Конспект урока по географии "Озера. Голубые глаза планеты"

Тема: Озера. « Голубые глаза планеты»

Учитель: Плотникова Ирина Николаевна, учитель географии

ГБОУ СОШ №193


Задачи:

Обучающие:

-сформировать знания об озерах, об образовании озерных котловин, их особенностях, значении в природе и в жизни человека.

-получить представление о размещении, особенностях, происхождении значении озер.

- формирование навыков работы с картами, схемами, таблицами и другими источниками информации.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, развивать мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать при составлении характеристики озер;

- развитие внимания и памяти учащихся при определении типов озерных котловин

Воспитательные:

Формирование нравственных ценностей;

формирование умения работать в группе, уважительно относится к другому мнению.

Тип урока: Урок изучения нового и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

Iэтап – Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности.


Учитель .Сегодня мы продолжим разговор о гидросфере. А что относят к внутренним водам? (ответы учащихся). Я вам предлагаю загадку, которая подскажет тему урока. Слайд №1

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, поправляя косынки

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется? ( Озеро ).

Правильно. Это озеро. Тема нашего урока « Голубые глаза планеты» - Как вы думаете, почему их так называют?

На протяжении урока мы с вами рассмотрим

- многообразие озер нашей планеты и их происхождение

- какие озера считают сточными, а какие бессточными

- научимся определять по карте пресные и соленые озера

- узнаем, как используются озера

Какую задачу мы с вами перед собой поставим? – ( Научиться определять типы озер.)

Вспомните! Какие географические объекты мы уже научились характеризовать? (горы, равнины, моря). Как мы это делали? Сегодня нам предстоит научиться определять типы озер.

1. На каком материке и в какой его части находится озеро.


2. Протяженность озера с севера на юг и с запада на восток в км..


3.


4.


5.



2 этап – Усвоение нового материала и первичная проверка усвоения.

Видеофрагмент «Озеро»


Задание. Попытайтесь сформулировать понятие озеро (Ответы детей)

Групповая работа Карточка №1

Из трех определений выберите нужное.

1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.

2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

4. Часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями.

Итак, озеро это – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении называемом котловиной. ( запись в маршрутный лист)

Озеро не является частью мирового океана, как например море.

А какие природные процессы и явления могут приводить к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы постараемся сейчас на него ответить.


Карточка №2 Типы озерных котловин

1. Тектонические

2. Вулканические

3. Ледниковые

4. Остаточные

5. Запрудные

6. Карстовые

7. Озера – старицы

На карточке №3 даны описания причин образования озерных котловин.

Задание. Найдите соответствующие им названия из карточки №2 ( работа с учебником)

Карточка №3

А - Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению.

Б – Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами.

В – Обычно - это участки прежнего русла реки, изменившей свое направление.

Г – Они образуются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных легкорастворимыми породами.

Д – Это обычно самые глубокие озера, образующихся в результате тектонических движений земной коры.

Е – Образовались в кратерах потухших вулканов.

Ж – Озера, образованные из остатков древних морей

Далее осуществляем проверку правильности выполнения работы на интерактивной доске.


1 – Д

2 – Е

3 – А

4 – Ж

5 – Б

6 – Г

7 – В


Зачитывают правильные ответы с показом слайдов и комментариями учителя. 1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира -Байкал (1637 м).

2)Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

3)Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.

4)В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры.

5)Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.

6) Если в горах случается обвал или осыпание горных пород в долину реки, то русло перегораживается и образуется запрудное озеро. Так образовалось на Памире Сарезское озеро.

7) Существуют вулканические озера, занимающие кратеры потухших вулканов. ( Кроноцкое и Курильское на Камчатке).




Учитель. Озеро – это не только котловина, но и углубление, заполненное водой. Откуда берется вода в этих углублениях? Чем питаются озера? (осадками, подземными водами, водами втекающих рек). Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы.


Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой.


Сточные озера, пресные, Бессточные озера - соленые,

т. к. реки, вытекающие из озера, в них реки впадают, но ни одна не вытекает

выносят и соли. В таком озере соли накапливаются.


На рисунке – схеме вы видите озера и реки. Обратите внимание, что реки могут впадать в озера и вытекать.

У нас появляются новые понятия: Сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные - это когда из озера вытекают реки.

Бессточные – это озера, из которых реки не вытекают.

Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится оз. Байкал, почему?

А к какому типу озер относится Аральское море – озеро. Почему?

Впишите примеры озер в таблицу.( маршрутный лист)


Сточные озера

Байкал, Онежское, Ладожское

Бессточные озера

Каспийское,Балхаш,Аральское



Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей.

!Давайте вспомним, а что такое соленость? ( Количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается . ( в промилях – тысячных долях числа).

Учитель. Все озера можно разделить по солености на 2 группы. Какие?


Пресные до 1% Соленые от 1% до 35%

Цвет на карте – голубой Цвет на карте – розовый

Посмотрите на карту России. Озеро Байкал пресное или соленое? А Ладожское? Большинство озер Росси и – пресные Почему? ( холодный климат, малое испарение).

Найдите на карте озеро Балхаш. Обратите внимание на его цвет. ( розовый и голубой).

Почему оно разного цвета? (сообщение учащегося).

Задание: впишите примеры озер в таблицу.( маршрутный лист)


Пресные


Соленые



Сообщение учащегося о самом соленом озере планеты.


Первичное закрепление.


Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составить характеристику озера.

Давайте подумаем, что из того о чем мы узнали сегодня необходимо добавить в нашу характеристику?


1. На каком материке и в какой его части находится озеро.


2. Протяженность озера с севера на юг и с запада на восток в км.


3.Происхождение котловины.


4. По приходу и расходу воды.


5. По составу воды.



Работа выполняется по вариантам. 1 вариант – Озеро Байкал 2 вариант – Ладожское озеро.

Учитель. Как использует озера человек? ( ловит рыбу, разводит водоплавающую дичь, добывает соль, озера служат местом отдыха и восстановления здоровья, по озерам осуществляется судоходство. Озера с древних времен используются человеком, но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. «Голубые глаза Планеты» просят помощи у людей. Даже к самому крошечному озеру, наполненному водой, надо относится как к ценнейшему дару, чтобы донести эту чашу бесценной живительной влаги будущему поколению? А что для этого надо делать? ( ответы учащихся)


4 этап – Итог на рефлексивной основе. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Свои ответы начинайте со слов…

Я узнал…..

Я смогу…..

Домашнее задание. Прочитать параграф 31, выполнить задание №6 (нанести на контурную карту полушарий и России те озера, которые выделены курсивом в тексте параграфа.) Приготовить краткие сообщения о необычных озерах мира.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ