселённая живыми организмами? (биосфера)

  26. Как называются охраняемые территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека? (заповедник)

  27. Животные, полностью зависящие от условий окружающей среды? (дикие)

  28. Растения, растущие на открытых солнечных участках? (светолюбивые)

  29. Лекарственное растение, заживляющее раны? (подорожник)



Итог:

Сегодня мы поговорили о «лесной боли», а так как мы живём с вами в природной зоне лесов, нам эта боль должна быть понятна. Ведь лес – это наш друг.

Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё, до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
(обращение к слайдам с фотографиями 24-25)

ДЗ.

Практическая работа
Моё личное мнение. Мини-сочинение, размышление о будущем леса и человека.



Список литературы

  1. Кашлев С. С. Игры-путешествия с экологическим содержанием: Пособие для учителя. - Мн.: НМЦ, 1997. –127 с.

  2. Лес и человек: Ежегодник, 1992.-М.: Лесная промышленность, 1991. – 192 с.

  3. Миронов А. В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –223 с.

  4. Экология в общеобразовательной школе (Интегрированный вариант). / Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Тайдекс Ко, 2004. –108 с.

  5. Энциклопедия окружающего мира. Экология, Ричард Спарюджен, М.: “Росмен”, 1997.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ