Методические рекомендации по теме: «Развитие словесно- логического мышления учащихся, посредством развития мыслительных операций при изучении географии»
МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»
Учитель географии Ершова С.В.
Методические рекомендации по теме:
«Развитие словесно- логического мышления учащихся, посредством развития мыслительных операций при изучении географии.»
Развитие мышления в процессе учебной деятельности представляет важнейшую задачу школьного обучения. Современный уровень развития общества и информационных процессов требует формирование устойчивых интеллектуальных способностей и навыков интенсивной учебной деятельности, быстрой ориентации и самоопределения в динамичном информационном мире.
Основные закономерности формирования и развития процессов мышления раскрывает в своей работе « Введение в психологию» А. В. Петровский: «Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.»
Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (генетическая классификация мышления.)Наглядно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.
Наглядно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, с целью лучшего познания его. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.
Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).
Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата.
Одна из целей изучения географии:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии»- предусматривает овладение учащимися умениями:
Анализа - географических карт и других источников информации;
-результатов наблюдений за объектами природы.
Сравнения – Земли с обликом других планет;
- географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов;
- хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;
-территорий России по условиям и степени хозяйственного освоения
и тд.
Выявления зависимости – температуры воздуха и давления воздуха от высоты;
- размещения полезных ископаемых от строения земной коры;
- режима, характера течения рек от рельефа и климата;
- жизни и хозяйственной деятельности людей от особенностей
природы;
- экологического состояния от хозяйственной деятельности людей.
Выявления взаимосвязи – биосферы с другими геосферами;
- между географическими оболочками;
- между компонентами природного комплекса;
- и тд.
Для выполнения данных требований стандарта необходимо развивать у учащихся логическое мышление, что возможно при развитии логических операций.
Разработка системы специальных заданий и упражнений на развитие мыслительных операций.
Мышление возникает только тогда, когда человек должен решить какую-либо задачу. Осознание условий задачи — исходный, первоначальный пункт начала процесса мышления, после чего начинается поиск способов решения, а затем осуществляется их проверка. В основе выдвижения решения лежит мысленное предвосхищение неизвестного, и если предположение подтверждается, то тем самым находится и решение задачи. Учитель должен предложить такие учебные задания, которые научат ребенка абстрагироваться от второстепенных фактов и выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов или явлений и тд.
Краткий алгоритм составления заданий на развитие словесно-логического мышления.
Виды мыслительных операций
Общие установочные виды заданий.
Примеры.
Анализ.
а) Найдите соответствие…
б) Выберите только то, что относится…
в) Чем отличаются…?
а) 1- гранит А - метаморфическая
2- гипс В-магматическая
3- алмаз С - осадочная
б) Выберите животных характерных для зоны тундр: северный олень, белка, песец, бобр, лемминг, белая куропатка, лиса.
в) Чем отличаются воды рек и океанов?
Синтез.
а) О чем идет речь? (перечень терминов)
б) назовите одним словом…
в) Что общего?
а) подошва, склон, вершина.
б) Эта область РФ имеет окраинное положение, выгодное ЭГП, граничит с двумя европейскими странами, на её территории находится незамерзающий порт СМП. Основу хозяйства составляют горнодобывающая и рыбная промышленность.
в) Что общего между притоком, устьем, истоком?
Сравнение.
Сравните…
а) два объекта…
б) два процесса…
в) две личности…
а) реку Терек и реку Рейн;
б) демографический кризис и демографический взрыв;
в) Х. Колумба и Н.Н.Миклухо-Маклая.
Абстрагирование.
а) Выделите существенные признаки…
б) Дайте определение…(урок изучения нового материала)
а) Выделите существенные признаки:
Параллели - проведены на карте через 10 градусов, параллельны экватору, обозначены на карте черным цветом.
б) Дайте определение понятию «Ветер» - (учащиеся, высказывают, основываясь на личном опыте, свои варианты, даже самые абсурдные. В процессе урока ненужное - «отметается» и «рождается истина»
Конкретизация.
а) Приведите примеры…
б) Докажите…
а) Приведите примеры - магматических горных пород; культурных растений; отраслей специализации Владимирской области.
б) Докажите, что в Селивановском районе наблюдается демографический спад.
Обобщение.
а) Что лишнее...
б) Какие признаки объединяют…
в) Какой процесс лежит в основе…
а) пар, лед, вода, осадкомер;
роза ветров, диаграмма осадков, график хода температур, прогноз погоды;
дятел, белка, лиса, слон.
б) город Владимир и остров Сахалин.
в) реки текут в море, движутся планеты, идет снег.
Систематизация
Объедини в группы.
а) Объедини предприятия по отраслям промышленности:ГЭС, ТЭС, кондитерская фабрика, автомобильный завод, хлебокомбинат, радиозавод, рыбоконсервная фабрика.
б) К какой группе обитателей океана относятся перечисленные организмы:
дельфины, медузы, осьминоги, диатомеи, морские звезды, красные водоросли, рыбы, морские черепахи, бурые водоросли.
Конечно, достаточно трудно подобрать задания, для выполнения которых, необходимо применять только один вид мыслительных операций. Многие учебные задания предусматривают поэтапное использование различных видов мыслительной деятельности, что является следующим шагом развития логического мышления. Это задания типа:
- Логические задачи ( шарады, ребусы, загадки, « перевертыши»);
- Географические диктанты (цифровые, аналоговые, «да» или «нет»);
- Найди ошибку (в тексте, в рассказе, изображение);
- Установление причинно-следственных связей («Почини цепочку», «Лестница», «Нарисуй схему») и тд.
Активное применение подобных заданий на уроках географии создает условия для развития мыслительных операций.
Выбор и применение различных форм, методов и приёмов обучения, отвечающих целям опыта.
А) Основной формой организации обучения географии является урок, и применять различные методы, приёмы, задания направленные на развитие мыслительных операций возможно на каждом уроке (урок изучения нового; закрепления знаний; комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний; контроля, оценки и коррекции знаний) Выбор методов, приёмов и заданий зависят от целей и задач каждого конкретного урока. Особенно насыщенным такого рода заданиями должен быть урок обобщения и систематизации знаний, так как учащиеся к этому этапу имеют определенный багаж знаний, который позволяет им выполнять логические задания и формировать единую картину мира, составляя «мозаику Вселенной» из разрозненных сведений о ней.
Так же развивать мыслительные операции, необходимо организуя и другие формы организации обучения географии: элективные курсы, учебные экскурсии, домашнюю работу (закрепляющие и опережающие задания)
Б) Для развития мыслительных операций должны быть выбраны такие методы обучения, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся, т.е. эти методы должны иметь активные формы.
- Активное слушание а) с опорой на визуальный ряд;
Б) с предварительно сформулированным заданием и его
последующим обсуждением
- Мозговой штурм (выдвижение гипотез и их обсуждение) возможно групповые формы – задание общие или у каждой группы своё.
-Метод ассоциаций (познание нового на основе эмпирических знаний и личного опыта учащихся.)
-Метод возникновения проблемных ситуаций.
Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек наткнулся на что-то непонятное, неизвестное.
Для решения проблемы используется приемы учебной деятельности:
- нахождение разрыва в связях;
- выдвижение гипотезы;
- установление комплекса причинно-следственных связей.
Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании программного материала.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний.
В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.
-Метод географических прогнозов.
Данный метод по своей сути схож с методом проблемного обучения, но метод географических прогноз имеет свои особенности.
Здесь предлагается изменить какое либо условие и проследить по цепочке причинно-следственных связей за результатами, которые мы получили, в связи с этими изменениями.
Метод географических прогнозов позволяет закрепить полученные знания, а также акцентировать внимание учащихся на хрупкости экосистемы на ее зависимость от внешних и внутренних сил;
на прочность причинно-следственных связей, и на то, что изменение одного звена, ведет к изменению всей логической цепочки.
Особенно ярко метод географических прогнозов действует на уроках по экологическим и природоохранным проблемам;
- Информационные технологии является новым методом организации учебной деятельности. Использование информационных технологий развивает у детей творческие способности, навыки исследовательской деятельности.
Применение информационных технологий дает возможность моделировать учебный материал, расширять возможности представления учебной информации, резко поднимать уровень учебной мотивации.
Учебные компакт диски в большой степени отвечают задаче развития логического мышления. Ведь сама структура построения учебного материала идет в строгой логической последовательности. Учебная информация на дисках широко представлена в виде схем, таблиц, опорных конспектов. Применяется учебные компакт диски на уроках всех типов. На уроках изучения нового материала компакт диски используются для демонстрации изучаемого предмета или явления.
Так как на учебных дисках имеются мобильные схемы, где показан не только предмет изучения, но и его развитие, связи, изменения; то наглядность по сравнению с печатными пособиями резко возрастает.
На уроках систематизации и обобщения, при проверке знаний, умений и навыков используются задания представленные на учебных дисках: тесты, сравнительные таблицы, контурные карты, задачи и т. д.
Варианты уроков с использованием ИКТ очень разнообразны: слайд-лекция, видеопризентация, компьютерное моделирование. Построение диаграмм, графиков, таблиц, учебных презентаций способствуют развитию мыслительных операций.
На уроках географии целесообразно использовать мультимедийный проектор и итерактивную доску, а в идеале и ПК для каждого ученика.
В современном мире информационные технологии являются неотъемлемой частью повседневной деятельности. И научить детей работать не только с печатной, но и электронной информацией – современная научная задача школы.
В) Развитию логического мышления способствует исследовательская деятельность по изучению взаимосвязей экосистем своей местности.
Характер исследовательских работ по экологии имеет ряд особенностей:
- Проблемный характер и поисковую направленность.
- Полученные данные необходимо анализировать, сравнивать, на их основе делать выводы и прогнозы по состоянию изучаемого объекта.
- Изучение экосистемы позволяет в полной мере понять взаимосвязи компонентов природы, её хрупкость и необходимость контроля за нарушением взаимосвязей.
Развитие словесно-логического мышления учащихся позволяет формировать ключевые компетенции - способность самостоятельно решать проблемы и достигать намеченных результатов. Без развитого словесно-логического мышления невозможно, ни дальнейшее обучение выпускников школы, ни их успешная профессиональная деятельность.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ