Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках географии
Применение информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) на уроках географии
Шашкова Ольга Александровна
учитель географии
ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО
г. Ликино-Дулево
Современные преобразования в российском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернет.
Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования (ЕГЭ, профильная школа, различные виды тестирования) привели меня к активному использованию компьютера.
По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это касается иллюстративного, статистического материала.
Использование ресурсов Интернета - online позволит наблюдать за планетой в режиме реального времени, что вызывает неподдельный интерес у студентов.
Студенты на занятиях с интересом работают с сайтами http//wikimapia.org., http//maps.google.com.- космические снимки большого разрешения с возможностями дешифрирования объектов; http://geo.1september.ru - газета «География» Издательского дома «Первое сентября». Это делает процесс обучения более наглядным и дает представление о мире и конкретных странах.
Для практических работ студентами с успехом используются сайты со статистическими данными: http/nora.nerc.ac.uk; www.cia.gov; www.census.gov - сайт Бюро переписей США; www.world-gazetteer.com - данные по численности населения городов, стран и территорий мира. и др.
Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).
Для успешного сотрудничества преподавателя и обучающихся на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь определенных условий:
- уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика современный персональный компьютер;
- предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;
- предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере;
- создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности.
Предлагаю Вашему вниманию один из уроков географии, проведенный с учащимися колледжа, с использованием ресурсов Интернет.
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ)
Тема: Экономико-географическая характеристика Японии
Место лекции в изучении темы «Региональная характеристика мира»: лекция в теме «Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия».
Тип лекции: изучение нового материала с практическим применением сети Интернет.
Цели:
- усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, модели экономического развития Японии;
- объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов Японии;
- оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.
- создать условия для осознания и осмысления системы знаний и умений по теме «Экономико-географическая характеристика Японии» средствами компьютерной технологии.
Задачи:
- дать характеристику ЭГП Японии;
- выявить черты развития и размещения производительных сил Японии;
- привести примеры, показывающие высокий уровень развития страны, ведущее положение её в мировом сообществе.
- научиться анализировать, строить секторные диаграммы.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, картографический, статистический анализ, прогноз.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, прогноз, проблемный.
Технология: компьютерная.
Оборудование: Учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс», политическая и экономическая карта Японии, атласы, компьютеры, программы Power Point, MS Excel, тестовая программа, материалы из Интернета, презентация по теме «Япония».
Обоснование использования ресурсов Интернета:
- позволяют реализовать принцип наглядности, служат для визуализации материала, для внесения в работу необходимого разнообразия;
- позволяют увлечь студентов, вызвать неподдельный интерес к изучаемой стране, сравнивать, диагностировать и делать выводы;
- делают учебную деятельность необычной и интересной. Студенты понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.
-позволяют оптимизировать педагогический процесс, расширить дидактические возможности лекции.
Ход урока
№
п/п
Краткое содержание
Слайды презентации
Адреса использованных интернет-сайтов
1
Организационный момент
2
Целеполагание и мотивация
На экране монитора название темы и цели
3
Актуализация знаний
На экране монитора слайды презентации о Японии
4
Изучение нового материала и первичное закрепление.
Задание: Измерение расстояния от Токио до Владивостока, Пекина, Дели, Манилы.
На экране монитора вид Японии со спутника. Можно определить географическое положение Японии. Используется сайт
http//wikimapia.org.
5
Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев.
На экране монитора слайды презентации о населении Японии
6
Японская модель развития экономики
На экране монитора слайды
презентации о японской модели развития экономики
7
Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.
Дешифруются объекты главного промышленного района (Канто, Кинки, Тюбу) и периферийной зоны. Используется сайт http//wikimapia.org.
8
Закрепление изученного материала
Практическая работа:
Проанализировать статистические материалы и составить секторные диаграммы «Роль Японии в мировой экономике», сделать выводы.
Используются статистические данные с сайта www.cia.gov.
9
Обобщение и систематизация
На экране монитора слайды презентации об анализе парадокса экономики Японии
10
Рефлексия
Тест в тестовой оболочке.
11
Домашнее задание
Оценивая опыт проведения уроков с использованием ресурсов Интернет, можно сделать вывод, что при четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.
Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.
Использование новых информационных технологий заставляет меня пересмотреть содержание учебного предмета "География". От изучения обширного объема фактического материала постепенно имеет смысл переходить к обучению приемам его самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, поскольку современные технические средства позволяют с постоянно растущей скоростью обрабатывать и предоставлять доступ к обширному объему человеческих знаний. Особенно большую роль здесь играют бурно развивающиеся телекоммуникационные сети типа Интернета, стирающие пространственные барьеры.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ