Конспект урока по географии "Политическая карта и состав Азии. Природные условия и ресурсы"
Тема урока: Политическая карта и состав Азии. Природные условия и ресурсы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о региональном делении стран Азии и условий, повлиявших на формирование регионов. Помочь понять учащимся особенности периодов формирования политической карты Азии, особенности природных условий, размещение и значение природных ресурсов. Познакомить учащихся с эпохой колонизации Азии, экологической ситуацией в Азии, проблемами рационального природопользования и охраной природы.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.
Оборудование: учебники, политическая и физическая карты мира, схемы, атласы.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, Ж. Достай «География: Региональный обзор мира», В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»
Ход урока
Этап урока
Содержание
Методы, ФОУД
I. Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
- С каким регионом мы познакомились? - На какие группы делятся страны Европы? - Какие страны входят в группу высокоразвитых стран Западной Европы?
- Какие страны входят в состав малых капиталистических стран Западной Европы? На какие регионы они подразделяются?
- Какие страны составляют регион Восточной Европы?
- Почему страны Восточной Европы экономически менее развиты, чем страны Западной Европы?
- Что объединяет все страны Европы?
- Какие проблемы существуют в этом регионе мира?
- Сегодня мы приступаем к изучению стран одного из крупнейших регионов мира – стран Азии.
Запишите тему нашего урока «Политическая карта и состав Азии. Природные условия и ресурсы».
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться?
Актуализация знаний.
Мотивация.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.
III. Усвоение новых знаний.
- Откройте учебник стр. 84. Что такое Азия?
Азия – самая большая часть света, расположенная на востоке Евразии, за Уральскими горами.
Площадь 44 млн. км2
Этапы изменения политической карты Азии:
1. Древние государства. Кочевая цивилизация.
2. Эпоха колонизации с 15века (1511г). Откройте учебник стр.85, схема 10 «Главные страны – колонизаторы в Азии и их владения, 1900г»
3. Вторая мировая война – получение независимости большей частью стран.
- Можно ли сказать, что для всех стран Азии характерно соседское положение, страны имеют много общего?
(нет, азиатские страны очень сильно отличаются друг от друга)
Историко-географические регионы Азии:
1. Юго-Западная Азия;
2. Южная Азия;
3. Юго-Восточная Азия;
4. Центральная и Восточная Азия.
Причины, повлиявшие на формирование регионов:
1. Особенности географического положения;
2. Разные природные условия и ресурсы;
3. Разное историческое развитие и пути экономического развития;
4. Социально-культурные различия.
- Откройте учебник стр. 85, просмотрите особенности и состав каждого из регионов Азии.
Особенности географического положения:
1. Внутри региона, соседское положение – интеграция и пограничные конфликты.
2. Приморское положение большинства стран.
3. Глубинное положение некоторых стран: Афганистан, Монголия, Бутан.
- Что вам известно о природных условиях Азии?
75% территории занимают горы и высокие нагорья.
- Что вы можете сказать о климате Азии? (все климатические пояса)
- Какими природными ресурсами обладает Азия?
Минеральные ресурсы: железные руды (Индостан, северо-восток Китая), редкие и цветные металлы (Юго-Восточная Азия), уголь (Китай, Индия), нефть (Персидский залив), соли (Аравийский п-ов).
Ведущие страны по добыче минеральных ресурсов:
Саудовская Аравия – 2м по добыче нефти, Индонезия – 4м по добыче природного газа, Китай – 1м по добыче каменного угля, железных, вольфрамовых руд, Индия – 3м по добыче олова, хромовых руд.
Земельные ресурсы – недостаток. Засушливые районы – отгонное животноводство, увлажненные – земледелие. 2/3 орошаемых земель. Китай – 1м по S орошаемых земель в мире, Индия – 2м. Антропогенные террасы – распахонность склонов.
Водные ресурсы – обеспечена, но распределены неравномерно.
Лесные ресурсы – Восточная и Юго-Восточная Азия
Рекреационные ресурсы – значительные (природные и культурно-исторические)
Работа с текстом учебника политической картой, запись в тетради.
Эвристическая беседа,
запись в тетради.
Работа с текстом учебника, обсуждение, запись в тетради.
Эвристическая беседа, запись в тетради.
IV. Закрепление
Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Что такое Азия? Каковы особенности эгп?
- Каковы особенности политической карты Азии?
- Как она изменялась?
- Каковы особенности природных условий и ресурсов?
Фронтальный опрос.
V. Дом. зад.
§19, §20 (пересказ)
Запись в дневнике
VI. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? - Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Фронтальная беседа.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ