Программа научно-полевого практикума «География- биология» для 7-8 классов

Несколько лет в конце учебного года, я провожу летние научно-исследовательские полевые практикумы по географии, где с ребятами мы составляем топографические карты местности, занимаемся нивелированием, метеорологическими наблюдениями, гидрологическими исследованиями, ездим на экскурсии по достопримечательностям Пермского края, посещаем предприятия Пермского края. Для ребят все это очень интересно и познавательно.

Постепенно к моей работе стали присоединяться и другие учителя школы. Я представляю Вам программы летнего научного полевого практикума география-биология и география-литература.



Программа научно-полевого практикума

« География- биология»

Разработана преподавателем географии МБОУ «Средняя образовательная школа №65с углублённым изучением английского языка » г.Перми

Павловой И.В.

Пояснительная записка


Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся биологией и географией. В ходе исследовательского практикума, учащиеся ознакомятся с методами полевых исследований.

Практические занятия и экскурсии будут способствовать закреплению теоретических знаний, а проведение собственных исследований – отработке практических навыков и умений.


В программу включены такие вопросы, как осуществление наблюдений за природными объектами, метеорологические и гидрографические исследования, например, реки Кама, Чусовая, Кунгурской лесостепи.


Цель практикума:

Закрепить теоретические и расширить практические знания учащихся по биологии и географии путем знакомства с местными видами флоры и фауны, составом почв, геологическими породами, рельефом, климатом, воспитывать чувство гордости за свой край ,за историю своего края.

Задачи:
1. Ознакомление с полевыми методами исследований.

2. Формирование навыков исследовательской работы.

3. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края.

4. Изучение работы и истории старейших предприятий Пермского края.


Время проведения: июнь (18 дней)

Состав учащихся: учащиеся 7-8 классов


Тематическое содержание курса

1. Введение

Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности полевого практикума.

2. Метеорологические наблюдения. Измерение температуры воздуха и давления, наблюдения за облачностью и видом осадков, обоснованность причин изменения погоды.

3. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места.

4. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная, нивелирование берега реки.

5. Гидрологические исследования.

Измерение скорости течения реки, температуры, химического состава и прозрачности воды.

6. Изучение почв. Описание почвенных горизонтов, взятие почвенного монолита.

7. Изучение растительного покрова. Составление гербария, определение видов растений и их приспособляемости к окружающей среде (соснового леса, городского парка, берега реки).

8. Изучение водной и наземной фауны.

9. Обобщения.

10. Экскурсии:

- г.Чусовой, посещение краеведческого музея, металлургического комбината;

- посещение г. Лысьва, краеведческого музея, хозяйства по выращиванию рыб;

- посещение Белогорского монастыря;

- экскурсия на предприятие «Пермские моторы»;

- посещение г.Кунгура, Кунгурской лесотепи.



1 день

- Ознакомление с содержанием программ и техникой безопасности полевого практикума.

- Получение теоретических навыков составления гербария, метеорологических, гидрографических наблюдений.

2 день

- Нивелирование холма на берегу р. Камы.

- Взятие почвенного монолита берега р. Камы, соснового леса.

3 день

- Съемка местности маршрутная и полярная.

- Экскурсия в Белогорский монастырь.

- Работы с гербариями растений вокруг Белогорского монастыря.

4 день

- Гидрологические исследования реки Камы, родникового источника (взятие проб воды, определение скорости течения, прозрачности).

- Экскурсия в СЭС Кировского района г. Перми и химический анализ взятых проб воды.

5 день

- Экскурсия в г.Чусовой, посещение краеведческого музея, комбината полного цикла черной металлургии.

- Гидрология реки Чусовой.

6 день

- Метеорологические наблюдения.

- Сравнения ежегодного прироста зеленой массы разных экосистем (школьного участка, смешанного леса, антропогенного парка).

7 день

- Работа с экосистемой школьного леса, школьного участка.

- Экскурсия на предприятие «Пермские моторы».

8 день

- Экскурсия в г.Лысьва, посещение краеведческого музея, рыбного хозяйства при старейшем Лысьвенском металлургическом комбинате.

9 день

- Экскурсия по г. Кунгуру.

- Изучение карста.

- Изучение растений, почвы Кунгурской лесостепи (составление гербария, монолита чернозема).

10 день

- Обработка, получение результата.

- Сдача зачетов.

- Составление отчета по практике.

- Рефлексия.

11 день

- Минералы Пермского края.

- Работа в кабинете географии с коллекцией минералов (определение твердости, размера.)

12 день

- Сбор гербарного материала по семействам.

13 день

- Оформление гербария.

- Работа в кабинете биологии.

14 день

- Составление топографической карты.

- Полярная съемка местности.

15 день

- Оформление топографической карты.

- Работа в кабинете географии.

16 день

- Сбор раздаточного материала по морфологии (корневая система, листья, простые и сложные, и т.д.)

17 день

- Оформление собранного материала в кабинете биологии.

18 день

- Занятие – подведение итогов полевой практики по биологии и географии.



По итогам учебной полевой практики каждый ученик представил отчёт о практике.

















Программа курса «Неизвестное в известном»

Летний научно- практический практикум

география-литература.

Разработана программа преподавателем географии

МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми

Павловой И.В.



Пояснительная записка

Полученные знания по большинству школьным учебным дисциплинам носят в основном теоретический характер. Важным этапом в изучении географии и литературы является формирование практических знаний, умений и навыков. Реализуя исследовательский подход в обучении при формировании творческой и инициативной личности учащихся, была разработана и предложена программа исследовательского летнего практикума.

Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся литературой и географией.

Цель летнего практикума:

- Формирование практических умений и навыков по географии и литературе, воспитание патриотизма и чувства гордости за свой родной край.

Задачи:

  1. Ознакомление с полевыми методами исследований

  2. Формирование навыков исследовательской работы

  3. Ознакомление с основами журналистской работы

  4. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края

Время проведения с 1 по 15 июня (10 дней)

Состав участников: учащиеся 7-8, 10 классов





Тематическое содержание курса

  1. Введение

Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности летнего практикума

  1. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места

  2. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная.

  3. Нивелирование берега р. Камы

  4. Экскурсии в Пермский Государственный университет (ботанический сад, музеи)

  5. Работа с научной литературой, статистическими, информационными материалами.

  6. Знакомство с различными стилями журналистской публицистики (заметкой, репортажем, интервью)

1 день

- Ознакомление с содержанием программ летнего практикума и техникой безопасности

- Ознакомление с основами журналистской публицистики (статьей, репортажем, интервью)

- Работа с учебной научной литературой

2 день

- Работа с информационными материалами.

- Сбор материала о Пермском Государственном университете, о географическом, филологическом факультетах, о ботаническом саде, о музеях университета.

3 день

-Экскурсии в Пермский Государственный университет.

-Интервью у студентов Государственного университета.

4 день

- Написание статьи, репортажа о Пермском Государственном университете с использованием собранного материала.



5 день

- Составление топографической карты в районе утиного болота.

6 день

- Оформление полученной топографической карты.

- Работа с учебной и научной литературой.

- Обучение основам написания литературной творческой работы.

7 день

- Нивелирование берега р. Кама в районе школы.

- Наблюдение и описание природы данной местности.

8 день

-Составление профиля берега р.Кама.

- Написание творческой литературной работы о данной местности.

9 день

- Экскурсия в минералогический музей Детского дома творчества.

10 день

- Составление отчета по практике.

- Создание презентации о практике.

- Рефлексия.

По итогам учебной полевой практики каждый ученик предоставил отчёт о практике. Учащаяся 8 « Б» класса Леханова К. составила свой отчёт в виде газеты, которую мы представляем Вашему вниманию.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ