План-конспект по теме: "Озёра" 6 класс
Кисина Валентина Сергеевна
учитель географии
I квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 733 г. Москвы
6 класс
Урок 32
План – конспект по теме: “Озёра”.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление:
- об понятии озеро;
- о сточных и бессточных озерах;
- о способах образования озерных котловин.
- о свойствах озер;
- об образовании болота;
Развивающие: развить умение определять по карте сточное и бессточное озеро.
Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.
Средства обучения:
атласы, учебник, доска, мел, план – конспект.
Методы:
- устного изложения (прием объяснения, частично-поисковый)
- проверки (прием – устный)
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Какие реки называют горными?
2) Равнинными?
3) Чем горная река отличается от равнинной?
4) Что, ребят образуют текучие воды?
Оценки за домашнее задание …
В конце урока подадите дневники.
Отвечают.
Слушают.
Слушают.
III. Изучение нового материала
Мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте о нём загадки.
Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?
1) Итак, темой сегодня на уроке будет?
Задачи сегодняшнего урока узнать, что называют озером, какие озёра бывают по происхождению и по свойствам вод.
2) Попробуйте самостоятельно сформулировать определение, что такое озеро?
Сравним ваши ответы, с определением учебника.
Открываем учебники на странице 95.
3) Найдите и прочтите, что называют озером?
Итак, озеро - это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. Озёрные котловины очень разнообразны. Изучение причин их образования позволяет выяснить происхождение озёр.
Познакомит нас с видами озёрных котловин учебник. Те знания, которые мы с вами получим о происхождении озёрных котловин, оформим их в виде таблице.
Записываем название таблицы “Происхождение озёрных котловин”.
Чертим три равные колонки.
Записываем название колонок: первая колонка – “название”, вторая – “способ образования”, третья – “примеры”.
Открываем учебники на странице 96 – 97. Мы с вами сейчас разберём раздел 2 параграфа посвящённого озёрам – озёрные котловины.
Порядок работы будет следующей, начиная с первого ряда, вы будете читать по очереди по одному абзацу. Прочитав абзац, вы останавливаетесь, и вы выделяете те данные, которые мы с вами записываем в колонки таблицы.
Учитель оформляет таблицу на доске.
Конечный результат таблицы на доске и в тетрадях учащихся.
Название
Способ образования
Примеры
Тектонические
Заполнение водой трещин в земной коре
Аральское море – озеро, Каспийское море – озеро, Байкал.
Ледниковое
Выпахивание котловины ледником.
Ладожское,
Онежское.
Запрудные
Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы, или плотина естественного происхождения.
Сарезское.
Вулканические
Заполнение водой кратеров потухших вулканов.
Кроноцкое, Курильское.
Карстовые
В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, получается котловина, заполняющаяся водой.
Озёра - старицы
Участки прежнего русла реки изменяют своё направление.
Маленькие, на географических картах не изображаются.
Открываем атласы на странице 14 – 15 “Физическая карта полушарий’.
4) Посмотрите по карте и ответьте, как озёра показывают на карте?
Озера на карте показывают с помощью контура.
5) Посмотрите по условным обозначениям и ответьте, какими цветами могут быть закрашены контуры озёр на карте?
6) Ребят, а почему не только голубым цветом, мы знаем, что при обозначении на карте водных объектах используется голубой цвет?
7) Каким цветом на карте показаны пресные озёра?
8) А фиолетовым?
9) Как вы думаете, вследствие какой причины одни озёра пресные, а другие солёные?
Откройте 16 – 17 страницы атласа, “Физическая карта России”.
Найдите на карте озеро Байкал и озеро Чаны (учитель показывает каждому учащемуся, где расположено озеро Чаны).
11) Какое из этих дух озёр пресное, а какое солёное?
12) Посмотрите по карте и ответьте, впадают ли реки в озеро Байкал?
13) Одна из рек впадающих в это озеро подписана, назовите её?
14) Так же по карте посмотрите, и ответьте, а какая река берёт начало из озера Байкал?
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна – Ангара.
15) А в озеро Чаны впадают реки?
16) А берут начало, то есть вытекают?
Итак, мы с вами выяснили, на примере двух озер России, что озёра формируются пресными в том случае, если реки в них впадают и вытекают, а солёными, если реки впадают, но не берут из них начало.
17) Но, а как эта особенность влияет на формирование вод с разными свойствами воды?
Подскажу, реки приносят в озёра минеральные вещества.
18) Итак, почему те озера, из которых реки вытекают они пресные, а из которых не вытекают соленые?
Потому, из озер, из которых вытекают реки, они выносят приносимые другими реками минеральные вещества, а вот в тех озерах, из которых реки не вытекают минеральные вещества приносимые реками накапливаются, и вода становится солёной или горькой.
19) Откройте учебник на странице 97 посмотрите и ответьте, как называют озёра, в которые втекают и вытекают реки?
20) Также посмотрите как называют озёра в которые впадают реки, но не вытекают?
Запишем
Озёра
Сточные - Бессточные -
это озёра, в которые реки это озёра, в которые реки впадают,
втекают и вытекают. но не вытекает.
оз. Байкал, оз, Чаны,
21) Учитель просит учащихся найти на карте оз. Ладожское, Онежское, Каспийское (стр. атласа 16 – 17 “Физическая карта России”), Гурон, Чад, Эйр, Виктория, Балхаш (стр. атласа 14 – 15 “Физическая карта полушарий”).
Записываем
Озёра
Сточные - Бессточные -
это озёра, в которые реки это озёра, в которые реки впадают,
втекают и вытекают. но не вытекает.
оз. Байкал, оз, Чаны,
оз. Ладожское Каспийское море - озеро
оз. Онежское оз. Балхаш
оз. Виктория оз. Чад
оз Эйр
Прочитаем вслух последний абзац на странице 97.
Учитель задаёт вопросы по прочитанному материалу.
Озеро.
1) Озеро.
Слушают.
2) Отвечают.
Слушают.
Открывают учебник на странице 95.
3) Озером называется замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
Записывают.
Чертят.
Записывают.
Записывают.
Работают с текстом учебника и заполняют таблицу.
Открывают атлас на странице 14 – 15 “Физическая карта полушарий”.
4) Отвечают.
Слушают.
5) Голубым и фиолетовым.
6) Используют голубой и фиолетовый цвет, для того чтобы показать, что озера бывают пресными и солёными.
7) Голубым.
8) Солёные.
9) Отвечают не верно.
Открывают “Физическую карту атласа”
Находят на карте озеро Байкал и озеро Чаны.
11) Озеро Чаны солёное, а озеро Байкал пресное.
12) Да.
13) Селенга.
14) Река Ангара.
Слушают.
15) Да.
16) Нет.
Слушают.
17) Затрудняются ответить.
Слушают.
18) Отвечают.
Слушают.
19) Сточные.
20) Бессточные.
Записывают.
21) Работают с атласом.
Записывают.
Один из учеников читает вслух.
Отвечают на вопросы.
IV. Закрепление материала
Итак
1) Что такое озеро?
2) Какие озёра называют сточными?
3) Какие озёра называют бессточными?
4) Как на карте показывают озёра?
5) Каким цветом на картах показывают пресные озёра?
6) Солёные озёра?
Отвечают.
V. Подведение итогов
Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Отвечают.
VI. Объяснение домашнего задания
Открываем дневники и записываем домашнее задание, параграф 31. По рабочей тетради тема “Озёра”, стр. 54 – 57.
Записывают.
Список использованной литературы
1. Начальный курс географии: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимосва, Н.П. Неклюкова. – 4- е изд. - М. : Дрофа, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ