Рабочая программа и КТП по кубановедению 5 класс
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № __
от "___"____________2013 года
Председатель педсовета
_______________ И.В. Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 классы
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Рыбанчук Надежда Александровна
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской рабочей программы по кубановедению для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Программы основного общего образования 5-9 классы по кубановедению. А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, Ю.А. Болдырев, Н.А.Гангур А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская. Краснодар: Перспективы образования, 2012г.
Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно - климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.
Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
- содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;
- социализация школьников;
- выработка навыков саморазвития и самообразования.
Роль курса кубановеденияпредопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции,как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.
В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.
Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.
Роль систематизирующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (5кл.: с древнейших времён до IVв.; 6кл.: с конца IVв. до XVIв.; 7 кл.:XVII-XVIIIвв.;8 кл.: XIXв.; 9 кл.:XX- начало XXIв.).
Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.
Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.
В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).
Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.
Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение кубановедения на ступени основного общего образования отводится не менее 170 часов в 5-9 классах. Согласно учебного плана школы на изучение кубановедения. На изучение курса кубановеденияв 5-9 классах отведено 170 часов, из них: в 5 классе -34 часа (1 час в неделю).
Курс «Кубановедение» на ступени основного общего образования 5-9 классах - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися в начальной школе. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно- нравственного развития и воспитания.
Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
Класс
Разделы, темы
Количество часов
Авторская
программа
Рабочая программа
1
5 класс
Введение
1
1
2
Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века
6
6
3
Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы
5
5
4
Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке
8
8
5
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей
10
10
6
Итоговое повторение
4
4
Итого:
34
34
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.
Важнейшие личностные результаты:
-воспитание патриотизма, любви к Родине,
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;
-формирование нравственных представлений и этических чувств;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;
-воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
-в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
-умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета
- умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.
- в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
-в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
-умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
-умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.
-воспитание российской гражданской идентичности;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
-умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Введение (1 час)
Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей
края.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.
Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).
Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы (5 часов)
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопский иНовосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнениехозяйственной деятельности.
Тема 5. Дольменная культура
Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены -погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.
Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.
Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)
Темы 7-8. Кочевники кубанских степей
Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.
Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.
Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.
Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.
Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 9. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
Территория проживания меотов. «Меотида- мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры (городища и могильники): окрестности станиц Елизаветинской, Пашковской, Ста-рокорсунской; хуторов Ленина (город Краснодар), Лебеди; города Усть- Лабинска. Занятия и общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов
«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья
Материальная культура. Археологические находки в скифских курганах. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металов- золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.
Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)
Тема 12. Начало древнегреческой колонизации
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань - Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.
Темы 13 -14. Античная мифология и Причерноморье
Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера .Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.
Тема 15.Занятия жителей колоний
Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.
Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.
Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».
Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.
Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).
Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания
Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени
Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско- сарматской традиций.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).
Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».
Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.
Итоговое повторение (4 часа)
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Античный период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Культурно-исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи: Е,Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.
Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту. На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Разделы программы
Темы, входящие в раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика УУД
5 класс
Введение (1 ч)
Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.
Население Кубани в древности.
Самостоятельно
подготовить сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов.
Находить на карте России свой регион.
Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.
Определять значение и роль общины в жизни человека.
Выявлять объекты изучения
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Показывать на карте важнейшие стоянки каменного века.
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6ч)
Древние собиратели и охотники.
Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Зачатки религии.
Появление человека современного облика.
Этапы заселения Кубани древнейшими людьми. Становление человека современного типа.
Земледельцы и скотоводы.
Быт и занятия древнейшего человека. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Раздел II.
Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5ч)
Майкопская и ямная археологические культуры
Формирование представления о Северо-западном Кавказе в эпоху бронзы
Определять археологические памятники культуры
Находить умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам
Обсуждатьпроисхождение дольменов.
Дольменная археологическая культура.
Знакомство с памятниками мегалитического периода на Кубани
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
Формирование представления о северокавказской, катакомбной и срубной археологических культурах.
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8ч)
Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.
Познакомить учащихся с племенами, населявшими Кубань в эпоху раннего железа.
Сравнивать занятия, вооружение и обряды захоронения скифов, сарматов, меотов.
Наносить на карту названия оседлых земледельческихмеотских племён. Работа с картой в малых группах.
Показывать на карте места проживания кочевого и оседлого населения Прикубанья. Работа с картой в малых группах.
Выявлять к какому стилю относятся данные археологические находки.
Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
Познакомить учащихся с оседлыми племенами меотской культуры Прикубанья и Причерноморья в эпоху раннего железного века
Мифология скифов, меотов, сарматов.
Познакомить учащихся с мифологией скифов, сарматов, меотов
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.
Познакомить учащихся с материальной культурой и бытом кочевого и оседлого населения Прикубанья
Раздел IV.
Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10ч)
Начало древнегреческой колонизации.
Установить основные этапы переселения древних греков на Кавказское побережье Чёрного моря
Объяснять причины греческой колонизации. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Проанализировать какие новые черты в архитектуре и скульптуре Боспора появились в римское время.
Античная мифология и Причерноморье.
Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов
Занятия жителей колоний.
Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов
Боспорское царство.
Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний
Культура и быт греческих городов-колоний
Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.
Культура и быт Боспора римского времени.
.
Изучить особенности культуры и быта греческих городов-колоний, показать, что культура, хотя и развивалась в условиях независимых полисов, в своей единой была единой
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Примерные программы по кубановедению. Кубановедение 5-9 классы. - Краснодар, 2013
2.Литература Учебники, учебные и методические пособия Трёхбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Шумейко Т.А.
3. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.
4. Баграмян А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь. 5 — 6 кл. Краснодар, 2008.
5.Бордулева И.Ю. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие по курсу «Кубановедение». Краснодар, 2005.
6. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.
7.Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учеб.для 4-5 кл. Краснодар, 2008.
8.Рабочая тетрадь. Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. Рабочая тетрадь для 5 класса. Краснодар, 2013.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
Электронные презентации
«Кубань в эпоху каменного века», «Кубань в эпоху бронзы», «Дольменная культура Кавказа», «Кочевники кубанских степей», «Земледельческие племена Северо-Западного Кавказа», «Кубань античная», «Культура и быт Боспора», «Население Кубани», « Растительный и животный мир Краснодарского края», « Кубань в эпоху Средневековья»,»Тамань», «Первые монастыри и храмы Кубани».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www. admkria.kuban. ru
http://www.kubangov.ru/ — сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края;
www.yuga.ru - информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
http://www.ekaterinodar.com/ — сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;
http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm — экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области;
описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);
http://rnustarnhi.narod.ru/ — Таманский археологический музей;
http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный.
Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
http://tamanland.ru - информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);
http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm - Кубань -туризм. Фотографии природы Кубани;
http://www.kultura.kubangov.ru - культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;
http://pushkin.kubannet.ru/ - Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина;
http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples — энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 5 КЛАССЕ
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века
Выпускник научиться:
• показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;
Выпускник получит возможность научиться:
• называть основные периоды каменного века, знать значение науки археологии, фамилии учёных археологов, занимавшимися исследованиями на Кубани;
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, о важнейших стоянках каменного века;
Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы
Выпускник научиться:
•различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
•высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
•излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов;
• знать археологические культуры, распространенные на территории Кубани в эпоху бронзового века;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории Кубани.
Раздел 3. Кочевые и оседлые племенаПрикубаньяв раннем железном веке
Выпускник научиться:
•определять наиболее известные археологические памятники природы своей местности;
•отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
•высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
•работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности.
Выпускник получит возможность научиться:
•знать виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
•знать какие народы населяли территорию Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа, чем характеризовались их занятия, быт и верования.
Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей
Выпускник научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
Выпускник получит возможность научится:
• знать, когда появились греческие города - колонии, как развивались отношения с местными племенами;
• находить на карте археологические памятники эпохи античности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры
__________________________________
от «___» ___________ 2013 г. № _____
_____________ _______________
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________ В. М. Лемтюгова
«___» __________ 2013 года
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по кубановедению
Класс 5 а, б
Учитель Рыбанчук Надежда Александровна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Рыбанчук Надежды Александровны, утвержденной решением педсовета МБОУ СОШ № 56 от ______________ 2013 г. Протокол № __.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ В. М. Лемтюгова
« _____» _____________ 2013 г.
№ урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
час
Даты
проведения
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
Оборудование урока
план
факт.
Введение.
1
1.
Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.
07.09
Осознание ценностей изучения предмета (Л). Умение работать с УМК (П)
Карта Краснодарского края.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века
6
2
Древние собиратели и охотники.
1
14.09
Воспитание уважения к труду и древней истории (Л) Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами (П) Работа с контурной картой, пути заселения Кубани древними людьми. (Р)
Карта №1,
Мультимед.
проектор
3
Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». (Работа с текстом.)
1
21.09
Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) Умение работать с историческими источниками, художественным текстом, выделять в нем главное (Р, П)
4
Появление человека современного облика.
1
28.09
Охарактеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа (П)
Воспитывать интерес к прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
5
Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». (Работа с текстом)
1
05.10
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом (П) Умение работать с текстом, выделять в нем главное (Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П )
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
6
Земледельцы и скотоводы.
1
12.10
Охарактеризовать основные причины перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему (П)
Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники (П)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
7
Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». (Работа с текстом.)
1
19.10
Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (работа в группах – К, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
Мультимед.
проектор
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы
5
8
Майкопская и ямная археологические культуры
1
26.10
Охарактеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации о майкопской и ямной археологических культурах из источников разного типа (П)
Привитие бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы (Л)
Мультимед.
проектор
9
Дольменная археологическая культура.
1
02.11
Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. (П)
Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно - следственные связи в историческом процессе (П)
Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)
Мультимед.
проектор
10
Рассказ «Каменное святилище». (Работа с текстом.)
1
16.11
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. (Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)
Мультимед.
проектор
11
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
1
23.11
Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. (П)
Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов (П, Р).
Воспитывать бережное отношение к историко- археологическим памятникам культуры Кубани (Л)
Карта №2,
Мультимед.
проектор
12
Рассказ «Тайна литейщика». (Работа с текстом.)
1
30.11
Познакомить учащихся с занятиями и религиозными верованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы. (П)
Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)
Мультимед.
проектор
Раздел III. Кочевые и осёдлые племена Прикубанья в раннем железном веке
8
13
Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.
1
07.12
Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа, кем и когда она была представлена на территории Кубани. (П)
Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. (П)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
14
Кочевники кубанских степей. Сарматы, сираки. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
1
14.12
Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)
Карта, Мультимед.
проектор
15
Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.
1
21.12
Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, культурой. Занятиями и общественным строем (П)
Развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками, картой (Р)
Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)
Мультимед.
проектор
карта №3
16
Жизнь меотов по рассказу «Городок у дубовой рощи» (Работа с текстом.)
1
28.12
Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях меотских племён. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)
Мультимед.
проектор
17
Мифология скифов, меотов, сарматов.
1
18.01
Продолжить формирование умений работы с текстом учебника. Развивать навыки работы с терминами (П, Р)
На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку. (Л)
Мультимед.
проектор
18
Верование скифов по рассказу «Бычья шкура». (Работа с текстом.)
1
25.01
Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Уметь составлять план местности простейшим способом (П, Р)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)
Продолжить обучению анализа и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории (П)
19
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.
1
1.02
Научить учащихся делать сравнительный анализ различных материальных культур эпохи раннего железа. (П)
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, различными историческими источниками. (П)
Воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому родного края. (Л)
Карты, Мультимед.
проектор
20
Итоговое занятие по теме: «Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке»
1
8.02
Актуализировать и систематизировать знания о племенах в раннем железном веке (П, Р)
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и факты (П, К, Р) (работа в группах).
Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л)
Карта, Мультимед.
проектор
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей
10
21
Начало древнегреческой колонизации.
1
15.02
Охарактеризовать основные причины переселения древних эллинов на Кубань
Развивать навыки причинно – следственного анализа исторических событий (П)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)
карта №4, Мультимед.
проектор
22
Античная мифология и Причерноморье.
1
22.02
Формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.
( презентация мифов по группам – К, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
23
Северное Причерноморье в поэмах Гомера.
1
29.02
Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья. (П)
Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением творчески предоставить полученную информацию (П, Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)
Мультимед.
проектор
24
Занятия жителей колоний.
1
08.03
Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей. (П) Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе (П).
Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани (Л).
Мультимед.
проектор
25
Занятия жителей колонии. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».
1
15.03
Формирование представления о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов – колоний.
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)
Мультимед.
проектор
26
Боспорское царство.
1
22.03
Формирование у учащихся представления об особенностях системы управления и хозяйственной деятельности Боспорского царства, выявление причин его упадка. (П)
Поиск исторической информации в источниках разных типов (П)
Воспитание интереса к прошлому родного края (Л)
Мультимед. проектор,
таблицы.
27
Расцвет и падение Боспорского царства. Работа с текстом «Битва на реке Фат».
1
05.04
ФФФормирование исторического мышления при работе с художественны текстом. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.(Р)
Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
Мультимед. проектор
28
Культура и быт греческих городов-колоний
1
12.04
Познакомить учащихся с развитием греческого образования и театра. (П)
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, составление связного рассказа. (Р, К)
Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры (Л)
Мультимед.
проектор
29
Культура и быт Боспора римского времени.
1
19.04
Познакомить учащихся с развитием архитектуры, живописи, поэзии (П)
Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. Работать с исторической картой. (Р, П)
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. (Л)
Мультимед.
проектор
30
Поэзия. Эпитафии. Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».
1
26.04
Формирование представления о взаимоотношениях вождей меотов и правителей Боспора. (П)
Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П, Р)
Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).
Разв
Мультимед.
проектор
Итоговое повторение
4
31
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность.
1
03.05
Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века. (П)
Развитие исторического мышления через формирование способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века (П, Р)
Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л)
Мультимед. проектор
32
Античный период истории Кубани.
1
10.05
Актуализировать и систематизировать знания об особенности культуры и быта греческих городов-колоний, о развитии архитектуры, живописи, поэзии городов-колоний. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. (П, К)
Мультимед. проектор
33
Повторительно - обобщающий урок «Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей».
1
17.05
Актуализировать и систематизировать знания о периоде древнегреческой колонизации на территории Кубани. (П)
Продолжить развитие навыков участия в обсуждении, умения анализировать исторические факты, сопоставлять явления и факты. (Работа в группах – К, Р)
Привитие бережного отношения к древнему периоду истории Кубани (Л)
Мультимед. проектор
34
Обобщающий урок. МНК. Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.
1
24.05
Выявить роль выдающихся исследователей Кубани, их вклад в развитие культурного наследия родного края. (П)
Развивать навыки поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятельности, публичного выступления, работы в группе. (Р)
Воспитание бережного отношения к уникальному культурно - историческому прошлому родного края. (Л)
Мультимед.
проектор
Итого
34ч
Используемые сокращения названия универсальных учебных действий:
Л - личностные
Р - регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ