Конспект урока по географии "Международные отношения и политическая карта мира" 10 класс





Урок географии в 10 классе


по теме:


«Международные отношения и политическая карта мира»




























Тогоева Лаура Саркисовна

МБОУ «СОШ с.Верхняя Саниба»МО- Пригородный район РСо-Алания

учитель географии













Тема урока: " Международные отношения и политическая карта мира».



Цели:

Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.

Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.

Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.

Понятие геополитика.

Метод: Лекция с элементом беседы.

Оборудование: политическая карта мира, атласы.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства).

В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Первую группу образуют экономически развитые страны , в которую делят на 3 подгруппы:

страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;

менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;

страны переселенческого капитализма.



Вторая группа страны с переходной экономикой , выделяют 2 подгруппы:

бывшие социалистические страны Восточной Европы;

постсоциалистические.

Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

-ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;

-страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;

-“Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;

-Нефтеэкспортеры;

-большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;

-наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.

По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.

страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км2;

страны – крупные, площадь более 500 тыс. км2;

микрогосударства.

По численности населения

страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;

средние страны;

микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.

По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:

страны с приморским положением

страны, располагающиеся на полуостровах

страны, располагающиеся на островах

внутриконтинентальные страны

-по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

Республики – президентские, парламентские, смешанные;

Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;

- деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.

Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);

Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).

-влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.

3. Итоги урока.

Работа с картой.

4. Задание на дом.

Сильная группа – информация о современных политических конфликтах.

Слабая группа – знать государства, имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ