Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России

Реферат по мировой экономике выполнила: .. УЭФ 2 группа, 2 курс

Самарская государственная экономическая академия

САМАРА 2001

ВВЕДЕНИЕ

Впервые за последние 10 лет в России наметился некоторый экономический рост, а вместе с ним – надежды на экономическое возрождение России. Безусловно, экономическое возрождение России – вполне реальная вещь, более того – у России есть все шансы вырваться в число мировых лидеров уже к третьему – четвертому десятилетию XXI века, но проблема заключается в том, что расчеты на будущий рост в большинстве случаев основываются на очень спорных, чтобы не сказать – иллюзорных, посылках.

В качестве безусловной и главной основы будущего роста российской экономики признаются, прежде всего, две вещи:

Богатство России природными ресурсами

Дешевая и квалифицированная российская рабочая сила.

Именно это способно привлечь иностранных инвесторов, на которых зачастую делается основной расчет, т.к. возможности иностранных инвесторов существенно выше отечественных. В связи с этим считается первоочередной необходимостью принятие комплекса мер, способных сделать российскую экономику более инвестиционно привлекательной.

Таким образом, в наши планах экономического развития сразу же проявляется противоречие – с одной стороны Россия и намерена конкурировать на мировой арене с развитыми западными странами; много говорится о том, что нашим главным богатством является интеллект и научно-технические достижения, где мы местами вырвались вперед и даже далеко вперед западных стран. С другой – в практическом плане в последние 10 лет делалось все, чтобы поместить Россию в нишу, уже занятую странами Третьего Мира, т.е. превратить Россию в источник дешевого сырья и дешевых товаров для развитых западных стран. И сейчас именно на это делается ставка – на приход инвестора в традиционные (главным образом, сырьевые) сферы экономики.

Причины медленного экономического роста в России.

Среди фундаментальных причин, тормозящих экономический рост России и обусловливающих неконкурентоспособность большинства традиционных индустриальных отраслей и предприятий следует выделить две: крайне высокая степень износа основных фондов и неблагоприятные природные условия России.

Ни для кого не является секретом, что инвестиции в основные фонды предприятий за 10 лет реформ практически не проводились, и эти давно назревшие мероприятия требуют колоссальных вложений. Например, по данным Минэкономики, инвестиционные потребности России до 2025 года составляют 2,5 трлн. долларов. В частности, 150 тыс. км сети газо- и нефтепроводов изношено и требует ремонта. Сравнительно низкая себестоимость продукции ряда российских предприятий связана с тем, что пока возможна эксплуатация мощностей, созданных в прежние годы.

Россия является страной:

расположенной в зоне неблагоприятных природных условий (так, вся территория России лежит в зоне от умеренно до резко континентального климата, со среднеянварскими температурами ниже 0 на всей территории и ниже - 8 на 95% территории; глубина зимнего промерзания грунта в европейской части России составляет 1-1,5 м; кроме того, 60% территории России лежит в зоне вечной мерзлоты) с огромными расстояниями и удаленностью основных природных ресурсов от главных очагов их потребления (расстояние от нефтегазовых месторождений Западной Сибири до регтинов основного потребления в центре европейской части России составляет 2500-4000 км.)

континентальной страной, с отсутствием незамерзающих водных путей (являющихся наиболее дешевым путем транспортировки).

Именно этот своеобразный “налог на природные условия, расстояния и внутриконтинентальное положение” на протяжении столетий являлся если не главным, то одним из главных факторов, тормозящих экономическое развитие России.

Обеспеченность России природными ресурсами.

Что касается обеспеченности природными ресурсами, то у России есть четыре выигрышные позиции – это природный газ, лес, уголь (притом, что спрос в мире на него невелик) и пресная вода. На Россию приходится более 25% мировых запасов этих ресурсов. По остальным – не более нескольких процентов.

Россия отнюдь не является монополистом на рынке минерального сырья. Россия на данный момент – основной поставщик нефти и газа в европейские страны, а в перспективе – в Японию. В то же время ряд факторов, например, таких, как:

снижение мировых цен на нефть,

конкуренция со стороны нефтедобывающих стран Ближнего Востока, в частности, кардинальное смягчение инвестиционного законодательства в Саудовской Аравии (например, иностранные инвесторы смогут приобретать до 100% акций саудийских предприятий) и других странах Ближнего Востока – а это, кстати, серьезный повод для нас задуматься о цене, которую приходится платить за процветание за счет сырьевой базы,

предстоящая конкуренция со стороны норвежского газа,

оставляют российскому нефтегазовому сектору немного шансов на процветание. Оснований рассчитывать на радикальное увеличение сырьевого экспорта, составляющего в последние годы не более 50 млрд. долларов (что, безусловно, мало для благополучия 145-миллионной страны), не приходится. Кроме того, сырье (нефть, газ, уголь, металлы) является невозобновимым ресурсом, и если нам небезразлично, как будут жить наши дети и внуки, следует подумать об экспорте сырья и в этом аспекте. Менее рациональной структуры экспорта, чем сейчас, в российской истории, ни дооктябрьской, ни советской, кажется, не было. До XX века Россия, бывшая аграрной страной, экспортировала главным образом продукцию лесного и сельского хозяйства.

В советские времена начался масштабный экспорт невозобновляемых природных ресурсов. В то же время около половины экспорта составляла готовая продукция, а в настоящее время наш экспорт почти полностью стал сырьевым, если точнее – нефтегазовым

Необходимо, как бы ни было горько, признать очевидную вещь – в настоящее время Россия уже заняла место в системе мировой экономической интеграции место иссякающего сырьевого придатка (и, что не менее, если не более страшно – иссякающего интеллектуального придатка) Запада. Опора России на традиционные индустриальные отрасли (причем, прежде всего, сырьевые) как объект привлечения инвестиций в сочетании с полной открытостью по отношению к мировому рынку ведет только к усугублению ситуации. Развал традиционных отраслей и “утечка мозгов” и технических достижений на Запад очень быстро ликвидируют наше последнее преимущество перед странами Третьего Мира – интеллект и технологии, которые просто не смогут получать в России в условиях утечки капиталов должной материальной подпитки.

Безоглядно “выкачивать” невозобновляемое минеральное сырье – нефть, газ, металлы, означает попросту грабить собственных детей и внуков. В то же время у нас есть ресурсы, способные к восстановлению, при этом по их количеству мы занимаем практически монопольное положение на Евразийском континенте – это лес, гидро- и гидроэнергетические ресурсы.

При огромных лесных пространствах России нам, в принципе, несложно сохранить и развить мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время мы можем (и должны!) параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов. В то же время можно существенно рационализировать лесное хозяйство, производя в промышленном масштабе не только древесину, но, параллельно, и “дары леса” – грибы, ягоды, мед, мясо лесных животных. Для этого необходимо (и вполне возможно) создание специальных ферм. Не следует забывать, что последнее является уникальным товаром, который можно продавать дорого.

Конечно, не следует забывать и о лесных массивах России в аспекте создания заповедников, заказников, национальных парков как средства привлечения и туристов, и научно-исследовательских организаций.

То же можно сказать и о гидроресурсах. В настоящее время дефицит пресной, в т.ч. питьевой воды в мире становится все более острой проблемой. В частности, это относится к прилегающим с юга к России огромным регионам Западного Китая, Центральной Азии, Ближнего Востока. Всем известен несостоявшийся грандиозный проект переброски северных рек (и среднеазиатские лидеры сожалеют о том, что он не состоялся). Его реализация в виде системы каналов была бы связана, во-первых, с очень большими затратами, во-вторых, с тяжелыми экологическими последствиями (большие потери воды на испарение и фильтрацию, засоление почв, разрушение естественной среды северных районов России). В то же время его реализация в уменьшенном виде – в виде сети трубопроводов, представляется разумной. Тем более, если рационально подойти к этому вопросу и не только “качать” воду, как сейчас мы делаем с нефтью, но также обеспечивать очистку воды, для того, чтобы сделать ее питьевой.

Что касается гидроэнергетических ресурсов, то на данный момент они не будут пользоваться большим спросом на внешнем рынке из-за нефтяного богатства регионов к югу от России, но при неизбежном истощении запасов нефти ситуация может кардинально поменяться, и следует быть к этому готовыми. Кроме того, управление гидроресурсами также поддается рационализации, если, например, параллельно заниматься разведением рыбы и созданием сети рыбоперерабатывающих предприятий. При наших огромных водных пространствах у этой отрасли поистине блестящие перспективы.

Огромные земельные угодья России являются хорошей базой для развития сельского хозяйства. Не следует забывать, что до 1917 года Россия экспортировала сельскохозяйственную продукцию. Низкая естественная продуктивность большей части сельскохозяйственных земель России компенсируется их размерами, и при должном уровне технической оснащенности Россия может вернуть себе утерянные позиции экспортера продовольствия. Кроме того, обширные земельные угодья России позволят ей производить в большом количестве “экологически чистые” сельскохозяйственные продукты, производство которых не связано с пестицидами, химическими удобрениями и т.д.

На основании детального анализа потенциала минерально-сырьевых ресурсов определено их значение и место в стратегии развития российской экономики.

Значение минерального сырья в экономике России.

Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический рост развитых стран составляет 2-З % . Учитывая это, российская экономика должна иметь темп экономического роста 4-5 %. При этом заметим, что такой рост обеспечит сокращение отставания России от развитых стран по уровню ВВП на душу населения.

Экономический рост должен быть не ниже указанных выше темпов, и это может быть обеспечено за счет добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов.

Анализ экономического потенциала минерально-сырьевых ресурсов, состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе дает основание сделать некоторый вывод о значении и месте минерально-сырьевого комплекса в строении развития экономики страны:

1. Минерально-сырьевые ресурсы - важный потенциал для экономического развития страны.

2. Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса - главный резерв превращения России в относительно недалеком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения.

3. Анализ экономических процессов, происходящих в мире, требует всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово-промышленных корпорации межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.

4. Развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством чисто рыночными методами, при этом государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса.

5. Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они не могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.

6. Из-за низкой доли труда в себестоимости добываемого сырья и относительно высокой стоимости рабочего места в добывающих отраслях сырьевые ресурсы не могут быть основой повышения жизненного уровня большинства населения страны.

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала.

Российская экономика в ХХI веке, по крайней мере, в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.

Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов

Хозяйственное освоение природных ресурсов России создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала; за счет экспорта природных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений.

Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:

- географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;

- преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, переработку и передел минерального сырья;

- наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;

- огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.

Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн. дол. США, однако оценка их рентабельной части составляет лишь1,5 трлн. дол. США.

Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти - второе после Саудовской Аравии, угля - третье после США и Китая, золота - третье после ЮАР и США и т.д. Помимо непосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей, перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.

Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:

Обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированию прочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимые потребности как промышленности, так и сельского хозяйства.

Вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; его продукция продолжает оставаться основным источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.

Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и потенциал.

Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или же связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности.

Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное дополнение государств, в рамках единого экономического пространства, обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет оказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке.

Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, не конкурентоспособность большей части ее продукции на Мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.

Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний.

Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20 лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического износа.

В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее всесторонней интеграции с добывающими отраслями.

Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп - корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.

Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.

Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:

устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;

повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;

дальнейшее развитие сырьевой базы;

поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;

развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.

Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития - объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими структурами.

Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.

Природно-ресурсная политика России.

Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельных собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.

В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных ресурсов.

Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.

В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:

а) правового обеспечения,

б) финансово-кредитной поддержки,

в) инфраструктурного и информационного обеспечения,

г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности.

Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.

Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистоты биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.

Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.

В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.

При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются

завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;

формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;

оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;

развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;

осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;

обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;

учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.

Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования...

На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:

совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;

уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;

разработку механизма аудита в области природопользования;

расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;

создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и иных видов естественных богатств.

В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на

завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения;

реализации государственной политики в области природопользования;

переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы между центром и субъектами;

развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами;

внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;

введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;

создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.

В связи с этим необходимо

разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;

завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.

В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства, углубление экономического механизма природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации, разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных ресурсов...

Для реализации государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:

ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);

приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;

развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений;

повышение комплексности использования минерального сырья;

разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;

расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.

В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой основе свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решение продовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса страны - важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на качественно новой основе.

Список литературы

Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.

Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г.

Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.

Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М. 1997 г.

Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.

Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск. 1997 г.

Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI веков. М. 1995.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ