КТП по географии России 8 класс Алексеева
Календарно-тематический план география 8 класс
№
Наименование разделов и тем.
Кол-во ча
сов
Сроки
Тип
урока
Виды
деятельности
уч-ся
Планируемый результат
Виды
контроля
Дом.
задание
план
факт
Введение.
Зачем изучают
географию
России
1
Ввод
ный
урок
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны
-знать особенности содержания курса «География России», учебник и др. источники географической информации
Вводная беседа
Составить кроссворд, стр.7-10
Раздел I.
ПРОСТРАН
СТВА РОССИИ
7
Россия на карте мира
1
Урок изучения нового материала
Эвристическая беседа.
- показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России;
- показывать на карте крайние точки страны;
- оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.
Фронтальный устный опрос
§1
Границы России
П.р. «Характеристика географи
ческого поло
жения России. Сравнение географическо
го положения России с геог
рафическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.
1
Практи
кум
Выполнение практической работы. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Обозначение границы на к/к.
- показывать границы России и пограничные страны;
- приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
- давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.
Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.
§2, учить номенклатуру
Россия на карте часовых поясов
П.р. « Реше
ние задач на определение поясного времени»
1
Практикум
Эвристическая беседа.
Выполнение П.р.
- определять разницу во времени по карте часовых поясов;
- приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.
Фронтальный устный опрос
§3, учить номенклатуру
Формирование территории России
1
Комбинирован
ный
Самостоятельная.
Коллективная, индивидуальная
- читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.
Индивидуальный устный опрос.
§4, таблица в тетради, сообщение.
Географическое изучение территории России
1
Практикум
Самостоятельная.
Коллективная, индивидуальная
- приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;
- обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.
Фронтальный
письменный
опрос
§5,
7-8
Обобщение. Итоговый урок раздела «Пространства России» Тест
2
Урок обобщающе
го повторения. Тестирование.
Выполнение заданий теста.
Тестирование
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
42
Тема 1. Рельеф и недра России
4
9
Строение земной коры на территории России
П.р «Геологическое строение территории России»
1
Урок изучения нового материала
Выполнение практической работы
- читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
- выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа
§6, вопросы, анализ карт стр. 48
10
Особенности рельефа России
1
Комбини
рованный
Анализ физической карты России
- показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте
§7, учить номенклатуру.
11
Современное
развитие
рельефа.
1
Практикум
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
- приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
- показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
- называть меры безопасности при стихийных явлениях;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.
Фронтальный устный опрос
§8, вопросы 1-7
12
Использование недр
Тест по теме «Рельеф России»
1
Урок актуализации знаний и умений
Беседа, работа с картой.Выполнение заданий теста.
- показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;
- давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;
- оценивать условия добычи разных видов полезных | ископаемых.
Индивидуальный устный опрос.
Тестирование
§9, сообщения
Тема 2. Климат
5
13
Общая характеристика климата России
1
Урок изучения нового материала
Коллективная, индивидуальная
- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
- определять по карте закономерности распреде
ления суммарной солнечной радиации;
- давать оценку климатичес
ких особенностей России.
Фронтальный устный опрос
§10, конспект
14
Закономерности циркуляции воздушных масс.
П.р. «Циклоны и антициклоны»
1
Исследование
Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса.
Выполнение практической работы
- приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;
- объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).
Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа
§11,выучить определения
15
Распределение температур и осадков
1
Комбини
рованный
Анализ климатической карты: выявление осо
бенностей распределения средних
температур янва
ря и июля, годо
вого количества
осадков на терри
тории
- определять по картам температуры воздуха и количество осадков;
- показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами;
- объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.
Фронтальный устный опрос
§12, вопросы 1-5
16
Типы климата нашей
страны
П.р. « Типы климатов России»
1
Практикум
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Выполнение П.р.
- называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
- давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
Фронтальный устный опрос
§13,конспект
17
Климат и человек
1
Комбини
рованный
Фронтальная беседа
тестирование
- приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;
приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);
- называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;
- давать оценку разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.
Фронтальный устный опрос
§14, вопросы 1-2
Тема 3. Богатство внутренних вод России
4
18
Реки
П.р «Обозначе
ние вконтур
ной карте круп
ных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использо
ванием тема
тических карт и климато
грамм, пределе
ние возможнос
тей ее хозяйст
венного освоен
ия.»
1
Урок изучения нового материала
Эвристическая беседа. П.р в к/к.
- показывать реки России на карте;
- объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
- приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
- давать описание реки своего края;
- давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
Фронтальный опрос
§15, выписать и выучить определения.
19
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники
1
Комбини
рованный
1..Анализ карты
«Водные ресурсы».
2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление
зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом.
- показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты
Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа
§16, учить номенклатуру
20
Человек и вода
П.р «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»
1
Практикум
Выполнение П.р.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата
- показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
- объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
- давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.
Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа
§17,подготовка к итоговому уроку
21
Тест по теме «Климат и внутренние воды».
1
Контроль знаний
Фронтальная письменная работа
Тема 4. Почвы – националь
ное достояние страны
4
22
Почвы - особое природное тело
1
Урок изучения нового материала
Эвристическая беседа.
Характеристика почв своей местности
- объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
- называть факторы почвообразования;
- объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
Фронтальный устный опрос
§18, выучить определения
23
География почв России
1
Комбини
рованный
Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия.
- называть главные свойства основных типов почв;
- определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
- давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;
Индивидуальный устный опрос
§19, характеризовать основные виды почв
24
Почвы и урожай
1
Комбинирован
ный
Эвристическая беседа.
- приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.
Индивидуальный устный опрос
§20, выучить определения
25
Рациональное использование и охрана почв
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- объяснять необходимость охраны почв;
- приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
- объяснять значение мелиоративных работ;
§21, сообщения
Тема 5 Живая природа
7
26
География лесов России
1
Урок изучения нового материала
Коллективная, индивидуальная
-уметь находить в разных источниках и анализировать информацию,
- знать характеристику лесных зон: тайга, смешанные и широколиственные леса
Индивидуальный устный опрос
Записи в тетради, сообщения, презентации
27
Лес и окружающая среда
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
Индивидуальный устный опрос
Записи в тетради, сообщения, презентации
28
Безлесные просторы России. Луга
1
Путешествие
Коллективная, индивидуальная
- знать характеристику безлесных зон России, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.
--уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
Записи в тетради, сообщения, презентации
29
Тундра и степи
1
Путешествие
Коллективная, индивидуальная
- знать характеристики ,тундр, лесотундр, степей
-уметь объяснить причину их различия
Индивидуальный устный опрос
Записи в тетради, сообщения, презентации
30
Болота
1
Практикум
Коллективная, индивидуальная
- знать характерные черты болот.
-уметь объяснять их существенные признаки
Индивидуальный устный опрос
Записи в тетради, сообщения, презентации
31
Животный мир
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- анализировать зависимость животного мира от природы
Индивидуальный устный опрос
Записи в тетради, сообщения, презентации
32
Контрольная работа за 1-ое полугодие
Контроль знаний
Индивидуальная
Тема 6. В природе все взаимосвяза
но
4
33
Понятие о природно-территориальном комплексе
1
Урок изучения нового материала
Коллективная, индивидуальная
- приводить примеры природных комплексов различных рангов;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
- объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК
Индивидуальный устный опрос
§22,
вопросы 1-6
34
Свойства природных территориальных комплексов
П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»
1
Практикум
Выполнение П.р.
- приводить примеры свойств ПТК;
- читать карту устойчивости ПТК;
- прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
- приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
Индивидуальный устный опрос
§23,
вопросы 1-4
35
Человек в ландшафте
П.р «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану»
1
Практикум
Выполнение П.р.
- приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,
взаимного влияния человека и окружающей среды;
- прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§24, конспект
36
Обобщение по теме «Живая природа»
1
Обобщение
Коллективная, индивидуальная
работа с картами атласа
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны
10
37
Учение о
природной
зоне
1
Урок актуализации знаний и умений
Коллективная, индивидуальная
- называть и показывать по карте природные зоны России;
- объяснять особенности размещения природных зон;
- называть основные причины зональности природы;
- приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;
- делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§25, анализ карты стр. 150-151
38
«Безмолвная Арктика»
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
Индивидуальный устный опрос,
§26,
вопросы 1-6
39
Чуткая Субарктика
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§27, выучить определения, вопросы 1-5
40
Таежная зона
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- описывать по картам природные условия тайги;
- называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
- 0бъяснять смену северных арктических зон таежной зоной;
- приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§28-29, конспект
41
Зона смешанных и широколиственных лесов
П.р.
« Описание одной из природных зон на основе общегеографи
ческих и тематических карт.»
1
Практикум
Выполнение П.р.
- давать описания природных условий зоны по картам;
- объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;
- приводить примеры хозяйственной деятельности людей;
- называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;
- объяснять особенности заселения зоны .
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§30, сообщения
42
Лесостепи и степи
1
Комбини
рованный
Коллективная, индивидуальная
- показывать зону степей и лесостепей на карте;
- давать характеристику основных природных условий;
- объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;
- перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;
- показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§31, сообщения
43
Полупустыни, пустыни и субтропики
1
Комбини
рованный
Коллективная, индивидуальная
- объяснять особенности природы рассматриваемых зон;
- называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
- объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§32,
вопросы 1-4
44
«Многоэтажность» природы гор
1
Комбини
рованный
Коллективная, индивидуальная
- приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
- выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§33, презентации
45
Человек и горы
1
Комбини
рованный
Коллективная, индивидуальная
- приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах;
- объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
- анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§34,
вопросы 1-5
46
Тест по теме «Природно-хозяйственные зоны».
1
Проверка знаний
Тема 8. Природопользование и охрана природы
4
47
Природная среда, природные условия, природные ресурсы
1
Урок изучения нового материала
Коллективная, индивидуальная
- объяснять основные понятия;
- приводить примеры разных видов природных ресурсов;
объяснять значение природных условий для жизни людей;
- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§35, выучить определения
48
Рациональное использование природных ресурсов
1
Комбини
рованный
Коллективная, индивидуальная
- объяснять необходимость охраны природы;
- называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;
- объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;
- прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;
- оценивать экологическое состояние своего края;
- выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§36, сообщения
49
Охрана природы и охраняемые территории
1
Комбини
рованный
Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§37, анализ карты стр. 216
50
Тест по теме «Охрана природы»
1
Урок обобщающего повторения
Коллективная, индивидуальная
Работа с картами атласа
Раздел III. “НАСЕЛЕ
НИЕ РОССИИ”
15
Тема 1. Сколько нас – россиян?
2
51
Численность населения
1
Урок изучения нового материала
Коллективная, индивидуальная
- называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
- объяснять содержание понятия "естественное движение населения";
- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
Фронтальный устный опрос
§38, конспект
52
Воспроизводство населения
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- раскрывать содержание понятия "воспроизводство населения";
- объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.
Фронтальный устный опрос
§39, выучить определения
Тема 2. Кто мы?
2
53
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).
П.р. « Характеристи
ка половозраст
ного состава населения нашей страны на основе диаграмм и др. источников информации»
1
Практикум
Выполнение П.р., работа с картами атласа
- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§40,
вопросы 1-7
54
Возрастной состав населения России
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- иметь представление о возрастном составе населения России,
- уметь анализировать статистические материалы.
Фронтальный устный опрос
§41, анализ диаграмм
Тема 3. Куда и зачем едут люди?
3
55
Миграции населения России
1
Семинар
Коллективная, индивидуальная.
Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве
- раскрывать содержание новых терминов урока;
- объяснять причины и основные направления миграции населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§42, анализ карт стр.240-241
56
Внешние миграции - в Россию и из нее
1
Комбинирован
ный
Коллективная, индивидуальная
- знать о внешней и внутренней миграции в России, о взаимосвязях миграции с экономикой и политикой страны.
- иметь пользоваться различными источниками географической информации для расширения своих знаний.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§43, конспект
57
Территориальная подвижность населения
1
Комбинирован
ный
Анализ карт населения
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§44,
вопросы 1-4
Тема 4. Человек и труд
1
58
География рынка труда
1
Исследование
Коллективная, индивидуальная
- объяснять значение новых терминов урока;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала
§45,
вопросы 1-5
Тема 5. Народы и религия России
3
59
Этнический состав населения
1
Урок изучения нового материала
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений
- объяснять значение новых терминов;
- называть крупные по численности народы России;
- приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§46,
сообщения
60
Этническая мозаика России
П.р Изучение особенностей размещения народов России, сравнение гео
графического расселения народов с административно-территори
альным делени
ем России (на основе изуче
ния карт)
1
Комбини
рованный
Выполнение П.р. , работа с картами
- раскрывать содержание понятия "этнический состав";
выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов своего края, регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§47,
вопросы 1-3
61
Религии народов России
1
Комбини
рованный
Анализ карт населения
православия, мусульманства, буддизма;
- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
- составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
- приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
- объяснять географическое своеобразие сельских рас-селений своей местности.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§48, сообщения
Тема 6. Где и как живут люди?
4
62
Плотность населения
П.р. Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны
1
Изучения нового материала
Анализ карт населения, работа в контурных картах
- объяснять значение новых терминов;
- определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§49, выучить определения
63
Расселение и урбанизация
1
Комбинирован
ный
Анализ карт населения
- раскрывать содержание новых терминов урока;
- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
§50,
вопросы 1-4
64
Города России
П.р. Нанесение на к/к городов-миллионеров
1
Комбинирован
ный
Анализ карт населения, работа в контурных картах
- называть и выделять на карте крупнейшие города России;
- приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
- называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).
Тестирование
§51, сообщения
65
Сельская Россия
1
Комбинирован
ный
Анализ карт населения
- объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;
Тестирование
§52, сообщения
Повторение (2ч)
66
Обобщаю
щее
повторение
курса
1
Урок обобщающе
го повто
рения
68
Итоговая контрольная работа
1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ