Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона
ПРОЕКТ ПО ГЕОРАФИИ на тему:
«Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона»
План:
I Вступление
Особенности ЭГП Азии
Исторический экскурс в экономико-политическое развитие
II Основная часть. Регионы Азии
Юго-Западная Азия
а. Уровень развития
б. Ведущие государства региона
Центральная Азия
а. Внешнеполитические ориентиры
б. Рост западного влияния
в. Отношения с Россией
3)Восточная Азия
а. Основные факторы развития
б. Япония - страна номер 1
Южная и Юго-Восточная Азия
а. Наиболее динамично развивающийся регион Азии
б. Основные условия успешного развития
в. Возрастание экспорта из региона
Азиатский банк развития
Интеграция в регионе
III Будущее Азии в глобализованном мире
Глобальное развитие
Вызовы ХХI века
Платформа для регионального диалога
I Вступление
1) Особенности положения Азии в современном мире.
Азия на сегодняшний день является, пожалуй, самым противоречивым регионом мира. Здесь пересекаются устоявшиеся многовековые традиции и новейшие веяния современности.
Азия — самая большая часть света в мире, которая занимает почти треть всей земной суши. Она является частью огромного Евразийского материка и простирается от Африки и Европы на западе до Тихого океана на востоке. Ее восточную границу образуют цепи вулканических островов, представляющих собой опасную сейсмическую зону. На северо-западе Азия ограничивается грядами Уральских и Кавказских гор. Северные окраины этой части света лежат далеко за Полярным кругом, в основном в зоне тундры, которая характеризуется холодным климатом и отсутствием древесной растительности. Южнее через весь материк тянется широкая полоса вечнозеленых лесов - тайга. Последняя, в свою очередь, сменяется плодородными равнинами на западе и на востоке Азии.
2) Исторический экскурс в экономико-политическое развитие.
Самые древние цивилизации мира начали складываться на территории Азии с IV тысячелетия до н.э. Их богатства всегда привлекали торговцев и армии завоевателей. На протяжении веков такие народы, как монголы и турки, создавали, а затем теряли великие империи. В XIX веке многие страны Азии были колонизированы европейцами. Новые правители обогащались за счет своих колоний, но не помогали им развивать собственную промышленность.
В XX веке в азиатских странах произошли коренные социальные перемены. Многие колонии освободились от гнета европейцев и создали такие суверенные государства, как, например, Индия и Иордания. Страны, где огромные массы бедняков находились под властью богатого меньшинства, приняли коммунистические идеи. Коммунистические правительства регулировали стоимость товара и труда, а также принудительно обращали всю частную собственность в государственную. Они руководствовались идеей, что и труд, и доходы от труда должны делиться поровну между всеми людьми. Однако распространение коммунистического режима часто приводило к войнам с капиталистическими странами, где индивидуальные производители могли иметь частную собственность и самостоятельно регулировать все цены. В 1991 году коммунистический строй в Советском Союзе рухнул, и с распадом Советского Союза бывшие его республики (такие, как Казахстан и Узбекистан) стали суверенными государствами. В отдельных азиатских странах по-прежнему сохранился коммунистический строй, хотя в некоторых недавно впервые состоялись демократические выборы.
В наши дни многие азиатские правительства стараются упрочить экономическое положение своих стран, развивая новые отрасли промышленности и модернизируя старые.
Неудивительно, что такую огромную и многонаселенную территорию невозможно охарактеризовать «в среднем», - столь велико разнообразие природы, культур, государственных систем, особенностей экономического развития.
II) Регионы Азии
1) Юго-Западная Азия
Юго-Западная часть Азии издревле делилась на 3 части по уровню развития различных отраслей хозяйства. На западе - на побережье Средиземного, Эгейского и Черного морей развивалась морская торговля. На юге и востоке вплоть до начала ХХ века существовало кочевое скотоводство. А в долинах крупных рек и на увлажненных участках побережья развивалось оседлое земледелие, основанное на искусственном орошении.
Экономические факторы часто оказывались решающими в различных конфликтах на территории Юго-Западной Азии. Например, Шиитский Иран не мог допустить притеснения многочисленного шиитского населения в Ираке, где всеми политическими и экономическими высотами владели сунниты. Война, унесшая жизни 1 млн человек, продолжалась с 1980 по 1988 год.
Экономическое неравенство стран Юго-Западной Азии порождает многие проблемы. Государства этого региона разделились фактически на 2 группы:
Страны-экспортеры нефти и газа, которые могут обеспечить населению высокий уровень жизни.
Прежде всего к ним относятся такие государства, как Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ
наиболее бедные и отсталые страны с низким уровнем жизни, например, Йемен, Иордания.
Особняком стоят государства Турция и Израиль. К концу ХХ столетия Турция по многим экономическим показателям стала приближаться к европейским государствам среднего уровня развития, приобретать европейский лоск. В 1923 году турция была провозглашена республикой. Последовавшая за этим модернизация касалась всех сторон жизни: арабский шрифт был заменен латинским, произошли изменения в быту и даже моде. Несколько лет назад Турция вошла в совет Европы, стала членом НАТО, ее экономика развивается ускоренными темпами.
Однако самым развитым государством региона является Израиль, уровень жизни здесь сопоставим с уровнем жизни Западно-Европейских стран. Израиль - индустриально-аграрная страна. Специализирующаяся на развитии наукоемких отраслей, в часности медицинской электроники, средств связи, компьютерных технологий. Развиты также металлообработка, авиа- и судостроение, электронная, электротехническая и химическая промышленность. Израиль занимает второе место после Нидерландов по огранке ювелирных алмазов.
Ресурсы полезных ископаемых Юго-Западной Азии, за исключением нефти и природного газа, весьма ограничены; значительны только запасы фосфоритов и солей Мёртвого моря.
2) Центральная Азия
Территория Центральной Азии, за исключением Афганистана, занята государствами, входившими в состав СССР. Экономика этого региона носит отсталый характер. Основными направлениями народного хозяйства являются скотоводство и земледелие. Несмотря на то, что на территории данных стран было построено достаточно крупных промышленных предприятий - металлургических, химических и машиностроительных, уровень их развития остается по-прежнему довольно низким.
Внешнеполитические ориентиры стран региона
Внешнеполитическая концепция стран региона в 21 веке будет направлена на реализацию стратегии экономического и политического развития в качестве суверенных независимых государств, их включения в международные, региональные и субрегиональные структуры экономического, финансового и военно-политического взаимодействия.
Главными внешнеполитическими ориентирами республик в ближайшей и среднесрочной перспективе, по-видимому, останется:
продолжение независимого курса, форсирование перехода от односторонней ориентации в экономической, политической и военной сферах к расширению сотрудничества с западными странами;
всестороннее развитие взаимодействия прежде всего с сильными и богатыми государствами мира, которые, преследуя свои геополитические и стратегические интересы, готовы продекларировать республикам помощь в решении экономических и военно-политических задач;
обеспечение мобилизации в экономику страны крупномасштабных инвестиций со стороны стран Запада, Азии и Ближнего Востока, а также международных финансовых институтов;
обеспечение выхода к мировым коммуникациям за счет создания альтернативных, не завязанных на Россию транспортных путей;
формирование системы национальной безопасности, построенной на сбалансированном присутствии российского, западного и регионального влияния, построении эффективной системы коллективной безопасности в геополитическом окружении и активном участии в международных усилиях по органи0зации глобального миропорядка;
развитие всестороннего регионального сотрудничества.
Рост западного влияния
Реальная геополитическая ситуация, складывающаяся в регионе, демонстрирует решимость и готовность стран Запада к жесткой и бескомпромиссной борьбе за доступ к богатым природным ресурсам региона и овладению важным геополитическим плацдармом для оказания давления на Россию, лишения ее исторической зоны влияния на перспективу.
Российская Федерация в этой ситуации оказалась перед лицом крупных военно-политических и экономических проблем.
Нарастающее присутствие высокоразвитых государств Запада и богатых нефтедобывающих стран в Центральной Азии, нефтяной бум в зоне Каспия сужают возможности стран Европы по защите своих жизненно важных интересов в данном регионе.
Запад недвусмысленно демонстрирует свою готовность использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты для обеспечения господствующего положения западных компаний в проектах по разработке природных ресурсов.
Большое внимание США уделяют военной привязке новых государств Азии к западным блоковым структурам. "Изменения в плане Объединенного командования ВС США" предусматривают, в частности, передачу в зону ответственности Центрального командования ВС США с октября 1999 года государств Центральной Азии.
Нефтедобывающие компании США принимают активное участие в разработке каспийских нефтяных месторождений, прежде всего в казахстанском и туркменском секторах, а также активно воздействуют на формирование экономической инфраструктуры - нефте- и газопроводов. При этом прослеживается стремление Вашингтона ликвидировать привязанность республик Центральной Азии и Закавказья к нефтегазовой инфраструктуре России. Идет активный процесс вовлечения сырья стран ЦА в мировой экономический оборот, и, прежде всего нефтяных ресурсов. Под непосредственным кураторством США идет проработка вариантов переброски энергетических ресурсов Каспия на турецкое Средиземноморье.
Дестабилизирующее влияние на развитие обстановки в регионе оказывают и отдельные страны мусульманского мира, стремящиеся к распространению исламских вероучений, зачастую воинствующего экстремистского толка.
К усилению своего влияния в странах Центральной Азии и недопущению усиления в них, а также в регионе в целом роли Турции стремится Иран, у которого с Анкарой давнее соперничество. У Тегерана достаточно прочные позиции в Туркмении, с которой имеется ряд взаимовыгодных экономических, энергетических и транспортных проектов, а также с Казахстаном. Не исключено, что взаимное противоборство двух региональных лидеров за сферы влияния может обостриться.
Отношения с Россией
В настоящее время конфронтация России с соседними государствами на почве религии маловероятна. Однако исламское зарубежье оказывает влияние, враждебное интересам России. Оно поддерживает в той или иной степени идею широкого объединения мусульманских государств Центральной Азии и Закавказья. Этому способствуют в первую очередь некоторые крайние религиозно-политические партии и движения Турции, Пакистана, Ирана, Афганистана.
Широко использует свои финансовые возможности для идеологической экспансии ислама в регион Саудовская Аравия, распространяя свое специфическое видение ислама среди жителей Центральной Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Урала.
Пакистан также пытается осуществлять экономическое и религиозное проникновение в центрально-азиатские страны Прикаспийского региона. Основной помехой этому является продолжающаяся война в Афганистане. В перспективе руководство Пакистана рассчитывает на то, что установление исламских режимов в мусульманских странах СНГ, в долгосрочной перспективе позволит Пакистану возглавить региональный военно-политический союз мусульманских стран Центральной и Южной Азии. Поэтому Пакистан осуществляет поставку оружия исламским экстремистам и подготовку боевиков для пополнения оппозиционных исламских партий и движений, в первую очередь в странах Центральной Азии.
Деятельность ведущих стран Запада и мусульманского мира по отношению к России в регионе сводится к противодействию укреплению позиций России в Центральной Азии, попыткам изолировать Россию, создать антироссийский настрой у мусульманской общественности. Они стремятся использовать свое влияние для удерживания государств региона от политического и торгово-экономического сотрудничества с РФ, вытеснению России из системы экономических связей, прекращению закупок российских ВВТ странами региона, формирования у стран СНГ негативного восприятия России.
3) Восточная Азия
До начала ХХ века данный азиатский регион отличался ощутимой изоляцией, неразвитостью народного хозяйства по сравнению с остальным миром. Однако, 50-е г.г. прошлого столетия явились периодом восстановления и подъема хозяйства и демократических преобразований. Главным их них стала ликвидация помещичьего землевладения. В результате этого промышленность данного региона получила возможность развиваться в соответствии с основными экономическими направлениями.
Несомненным лидером в экономическом развитии не только Восточной Азии, но и всего азиатского континента, является Япония. Современная страна ориентируется на высокотехнологичные, т.е. использующие новейшие достижения науки, производства. Японские наука и техника занимает второе место в мире, в том числе и в таких областях, как освоение космоса, создание роботов, новейших медицинских технологий. Япония лидирует в производстве станков с числовым программным управлениемя, микропроцессоров, электроники, в кораблестроении, производстве стали, цемента, синтетического каучука и пластмассы. Мир покорили экономичные и удобные японские автомобили, фотоаппараты, телевизоры прочая бытовая техника. Однако как и прежде важное место в японской экономике занимают такие традиционные отрасли, как рыболовство и морской промысел. Сельское хозяйство Японии, несмотря на незначительное число занятых в нем людей (5-6%) и малую лолю обрабатываемых земель и пастбищ (14-15% общей площади страны), почти полностью обеспечивает спрос 130-миллионного населения на рис, рыбу, овощи, фрукты, молочные продукты и мясо. Гордостью японского государства являются 7 сверхскоростных железнодорожных линий линий, на которых экспрессы развивают самую высокую в мире скорость - до 300 км/ч. Финансовая система Японии, информационное обслуживание, транспорт, внешняя и внутренняя торговля соответствуют её статусу экономической сверхдержавы и лидера НТ прогресса.
4) Южная и Юго-Восточная Азия
Роль этого региона очевидна, поскольку это самый перспективный азиатский регион. По прогнозам мировых экспертов, в следующем веке центр деловой активности переместится именно в Юго-Восточную Азию. Вот несколько цифр. Китай - это регионообразующий центр (а в Сингапуре 80% населения - китайцы). Сейчас по количеству валютных резервов Большой Китай, включающий Гонконг и Тайвань, занимает первое место. Япония - второе. США, которые мы предпочитаем всем другим странам, занимает место только в конце первой десятки. По прогнозам Мирового банка, в 2010 году Китай будет иметь самую мощную экономику. Аналогичные процессы идут в других странах Юго-Восточной Азии - Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и т.д. Сингапур - один из важнейших финансовых, транспортных, торговых и сервисных центров мира. Основным его конкурентом в этом регионе является только Гонконг.
Сингапур, представляющий собой небольшой остров (50х23 км), объединяет вокруг себя все страны Юго-Восточной Азии. Он прекрасно использует выгодность своего географического расположения. Когда на Лондонской бирже заканчиваются торги, здесь открывается другой центр финансовой активности. Можно опередить время, прилетев из Лондона на очередные торги в Сингапур. Сингапурцы обслуживают весь регион Юго-Восточной Азии. На этом Сингапур зарабатывает хорошо, поэтому там неплохие стандарты жизни. Вот это и есть реэкспортная экономика. И иностранный бизнесмен может быть уверен, что, если его продукция заинтересовывает сингапурского бизнесмена, то она может завоевать весь регион.
Вообще в Азиатско-Тихоокеанском регионе невысокие цены, рабочая сила стоит недорого, однако многие страны имеют хорошие средства связи, развитый транспорт, развитую инфраструктуру бизнеса. За счет всего этого они и обслуживают регион. Кроме того, в этом регионе есть эксклюзивное сырье. Например, только в Малайзии производится пальмовое масло. Вообще Малайзия - одна из самых динамично развивающихся стран региона Юго-Восточной Азии, где создается большое число предприятий с иностранными инвестициями, обеспечивается высокий технологический уровень. Поскольку экономика развивается, здесь востребованы технологии, возникает потребность в машинах и оборудовании. Активно развивается и военно-техническое сотрудничество между Россией и Малайзией.
Экспорт из региона возрастает
После продолжавшегося три года спада в экономике Азии в 1999-2000 гг экспорт из этого региона, наконец, начал расти и возрос на 2,5 процента. Это стало важным импульсом к экономическому возрождению в Азии. С начала этого года в экспорте стран Азии наметилась тенденция роста. Темпы роста, возможно, будут более быстрыми.
Растет спрос на электронику на мировом рынке, что стало главной причиной улучшения ситуации с экспортом из Азии. Электроника является главным видом экспорта для многих стран региона. Ее доля в общем объеме экспорта некоторых стран Юго-Восточной Азии превышает 50 процентов. В 1996-1998 годах спрос на мировом рынке падал, в результате замедлились и темпы роста экспорта из Азии. В минувшем году благодаря росту спроса экспорт Азии стал возрастать.
По мнению специалистов, цикл роста мирового рынка электроники продолжится 1-2 года. По американским прогнозам, в нынешнем году экспорт полупроводников из Азии увеличится на 23 процента, а в следующем году - на 25 процентов. Ускорение развития экономики благодаря использованию преимуществ коммуникационных сетей на планете откроет новые возможности для экспорта из Азии электронной продукции. По прогнозу Филиппин, в этом году поступления страны от экспорта электроники, возможно, вырастут на 20 процентов по сравнению с прошлым годом, то есть с 25 млрд. американских долларов в минувшем году до 30 млрд. долларов.
Внешние и внутренние факторы также благоприятствуют экспорту стран Азии. С одной стороны, экономика США быстро развивается, экономика зоны евро также вступила в цикл роста. Все это обеспечит обширный экспортный рынок для азиатских товаров. С прошлого года японская экономика начала расти, импорт Японии из других азиатских стран возрос с 29 процентов в предыдущем году до 39,6 процента.
С другой стороны, объем торговли между странами Азии составляет две трети их товарооборота друг с другом и с миром в целом. После экономического возрождения импорт средств производства и предметов потребления также растет. Кроме того, благодаря быстрому экономическому возрождению экспортные предприятия Азии поступательно преодолевают трудности - нехватку в средствах. А значит производство экспортной продукции будет возрастать и в дальнейшем, что определяет интенсивность экспортных потоков.
5) Азиатский Банк развития
Азиатский Банк развития (Asian Development Bank) переживает один из самых значительных поворотов в своей политике. Его основной задачей станет борьба с нищетой в Азии.
"Несмотря на значительный скачок в развитии региона в последние десятилетия, Азия по-прежнему остается домом для 900 миллионов чрезвычайно бедных людей с доходом менее 1 доллара в день, - отметил президент банка Тадао Чино. - Это неприемлемо".
Он заявил, что его банк начинает проводить реструктуризацию своего бизнеса, в ходе которой все имеющиеся проекты будут переориентированы на главную задачу - уничтожение нищеты в регионе. Эта проблема станет приоритетной по отношению к другим задачам, которые решаются банком, - общее экономическое развитие, борьба за равноправие женщин и обеспечение защиты окружающей среды.
Как рассчитывает руководство банка, его деятельность позволит к 2015 году почти вдвое сократить уровень нищеты в Азиатском регионе. Кроме того, акцентируя свое внимание на образовании, банк рассчитывает, что всеобщее начальное образование для региона станет возможным также к 2015 году. Банк разработал систему приоритетов для тех проектов, которые позволят бедным получать доступ ко всеобщему начальному образованию и здравоохранению. В первую очередь, это относится к женщинам, которые составляют две трети от общего числа живущих ниже уровня бедности.
6) Интеграция в регионе
Многие азиатские государства кооперируются между собой, объединяются в различные организации, а также входят в состав всемирных сообществ. Их
перечень не охватывает ряд стран и зависимых территорий, которые не являются членами организаций стран Азии и Океании: Американское Самоа (быв. Восточное Самоа), Аомэнь (Макао), Вануату, Гуам, Израиль, Кирибати, КНР, КНДР, Кокосовые о-ва, Кука о-ва, Марианские Острова, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, Ниуэ, Новая Каледония, Норфолк, Питкэрн, Рождества о-в, Самоа (быв. Западное Самоа), Соломоновы Острова, Сянган (Гонконг), Токелау, Тонга, Тувалу, Уоллис и Футуна о-ва, Французская Полинезия.
План Коломбо по совместному экономическому развитию в Южной и Юго-Восточной Азии. Организация, созданная на основе британского плана экономической и технической "помощи" экономически менее развитым странам Юго-Восточной Азии. Решение о создании организации было принято на конференции министров иностранных дел стран Содружества, состоявшейся в январе 1950 г. в г. Коломбо (Цейлон, с 22 мая 1972 г. - Шри-Ланка). Канада является членом организации с 1950 г., Великобритания - с 1950 г., США - с 1951 г.
СААРК - Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии. Региональная организация, содействующая экономическому развитию стран Южной Азии. Создана на конференции глав государств и правительств 7 странами Южной Азии 7-8 декабря 1985 г. в Дакке.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
Региональная организация, содействующая экономическому, социальному и культурному развитию стран Юго-Восточной Азии. Создана на конференции 5 азиатских стран в Бангкоке в августа 1967 г. вместо существовавшей с 1961 г. Ассоциации стран Юго-Вочточной Азии, в которую входили Малайзия, Таиланд, Филиппины. Камбоджа получила статус полноправного члена в апреле 1999 г.
ЛАГ - Лига арабских государств. Региональная международная организация, представляющая собой союз арабских государств. создана в марте 1945 г. на конференции арабских государств в Каире. В 1976 г. статус полноправного члена был предоставлен Организации освобождения Палестины (ООП). Членами Лиги являются также страны Африки.
Йеменская Республика образовалась в результате объединения в мае 1990 г. Йеменской Арабской Республики (ЙАР) и Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ). ЙАР являлась членом ЛАГ с 1945 г., НДРЙ - с 1967 г.
- Кипр и Турция являются членами европейских организаций.
- Япония является членом Организации экономического сотрудничества и развития.
III) Будущее Азии в глобализованном мире
Никто не сможет понять современную Азию, не зная последствий колониализма. Хотя большинство европейских завоевателей было вытеснено из региона после второй мировой войны, их жертва – Азия – и десятилетия спустя должна политическими и экономическими методами бороться с последствиями колониального господства. Можно сказать, что Европа, создав Европейский союз, вступает в период постнационального государства. Что же касается Азии, то она в муках рождает национальное государство.
1) Глобальное развитие
После исчезновения колониальных властителей азиаты оказались плохо подготовленными к самостоятельному правлению, не говоря уже о формировании наций. Суть проблемы состоит в отсутствии адекватных социальных институтов и недостаточной подготовленности к самостоятельному правлению. Для преодоления этого препятствия молодым государствам необходимы институты, обеспечивающие господство права, контрольные механизмы, которые позволяют защитить свободу личности, эффективная система государственных ведомств и регулирующих органов, чтобы гарантировать честную игру в экономике. Государственные руководители должны воспитать граждан в таком духе, чтобы они признавали и уважали подобные институты.
Если подходить к азиатским государствам с подобными мерками, то их можно разделить на четыре группы. В первой группе наблюдается сбалансированность дебета и кредита счета. Благодаря президенту Ли Куан Ю, Сингапур (несмотря на западный скепсис) стал единственный страной, добившейся успеха. Во вторую группу входят страны, которые по причине деспотизма и/или коммунизма двигались в совершенно ошибочном направлении. К ним относятся Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Вьетнам и Китайская Народная Республика. Китай за прошедшее время возглавил процесс реформ в этой группе, Вьетнам также приспосабливается к такому развитию.
Третья группа включает государства, которые, несмотря на недостаточность социальных институтов, имеют правительства, благоприятствующие развитию экономики. Это Малайзия, Таиланд, Индонезия, Тайвань и Южная Корея, добившиеся выдающихся результатов в улучшении жизненных условий своих граждан. По меркам западных институциональных стандартов, к этой категории необходимо относить также Японию. И, наконец, существуют страны, явно имеющие подходящие институты, однако недостаточно подготовленные к самостоятельному правлению. Они стали практиковать демократию сразу после достижения независимости, и все вместе прозябают в бедности.
Напрашивается вывод, что нельзя сооружать фасад современного правления, если граждане не понимают его сути. В конечном счете это приводит к крушению институтов, которые в иных условиях доказали свою полезность и эффективность.
Решающий вопрос – в каком направлении движется Азия? Чтобы оценить это, необходимо прежде всего рассмотреть всемирное экономическое и политическое развитие. Поскольку регион не обладает достаточной мощью, чтобы выдвинуться на лидирующие позиции в мире, не говоря уже о том, чтобы диктовать свои правила, он вынужден участвовать в предложенной другими игре.
В экономическом отношении глобализация, приводимая в движение развитием технологий, с головокружительной скоростью изменяет коммерческий ландшафт. Обостряется конкуренция, рушатся торговые барьеры. Эти процессы скрывают в себе как грандиозные шансы, так и риски. Внутренняя политика – и это прямой результат экономического успеха – повсеместно становится все более плюралистической, если не вовсе демократической. Совершенно естественно, что везде, где существует средний класс, он требует, чтобы с ним считались. Непросвещенные руководители, которые пытаются противостоять переменам, делают это на свой страх и риск; благоразумные лидеры будут активно подготавливать свои страны к демократии, что разумеется, проще сказать, чем сделать. Необходимо подлинное лидерство.
На социальном уровне наблюдается нарастающее взаимодействие культур, обусловленное технологическим прогрессом. Некоторым азиатским странам с тысячелетней историей глобализиация кажется фиговым листком, прикрывающим западную ориентацию, в особенности насаждение американского образа жизни. Этот феномен проявляется в массовой культуре, фильмах и музыке, многих других явлениях вплоть до ресторанов и кафе быстрого обслуживания и магазинах фирменных товаров. В мире существует одна-единственная сверхдержава – Соединенные Штаты Америки. И их союзники не видят для себя никакой открытой угрозы. Нарождается новый мировой порядок, который гораздо больше характеризует кооперация, нежели конфронтация.
Как же Азии выстоять в этих условиях? Для нее будет полезной смена поколений высших руководителей. В Японии, например, завершилась эра доминирования Либерально-демократической партии, на Тайване установилась демократия, Гонконг сохранил возможность самоопределения. Сингапур и Малайзия находятся в различных фазах политики «сильной руки», а демократия на Филиппинах вернулась в норму. В начале XXI в. в Азии появится новое поколение постколониальных лидеров. Однако сам по себе этот факт еще ничего не гарантирует. Судьба Азии будет определяться тем, насколько успешно новые лидеры будут создавать подходящие институты и воспитывать своих граждан.
2) Вызовы XXI века
С точки зрения экономики Азия поступит правильно, если будет помнить о причинах последнего финансового кризиса. Сваливать вину на массивные финансовые потоки из-за рубежа означает закрывать глаза на собственную неподготовленность. Спекулятивные атаки на национальные валюты представляют собой лишь искру, ведущую к возгоранию пламени катастрофы. При отсутствии имманентной слабости самой системы они не в состоянии нанести такой ущерб. Более того, потоки капитала – это всего лишь неожиданный побочный продукт ставшего глобальным финансового рынка. Будут и другие, причем многие из них сегодня абсолютно неизвестны. Упомянутые выше страны лишь тогда будут иметь шанс выдержать следующий натиск, если укрепят собственную экономическую инфраструктуру.
Главным звеном экономических проблем Азии является недостаточно эффективное управление государством и предприятиями, причем последнее обстоятельство естественным образом вытекает из первого. Предприятия не будут действовать наилучшим образом, банки не станут соблюдать хорошо обдуманные требования, если надлежащие правительственные учреждения не будут приучать их к сдержанности. Для этого необходимы система контроля за банковской деятельностью, свод правил «техники безопасности», учет предписаний биржи, эффективно действующая система правосудия, а также профессиональные органы, требующие от всех соблюдения этических норм. Но, прежде всего, само правительство должно быть «чистым», особенно при применении законов.
Как практически все развивающиеся экономики, Азия страдает от коррупции. В начальной стадии развития, когда социальных институтов недостаточно, коррупция, возможно, выполняет определенные полезные функции, до тех пор, пока она служит интересам большой группы, а не отдельных личностей. Однако, если коррупцию не контролировать, то она превратится в гноящуюся рану и в конечном счете разрушит экономику. Существуют три возможности справиться с коррупцией. Китайский метод морального убеждения, основанный на конфуцианстве, обречен на провал. Социальное давление, практикуемое в Японии, оказывается успешным по отношению к ее собственному населению, но практически неприменимо за пределами этой страны. Япония, например, является единственным обществом, в котором не разоряют из озорства автоматы по продаже различных товаров. Но, разумеется, как в государственных учреждениях Японии, так и в частных организациях, слишком часто встречается институционализированная коррупция.
Наконец, существует еще одна, хотя и не полностью эффективная модель – западные попытки установить верховенство права. Одна из приоритетных целей азиатских лидеров должна заключаться в том, чтобы повышать приемлемость этой модели и максимально ограничивать произвольную власть индивидов. С социально-экономической точки зрения политические властители должны учитывать и взвешивать интересы различных общественных групп, чтобы сделать минимальным разрыв в уровне благосостояния. Эта проблема встает во всех развивающихся обществах. Бросая на разные чаши весов объем социальных гарантий и стимулы к труду, государственные руководители должны проявить мудрость и установить, какой уровень социального благосостояния считается адекватным.
На политическом фронте вызовы серьезнее. Что касается экономики, то аргументы большинства людей совпадают: необходимо обеспечивать благосостояние. Лишь в вопросе о том, как достичь общественного богатства и как его распределять, мнения расходятся. В политике, однако, цели часто неясны. Тем не менее многие, вероятно, согласятся с тем, что двумя непременными критериями оценки политической системы являются уважение человеческого достоинства и экономическое развитие. Если это так, то азиатский опыт, накопленный в прошедшие десятилетия, поучителен по меньшей мере в трех пунктах.
Во-первых, если демократия зарождается преждевременно, когда или отсутствуют адекватные социальные институты, или граждане недостаточно к ней подготовлены, то это верный рецепт экономической катастрофы. Вопиющая нищета так же унижает человека, как и все остальное. И подтверждением этому являются Индия и Филиппины.
Во-вторых, все азиатские страны, добившиеся успеха, достигли общественного богатства в условиях отсутствия либеральной демократии. В действительности во всех этих странах существовали автократические, хотя и заботившиеся о развитии экономики правительства, как в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре в период до 90-х годов. Япония, даже если ее политическая система и культура отличаются, находится в похожей ситуации. Граждане Японии своеобразным образом сохраняют верность тем, кто ими правит, и редко ставят под сомнение инициативы правительства.
В-третьих, страна, экономика которой развивается, тем или иным образом найдет свой путь к социальному многообразию и в конечном счете к демократии. Это характерно для экономики всех пяти азиатских стран-"тигров". Учитывая эти обстоятельства, азиатские лидеры должны соразмерять темпы демократизации, создавая необходимую политическую инфраструктуру. Если они слишком сильно «закручивают гайки», то рискуют не выполнить требования своих граждан. Результат этого может быть плачевным. Но если излишне «ослабить поводья» и проводить демократизацию, когда еще не созданы соответствующие институты и не созрела готовность граждан, то тоже возникнут проблемы.
Фактически чем демократичнее общество, тем сложнее воспитать людей в духе гражданской ответственности. Эмпирическим путем доказано, что автократическое правительство достигает больших успехов в экономике, в особенности в начальной фазе развития страны. Вследствие этого Азии необходимо будет сделать выбор – между большим экономическим ростом и быстрой демократизацией. В прошедшие 30 лет Сингапур добивался осуществления первой цели, Филиппины – второй. Сегодня десятки тысяч филиппинцев стали домработниками в семьях граждан Сингапура. Предположим, что стрелки часов можно повернуть обратно: если бы Филиппины приняли другое решение, кем были бы сегодня их граждане – подчиненными или скорее руководителями? Наполнить демократию жизнью достаточно сложно, даже если отсутствует необходимость реагировать на постоянную осаду, прежде всего американских законодателей, которые склонны рассматривать демократию как панацею и считать, что ее можно достичь в одночасье. Хотя в сравнении с другими системами демократия и является более хорошей, все же и ей присущи естественные слабости. Демократизация выходит далеко за пределы простого акта выборов; она являет собой процесс, который требует времени. Ее конечный результат проявляется по-разному и имеет различные формы – достаточно взглянуть на Европу. И если наличествуют определенные основополагающие элементы, то все модели заслуживают уважения.
Если смотреть на вещи подобным образом, то азиатским лидерам можно дать хороший совет – осмотрительно реагировать на внешнее давление и действовать по принципу: прислушивайся и учись, но применяй полученные знания в соответствии с ситуацией у себя дома. Общие рецепты от тех, кто практически не разбирается в подводных течениях политической действительности, социальной динамики и не понимает экономические условия в Азии, только вызывают раздражение. Достаточно рассмотреть ситуацию в России и Китае: развитие демократии в России, когда страна была к ней не подготовлена, ввергло ее в тотальный хаос - политический, экономический и общественный. В противоположность этому Китай спокойно и последовательно создает необходимые институты. В излишне быстром продвижении вперед кроется риск социальных волнений, которые могут поставить крест на 20 годах прогрессивного развития.
3) Платформа для регионального диалога
В то время как нарастает экономическая мощь Азии, она становится одновременно свидетелем воодушевляющего развития событий на региональном и международном уровнях. Прежде всего, явно отступает коммунизм, который после второй мировой войны расколол регион. Во-вторых, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) сохранила свою сплоченность, несмотря на волнения в Индонезии, самой многонаселенной стране, играющей фактически лидирующую роль в регионе. В действительности проходят регулярные формальные форумы для диалога между АСЕАН и его северо-азиатскими соседями. Это шаг в правильном направлении, к созданию панвосточно-азиатского сообщества. В-третьих, региональный форум АСЕАН представляет собой платформу для диалога по вопросам безопасности, включающего страны всего региона. В-четвертых, внутрирегиональная торговля окрыляла вплоть до последнего по времени кризиса торговлю с США и Европой, причем Европа, которая после второй мировой войны ушла из региона, вновь возвращается к нему, движимая обновленным экономическим интересом. В будущем создание региональных институтов должно выдвинуться на первое место повестки дня азиатских лидеров. Цель заключается в том, чтобы создать мирное сообщество наций, подобное Европейскому союзу. В основе их усилий лежит общее желание экономического развития и совместной безопасности. Однако эта задача является для Азии несравнимо более трудной. Зарождение Европейского союза вызвано политическими соображениями. Франция и Германия, два ключевых государства, особенно хотели исключить в будущем конфликты. В Азии похожая ситуация в отношении Китая и Японии. К несчастью, Япония в отличие от Германии до сих пор последовательно отказывалась от того, чтобы адекватным образом признать свою ответственность за вторую мировую войну. Вследствие этого восточно-азиатские государства все еще оправданно относятся к Японии с подозрением. История Китая с пертурбациями последних десятилетий также внушает опасения его соседям. Более того, в то время как государства - члены Европейского союза находятся на одном уровне экономического и общественного развития, между азиатскими странами существуют большие различия. Из этого вытекает, что Азии потребуется больше времени, чтобы добиться того, чего Европа достигла за 40 лет. Но это не должно удерживать регион от движения по тому же пути. Совместные усилия, предпринимавшиеся до сих пор в экономической области, необходимо обратить также на углубление дискуссии о политике и вопросах безопасности. Действия, которые осуществляются параллельно с этим, например Совет азиатско-тихоокеанского сотрудничества в области безопасности (САТСБ), могли бы стать предвестником официального прорыва.
Помимо создания региональных институтов следует укреплять также межрегиональные соглашения, как, например, Организацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Важен также и диалог со странами, расположенными по другую сторону Тихого океана, прежде всего, если он касается роли США, которые являются крупнейшим торговым партнером Азии и к тому же страной, экспортирующей капитал и технологии. Нравится ли это кому-то или нет, но Америка все еще является щитом, обеспечивающим защиту большой части Азии. К тому же США – это единственный катализатор в отношениях между Китаем и Японией. В конечном счете широкомасштабное трехстороннее сотрудничество между Соединенными Штатами Америки, Китаем и Японией – единственный путь к обеспечению прочного мира в Северо-Восточной Азии.
Ключевая позиция США порождает, однако, целый ряд проблем. Прежде всего, Америка не уверена в том, как следует вести себя с Китаем; однако вовлечение этой страны в региональное и международное сообщество имеет решающе значение. Иногда создается впечатление, что американский конгресс исполнен решимости сделать из Китая врага, возможно, чтобы найти «преемника» для бывшего противника в лице Советского Союза. Кроме того, это отношение осложняется еще смещением приоритетов в американской внешней политике – отходом от реальной политики и дрейфом в сторону прав человека и демократии. По иронии судьбы это происходит как раз в тот момент, когда Китай добивается самых больших успехов в своей истории.
Во-вторых, между США и Восточной Азией существуют большие различия в восприятии Японии. Америка будет всегда рассматривать Японию как лояльного подданного, которым она и является после поражения во второй мировой войне. Эта точка зрения не находит понимания у государств Восточной Азии, ставших поголовно жертвами японской жестокости. До тех пор пока существует американский ядерный зонтик, он будет представлять собой перестраховку, но вряд ли следует рассчитывать, что это будет продолжаться вечно, ведь военные расходы Японии уже сейчас вторые по величине в мире. На практике это не означает фактически никакого различия, поскольку обе стороны – США и Азия – должны «церемониться» с Японией. Однако недоверие Азии оправдано, и его необходимо уменьшать.
Как видим, самая неотложная задача Азии заключается в том, чтобы создать институты. В глобализованном мире игровые поля выравниваются, торговые барьеры устраняются. Большинству азиатских стран необходимо провести всеохватывающее обновление общества, чтобы обеспечить надежную основу для сохранения конкурентоспособности. Адекватную экономическую инфраструктуру необходимо подкрепить разумным политическим аппаратом. Если этого не произойдет, то Азия в лучшем случае, останется второразрядным мировым игроком.
На региональном уровне необходимо укреплять, а в некоторых областях и создавать транснациональные организации, чтобы сохранить мир. Это задача колоссального масштаба, которая подвергнет проверке подлинный характер азиатских лидеров
Азия показывает нам немало примеров успешного экономического развития. В "азиатской модели" государство вступает в союз с интересами местного бизнеса и помогает ему аккумулировать капитал. Стратегия "азиатской модели" требует государственного руководства в промышленном планировании, более высокой степени финансовой зависимости и некоторой степени защиты внутренней экономики, а также контроля над зарплатой...
ПРОЕКТ
ПО ГЕОРАФИИ
на тему:
«Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона»
Учениц 11а класса
Ершовой Надежды и
Курамшиной Аллы
Учитель географии -
Мартынова Галина Алексеевна
Москва 2001
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ