Конспект урока по географии "Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность" 9 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность».


ФИО: Брежнева Наталья Николаевна


Место работы: МОУ гимназия «Юридическая»,г.Волгодонск


Должность: учитель


Предмет: географии


Класс: 9


Тема и номер урока в теме: «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»; урок 1


Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев. География 9. Из-во «Русское Слово»)



  1. Цель и задачи урока

Цель: Познакомиться с межотраслевым комплексом и отраслями его составляющего.

Задачи:

- обучающие: Показать значение топливно-энергетического комплекса, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе Познакомить с проблемами ТЭК

-развивающие: Развивать умение работать с картами, со статистическим материалом.

-воспитательные: воспитание бережного отношения к ресурсам.

  1. Тип урока: комбинированный

10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, ПК для каждого учащегося.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Ресурс 1

(слайд 1,2)

Вступительное слово с презентационной поддержкой

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, фиксируют в тетради тему урока

2 минуты

2

Проверка д/з

Ресурс 1

Слайд 3

Проверка ранее пройденного материала

Индивидуальная работа по карточкам с заданиями

5 минут

3

Формирование новых понятий.


Ресурс 1

Слайд 4,5

Вступительное слово с презентационной поддержкой.

Воспринимают информацию, фиксируют в тетрадях основные моменты.

20 минут

Определение ТЭК и ТЭБ. Отраслевой состав.

Ресурс 1


Беседа по просмотренному ЭОР.

Отвечают на вопросы


География добычи основных видов топливных ресурсов, нефте- и газопроводов России

Ресурс 1

Слайд 18,

Формулирует вопросы, корректирует ответы

Составляют схему ТЭК


4

Первичное закрепление изученного материала

Ресурс 1

Слайды: 13, 17, 15, 19

Практические задания Организация самостоятельной практической работы (тесты).

Распределяет задания между учащимися. Контролирует выполнение работы.

Самостоятельная работа с ресурсами Интернет (с консультационной поддержкой учителя) для последующего составления опорной схемы.


6

Физкультминутка


Физкультминутка для глаз – следим за указкой учителя. (показ на карте объектов)

Выполняют физкультминутку


7

Обобщение и систематизация учебного материала

Ресурс 4


Обобщение знаний о современных проблемах ТЭК.

Участвуют в беседе;

выполняют тест

10 минут

8

Д/З.

Ресурс 2, 3

Знакомство с параграфом № 17, ответы на вопросы № 1-2 в конце параграфа, используя ресурс 2, 3

Просматривают параграф, читают вопросы, спрашивают, если не понятно

8 минут




Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация «ТЭК России»

И,П,К

мультимедиа

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=198525&d_no=275050&ext=Attachment.aspx?Id=131544

2

Характеристика Топливной промышленности

И

Иллюстрация, мультимедиа

http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/toplivno-energeticheskiy-kompleks-rossii.html


3

«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года)


И

текст

http://www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1/

4

Современные проблемы ТЭК. Практические задания

П

тест

http://fcior.edu.ru/card/22532/sovremennye-problemy-tek-prakticheskie-zadaniya.html



Конспект урока:

На экране написан план урока: ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА:

1.Значение МОК в хозяйстве России.

2.Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.

3. Факторы размещения отраслей.

4. Районы размещения производства (базы).

5. Перспективы и проблемы развития комплекса.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 минуты, проверить наличие ученых принадлежностей на парте учащихся, успокоить, настроить на работу)

  2. Основная часть:

Проверка д\з -5 минут 1 половина класса пишет с/р по п.15 и 16, вторая половина работает с учителем по вопросам:

1. Что такое факторы размещения производства?

2.Перечислите наиболее важные факторы размещения производства. 3.Какой фактор определяет размещение молочного завода?


-Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. Первый межотраслевой комплекс- топливно-энергетический. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь), то изучение мы начинаем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.

В тетрадь учащиеся записывают тему урока и схему комплекса, стр. 97 учебника -схема.

Тема: «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленности.»

ТЭК

Топливная промышленность Электроэнергетика

Угольная нефтяная газовая торфяная сланцевая ТЭЦ АЭС ПЭС ГЭС

Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передачи их (транспортировки) потребителю. (чтобы сделать эту запись учащиеся читают стр.97 -1 абзац 30 сек) отвечают на вопросы

1.Топливная промышленность- занимается добычей топлива

2.Электроэнергетика- производство энергии на электростанциях. Энергоресурсы- топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадиционные виды энергии.

3.Транспортировка топлива и энергии.

Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс. ТЭБ - это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

Рисунок

Топливно-энергетический баланс России в 2004 г.


Задание: определите из чего складывается приход и расход топлива и энергии?

Приход- составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт.

Расход- на производственные нужды, преобразование в другие виды энергии и экспорт.

Добавляется в запись о задаче ТЭК: задачей ТЭК является увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т.к. новые месторождения находятся в необжитых труднодоступных районах Севера России, транспортировка топлива с каждым годом дорожает, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное влияние на окружающую среду.

Вопрос: Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как могут учащиеся школ помочь в этом? (беседа 5 минут)

На партах у учащихся лежат образцы таблиц, которые они будут заполнять по ходу урока.

Показатели

Нефтяная промышленность

Запасы нефти


Объем добычи


Крупнейшие базы и месторождения


Крупнейшие нефтепроводы


Нефтеперерабатывающие заводы



Показатели

Газовая промышленность

Запасы газа


Объем добычи


Крупнейшие базы и месторождения


Крупнейшие газопроводы


Перерабатывающие заводы



Нефтяная промышленность – Смотрят презентацию и выступление ученика и записывают в таблицу данные

Показатели

Нефтяная промышленность

Запасы нефти

2 место в мире

Объем добычи

490 млн. т.планировалось, 445 млн.-составила, 2 место в мире

Крупнейшие базы и месторождения

Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинции: на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция).

Крупнейшие нефтепроводы

«Союз», «Сияние Севера», «Западная Сибирь-Западная Европа»

Нефтеперерабатывающие заводы

Омск, Самара, Сызрань, Ярославль, Туапсе


Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется, поэтому нефть перерабатывают в бензин, керосин, соляр, мазут. Из нефтепродуктов получают пластмассы, полимеры, хим. волокно. Добыча нефти ведется 2 способами: фонтанным и насосным. Фонтанный способ дешевле, но сейчас практически не используется. Сейчас происходит истощение месторождений, не все скважины эксплуатируются, т.к. пласты залегают глубоко из-за отсутствия современного оборудования их нельзя эксплуатировать.

Учитель обращает внимание учащихся на карту «Топливная промышленность»

-как отмечаются нефтегазоносные провинции,

-как определить месторождения,

-как отмечаются газо- и нефтепроводы,

- центры нефте – и газопереработки.

Вопрос к классу: назовите крупнейшие месторождения нефти в каждой базе.

Транспортировка нефти идет по нефтепроводам в западном направлении и далее за рубеж, в восточном – потребителю и за рубеж.

НПЗ размещены в районах потребления, т.к. транспортировка сырой нефти легче, чем продукты переработки.

Газовая промышленность- Смотрят презентацию и выступление ученика и записывают в таблицу данные

Показатели

Газовая промышленность

Запасы газа

1 место в мире

Объем добычи

635 млрт.м3, 2 место в мире

Крупнейшие базы и месторождения

Основным из которых является Западная Сибирь, так и в новых нефтегазовых провинциях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на европейском севере (включая шельф арктических морей) и полуострове Ямал.
К настоящему времени базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6%, Уренгойское (сеноман) на 65,4%, Ямбургское (сеноман) на 54,1%).

Крупнейшие газопроводы

«Дружба», «Поволжье-Центр-Северо-Запад», «Коми-Центр», «Поволжье-Черное море»

Перерабатывающие заводы

Сургут, Новый Уренгой, Оренбург


Газ – дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо. Добыча стабильна и приносит большие доходы.

Вопрос к классу: назовите крупнейшие месторождения газа.

Транспортировка газа идет по газопроводам крупнейшие «Уренгой- Помара- Ужгород, («Ямал-Европа», «Голубой поток» проложены по дну Черного моря в турцию)

Данные, которые не услышали в выступлении, находят на карте атласа и в учебнике, записывают в таблицу.

Проблемы, которые испытывает нефтяная и газовая промышленности. ( из «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года)

1.В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти.

2. Высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов; ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз

3. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе

4. Сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование.

5. . Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии,

Закрепление

Вопросы

1. ТЭК – ?

Ответ: ТЭК - совокупность отраслей, связанных с производством и

распределением энергии в ее различных видах и формах.


2. Состав ТЭК - ?

Ответ: Топливная промышленность, электроэнергетика и

транспорт топлива, тепла, энергии.

3. Что такое топливно-энергетический баланс?

Ответ: это единица учёта органического топлива, применяемая для

сопоставления эффективности различных видов топлива.

4. Почему важно экономить энергию?

Ответ: Дорожает добыча топлива, производство энергии и

их транспорт. ТЭК загрязняет окружающую среду.

5. Как можно экономить топливо?

Ответ: Применять энергосберегающие технологии.

Улучшать теплоизоляции зданий, применять экономичные

источники освещения.

Тест

1. Центр нефтепроводной системы России:

А. Брест Б. Сургут В. Москва Г. Альметьевск

2.Как размещены НПЗ России?

А. на Севере Б. вдали от городов В. в крупных городах Г. на побережье морей

3. Газопровод «Голубой поток» проходит через:

А. Брест

Б. р. Коми

В. Поволжье

Г. Черное море

4. Плавучие буровые платформы будут выпускать в:

А. Североморске

Б. Мурманске

В. Альметьевске

Г. Омске

5. Самый крупный бассейн по добыче угля:

А. Донецкий

Б. Кузнецкий

В. Печорский

Г. Ленский


Домашнее задание: п. 17, принести к/к ( нанести основные базы, нефте- и газопроводы, 10 крупнейших НПЗ) подготовить сообщения по теме «Экологические проблемы отрасли», используя ресурсы 2, 3


Показатели

Нефтяная промышленность


Запасы нефти




Объем добычи



Крупнейшие базы и месторождения




Крупнейшие нефтепроводы



Нефтеперерабатывающие заводы





Показатели

Газовая промышленность


Запасы газа



Объем добычи



Крупнейшие базы и месторождения




Крупнейшие газопроводы



Перерабатывающие заводы




        1. Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев. География 9. Из-во «Русское Слово»

        2. Пурикова М.Н. Топливная промышленность. Материалы урока, 9 класс. Сеть Творческих учителей. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=198525&tmpl=Thread&BoardId=198528&ThreadId=429154

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ