ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» ПО ТЕМЕ «ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА
МОУ гимназия № 59.
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
ПО ТЕМЕ «ПРОБЛЕМА
ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
Составитель:
Гербер М.В.
учитель географии
высшей категории
гимназия № 59.
Новокузнецк, 2009 г.
Тема урока: ПРОБЛЕМА
ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
Цель: сформировать представление о проблеме здоровья и долголетия как глобальной проблеме человечества.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятия проблема здоровья и долголетия, здоровье, выявление причин возникновение некоторых заболеваний, определение географии проблемы здоровья и долголетия, разработка путей снижения уровня заболеваемости.
Развивающие:
Развитие у учащихся умений выделять главное, существенное, сравнивать, классифицировать, делать выводы при работе с текстом учебника, дополнительной литературой, графиками, схемами, таблицами.
Развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей.
Развитие монологической речи, коммуникативных свойств речи.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательные
Формирование экологического воспитания на материале зависимости уровня заболеваемости от экологии окружающей среды.
Формирование интернационализма на этапе доказательства того, что данная проблема не признает географических границ, уровня развития государств, на этапе выявления роли интеграции ВОЗ.
Формирование нравственности, здорового и правильного образа жизни, от которого также зависит возможность заболевания таких болезней как СПИД.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источнику знаний: практические (методы работы с картами, схемами, статистическими показателями), наглядные (использование карт, таблиц).
По характеру познавательной деятельности: проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский.
По дидактической цели: метод изучения новых знаний.
Средства обучения:
Учебник Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география», изд. «Дрофа», М.,2002 г;
Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география». Методическое пособие. Изд. «Дрофа», М.,2002 г;
Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Дайте планете шанс», изд. «Просвещение», М.,1995 г;
Политическая карта мира.
Распечатка «проблема здоровья и долголетия».
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Подготовка к усвоению нового материала, формулировка цели урока.
- Мы продолжаем изучение глобальных проблем человечества
- Напомните, почему проблемы, которые мы рассматриваем, относятся к категории глобальных?
- На этом уроке мы рассмотрим проблему, которая также касается каждого из Вас.
- Запишите тему: проблема здоровья и долголетия
- Сегодня мы выясним, в чем заключается суть данной проблемы, выявим причины возникновения некоторых заболеваний, определим особенности размещения ее по планете и, предложим возможные пути снижения уровня заболеваемости.
- Данная тема будет интересна и полезна не только тем, кто планирует связать свой будущий выбор с медициной, биологией, географией или туризмом, но каждому из Вас, потому, что говорят, здоровье – самое ценное, чем владеет человек.
Постановка проблемы:
- Обратите внимание на слова И.И.Мечникова: «Ты сам решаешь быть здоровым или не быть». В ходе урока, Вы сформируете понятие о причинах заболеваний и в конце урока выскажите свои аргументы за и против этого высказывания.
- Изучение будет проходить в форме беседы, выполнения практических заданий, в ходе урока вы выполните конспект, опираясь на схему- конспект, предложенный Вам.
III. Усвоение новых знаний.
Давайте разобьем данную проблему на 2 части и начнем рассмотрение с долголетия:
Долголетие
Организм, страна
Африканские баобабы
Карп и щука
Древние греки
Япония
Австралия
Канада
Швейцария
США
Россия
Чад, Конго
Продолжительность, лет
6000
300
160
80
79,6
79
78
76
73
37
- Проанализируйте данные и сделайте вывод.
- Понятие «бессмертие» возможно ли это? В человеческой протоплазме нет ничего, что могло бы стареть, поэтому, если бы было возможно человека разобрать по клеткам и поместить клетки в питательную среду, то разобранный человек был бы бессмертен.
- Д. Гласс ученая Великобритании вывила формулу, применимую для живых организмов:
-
Продолжительность жизни=
возраст половой зрелости * 11
-Подсчитать теоретическую продолжительность жизни человека.
Но в чем же дело, почему в реальной жизни эта формула не соответствует для Homo Sapiens. Какие факторы влияют на продолжительность?
Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
экономические
социальные (образ жизни, возможность получать лечение, производственные травмы)
экологические
политические (войны)
биологические (наследственность, здоровье)
Здоровье
Сформулируйте понятие здоровье.
- В соответствии с новейшими идеями здоровье рассматривается как категория синтетическая и включает в себя физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психологическую составляющую.
Отсюда следует, что на планете болен каждый ½ человек!
-Какие наиболее опасные заболевания Вы знаете?
Доклад: СПИД. Среднемировой показатель, заболевших СПИДом 6 чел на 1000 жителей.
- Проанализируйте график на странице учебника 244, рис. 44 «Оценочные показатели заболевания СПИДом по регионам», сделайте вывод.
-Действительно, мы видим, что распространение по регионам заболевания различно.
- Существует наука, изучающая распространение болезней и патологического состояния человека, причины этого распространения и влияния географической среды на здоровье человека – нозогеография.
Например, нозогеография выделяет регионы, районы, города, узнаваемые по заболеваниям:
Южная Америка –желтая лихорадка
Уфа узнаваема по холециститам
Тагил и Таганрог – заболевания верхних дыхательных путей
Агломерации (напомните их) – желудочно – кишечные расстройства
Казахстан, Астраханская обл., Мурманская обл. – рак пищевода
Основные заболевания Кузбасса – бронхиальная астма, язва желудка, ВСЗ, заболевания опорно – двигательной системы.
- Отчего же зависит распространение заболеваний? Чтобы ответить на этот вопрос, наверное, необходимо выяснить причины возникновения различных заболеваний.
- Давайте разобьем работу на части:
1группа:
В роли нозогеографов: определить по 5-6 преобладающих заболеваний регионов. (Табл. В приложении «Причины смертности в различных регионах»).
2 группа:
В роли медиков: определить причины возникновения некоторых заболеваний (рак, клещевой энцефалит, малярия, шистосоматоз, трипаносомоз, чума, холера), (тема учебника 2, приложение).
3 группа:
Определить возможные пути предотвращения заболеваний (роль Луи Пастера, Мечникова, ВОЗ), (проанализировать рисунки распечатки и сделать вывод, к которому пришел Сноу при определении возбудителей холеры). Факторы, влияющие на распространение заболеваний в определенных районах.
IV. Закрепление изученного материала. Разрешение поставленной проблемы.
А теперь, изучив тему, давайте более внимательно посмотрим на слова Мечникова. Кто согласен/ не согласен, почему?
Подтвердите целесообразность отнесения проблемы здоровья и долголетия к категории глобальных проблем.
Постройте схему «Взаимосвязь проблемы здоровья и долголетия с другими глобальными проблемами».
Давайте вспомним другие глобальные проблемы человечества и построим схему «Взаимосвязь проблемы З и Д с другими глобальными проблемами»
Объясните узнаваемость Кузбасса по заболеваниям.
Из курса географии вспомните интеграцию, которая занимается здравоохранением.
Какого рода зависимость проявляется меду режимом, качеством питания и здоровьем человека.
V. Подведение итогов.
Оформление доски
Африканские баобабы
Карп и щука
Древние греки
Япония
Австралия
Канада
Швейцария
США
Россия
Чад, Конго
6000
300
160
80
79,6
79
78
76
73
37
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
«Ты сам решаешь быть здоровым или не быть»
И.И.Мечников
Д. Гласс
А= В * 11
Нозогеография
СХЕМА – КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ.
I. Проблема долголетия
1. Продолжительность жизни по странам.
2. Расчет продолжительности жизни.
3. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
I I. Проблема здоровья.
1. Здоровье -
2. СПИД.
3. Нозогеография –
4. Преобладающие заболевания некоторых районов.
5. Причины возникновения некоторых заболеваний.
6. Возможные пути снижения уровня заболеваемости.
7. Факторы, влияющие на уровень заболеваемости.
Причины смертности по регионам в 2000 г.
(по данным Всемирной организации Здравоохранения)
Заболевание
Число летальных исходов, тыс. чел.
Весь мир
Африка
Америка
Европа
Азия
Австралия
и Океания
Инфекционные заболевания
(туберкулез, венерич. желудочно - кишечные
заболевания, коклюш, полиомелит, дифтерия, корь, геппати)
10 457
5 436
366
220
220
643
СПИД
2 943
2 393
72
21
371
32
Малярия
1 080
966
2
-
57
13
Трипаносомоз
50
49
-
-
-
-
Лейшманиоз
41
9
-
-
30
-
Проказа
2
-
-
-
2
-
Тропическая лихорадка
12
-
-
-
10
1
Аскаридоз
17
4
3
1
6
3
Инфекции дыхательных путей
1 941
1 082
263
297
1 363
565
Летальные исходы женщин при родах
495
243
21
3
143
19
Летальные исходы младенцев
2 440
577
151
73
1009
34
Голод и недоедание, авитаминоз
445
151
63
17
129
34
Рак
6 930
533
1 074
1 882
1 103
2 097
Психоневрологические расстройства
948
76
199
218
228
151
Шизофрения
17
1
1
1
8
-
Алкоголизм
120
7
69
27
21
19
Сердечно – сосудистые заболевания
16 700
974
2 022
4 987
4 098
3 555
Респираторные заболевания (астма, пневмония)
3 542
232
365
398
618
1 785
Заболевания желудочно – кишечного тракта (язва, цирроз, аппендицит)
1 923
199
273
379
482
445
Происшествия
5 063
753
560
817
1 372
1 223
Дорожные происшествия
1 260
168
140
121
435
304
Пожары
238
35
9
24
97
176
Самоубийства
815
27
65
186
168
344
Убийства
520
116
159
78
78
59
Войны
310
167
2
39
63
2

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ