Конспект урока по Географии "Современная политическая карта мира"

Современная политическая карта мира


Форма проведения: урок-зачет.


Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об ос­новных проблемах и направлениях миро­вого развития, технологии стран, государ­ственном строе, об особенностях между­народных отношений на современной этапе.


Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справоч­ники.


Ход урока

Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных за­даний они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется посте­пенно и сдается в конце урока.


I этап. Устные вопросы и задания. Уча­щиеся отвечают с места и у доски, рабо­тая с политической картой.

1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политичес­кой карте мира? (230.)

2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)

3. На политической карте мира пока­зать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

4. На политической карте мира пока­зать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)

5. На политической карте мира пока­зать несколько полуостровных стран (Ин­дия, Италия, Турция), островных (Вели­кобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.


II этап. Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.

Что общего у следующих стран?

I вариант


А. США, ФРГ, Франция, Великобрита­ния, Япония — все входят в «Большую восьмерку».

Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Иран — нефтеэкспортирующие страны.

II вариант


А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — страны переселенческого капитализма.

Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань — новые индустриальные страны.

Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:

А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Ве­ликобритания, Франция, Япония, Саудов­ская Аравия.)

Б. Страны, имеющие федеративное ад­министративно-территориальное устрой­ство. (Великобритания, Куба, США, Фран­ция, Индия, Египет, Бразилия.)


III этап. Устно. «Самое - самое на поли­тической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой рабо­ты в форме соревнования.

Вопросы

1. Самое большое по площади государ­ство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)

2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)

3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар — 6,5 км2)

4. Государство, чья территория (без уче­та владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)

5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канар­скими островами, Португалия с о. Ма­дейра.)

6. Самое большое по площади остров­ное государство. (Республика Индонезия — 1904 тыс. км2)

7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существую­щих государств Европы. (Сан-Марино,рес­публика с 301 г. н.э.)

8. Самое старое федеративное государ­ство (Швейцария с 1 августа 1291 г.)

9. Самое молодое государство (Респуб­лика Палау, 1994 г.)

10. Самая южная столица (Рейкьявик. Исландия — 61´ 12'с.ш., 22°з.д.)

11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 'ю.ш., 174°48' в.д.)

IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно.)

Ключевые слова темы. Дать определе­ние терминам.


I вариант

1. Республика.

2. Федеративное государство.

II вариант

1. Монархия.

2. Унитарное государство.

Заполнить пропуски в следующих предложениях

I вариант

Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уро­вень социально-экономического разви­тия) того или иного государства, выра­женный через показатель... (ВВП) на душу населения.

II вариант

В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо ... (пограничные споры), либо ... (религиозно-этнические противоречия).

V этап. Проводится устно. Заранее уча­щимся было предложено домашнее зада­ние: выписать в рабочие тетради топони­мические названия любых 5 государств и их столицу.

Источник: ЕрмолаевВ.Н. География: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Например:

1. Испания — карфагеняне, основав на побережье свои колонии, называли стра­ну Szpan — «кролик» (страна действитель­но изобиловала кроликами). Название столицы Мадрид связывают со значением «строительный лес» — богатство этой ме­стности в период арабского господства.

2. Голландия — «лесистая страна», от древ.-фризск. Амстердам — из названия реки Amstel и голл. — damm — «плотина», т.е. «плотина на Амстеле».

3. Ямайка — подлинное название Хай майка — «остров родников» (за наличие хорошей воды) на языке индейцев-арауканов, вскоре истребленных колонизато­рами. Кингстон — англ. Kingstown — «ко­ролевский город», ранее французское — Порт-Рояль — «королевский порт».

4. Сингапур — на санскрите — «город льва».

5. Израиль — имя одного из еврейских племен. Из древнего Изра-эль — «бог Изра». В X в. до н.э. так называлось еврей­ское государство в Палестине, позже это стало этнонимом, обозначавшим евреев. Тель-Авив — с еврейск. — «холм весны».

VI этап. Заключительный. Заполняется лист учета знаний и умений.

Проверьте, насколько верны следую­щие утверждения и, если нужно, дай­те правильный ответ.

I вариант

1. В подгруппу нефтеэкспортирующих стран входит Япония? (Нет.)

2. Самая бедная страна Латинской Аме­рики — Гаити? (Да.)

5. На начало 1999 г. в ООН входило 190 стран? (Нет, 185)

II вариант

1. Штаб-квартира ООН находится в Вашингтоне? (Нет, в Нью-Йорке.)

2. Расширение НАТО на восток приве­ло к вступлению в этот блок в 1999 г. Польши, Чехии, Венгрии? (Да)

3. В мире развитых стран больше, чем развивающихся? (Нет.)

Листы учета знаний и умений сдаются учителю, за устные ответы выставляются оценки в журнал.

Домашнее задание:

а) нарисовать 3 флага государств (на выбор);

б) объяснить цвета флага России;

в) составить кроссворд по теме.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ