Разработка урока по теме:Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации
Тема: Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации.
Цель:
Образовательная:
Изучение городского и сельского населения, урбанизации как всемирного процесса
Развивающая:
Развитие умения анализировать, делать выводы, умения работать в группах;
Воспитательная:
Воспитание у обучающихся активности, самостоятельности и положительной мотивации к изучению предмета приближая изучаемый материал к жизненным ситуациям;
Задачи:
Расширить представление о формах расселения, уровнях и темпах урбанизации в различных странах и регионах мира;
Рассмотреть различные классификации городов;
Изучить основные понятия: город, урбанизация, агломерация, мегалополис.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Ребята, прошу внимания на экран. Как вы считаете, какова тема нашего урока?
У каждого из вас лежит технологическая карта урока, с которой вы будете работать в течение урока, в первой строке запишите тему урока.
Как вы считаете, какова цель урока, что мы сегодня должны узнать и чему научиться?
Существуют две основные формы расселения – городское и сельское.
Сельское расселение бывает 2 видов:
1. ГРУППОВАЯ ФОРМА расселения преобладает в России, в странах Европы, Китае, Японии.
2. ФЕРМЫ наиболее распространены в США, Канаде, Австралии.
Из курсов истории вы знаете, что города возникли в глубокой древности как центры административной власти, торговли и ремесла и т.д. Какие вы знаете древние города?
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ ГОРОД. Что такое город по вашему мнению?
Город– это населённый пункт, большая часть жителей которого занята в промышленности и сфере услуг. Выделите ключевые слова. А теперь запишите определение в технологическую карту.
Определение города различно в разных странах: - в скандинавских странах к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек; Франции – свыше 2 тыс. человек, в России свыше 12 тыс.
Существуют две классификации городов: по численности населения и по функциям.
ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ: ВАМ НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ ГОРОДОВ, ОТРАЖЕННЫЕ НА ГЕРБЕ, ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ ПОДЧЕРКНИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ. НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОГО ЗАДАНИЯ ВАМ ДАЕТСЯ 1 МИНУТА.
Проверка. (Учитель приглашает двух обучающихся к доске , нужно подчеркнуть нужный ответ и прокомментировать).
Посмотрите на диаграмму. Мы видим, что городское население растет, наблюдается и рост городов. Этот процесс получил название урбанизация.
Урбанизация- процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, повышение экономической роли города.
Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран.
ЗАДАНИЕ: ПОЛЬЗУЯСЬ ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА НА СТР. 75-76, ВЫПИШИТЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УРБАНИЗАЦИИ.
Ответы учеников:
Первая черта - быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.
Вторая черта - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.
Это объясняется тем, что большие города полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг. Происходит рост количества городов, в начале XXв. Насчитывалось 360 городов, а к началу XXI в. около 4 тыс.
Самыми крупнейшими городами мира являются: Мехико, Токио, Нью-Йорк
Третья черта-расползание городов, расширение их территории.
Для современной урбанизации характерен переход от компактного города к городским агломерациям.
Городская агломерация территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурными связями.
Крупнейшими агломерациями мира являются:
ФИЗМИНУТКА
Ребята у вас на партах находятся надписи с названиями городов. Попрошу встать, у кого табличка с городами: Бонн, Кельн, Дюссельдорф, Эссен. Возьмите ленту и протяните друг другу. а теперь встаньте «города»: Кобленц, Леверкузен, Дортмунд, возьмите ленту и протяните друг другу. Теперь встаньте «города»: Ахен, Альсдорф, Мёнхенгладбах, Дуйсбург, возьмите ленту и протяните друг другу.
Ахен, Кобленц, Альсдорф протяните ленту Кёльну, Мёнхенгладбах и Вупперталь – Дюссельдорфу, Дуйсбург и Дортмунд – Эссену. Ребята а теперь посмотрите, как вы думаете что у вас получилось, правильно агломерация, я буду городом Франкфурт – на Майне, возле которого образована агломерация и протягиваю ленту-дорогу ближайшему городу – Кобленц. Вот теперь у нас получился мегалополис. Что такое мегалополис?
Это сросшиеся агломерации, образующие экономические, инфраструктурные и другие связи. Посмотрите на экране крупнейшие мегалополисы мира.
Ребята, кто желает показать на карте местонахождение крупнейших мегалополисов мира.
Ребята представьте себе ситуацию:
Два друга-корреспондента связались по телефону:
Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня! Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.
“Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь”.
Вопрос: в какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах мог произойти этот разговор? (первый – в чайнатауне – так называются бедные районы, заселенные преимущественно эмигрантами; второй – в Сити – название центрального делового района города)
В настоящее время в развивающихся странах происходит городской взрыв, население стремительно городов растет. Взрывной процесс роста населения городов в развивающихся странах, происходящий в условиях недостатка рабочих мест и жилья, приводит к образованию трущобных районов, где отмечается очень высокая плотность...
Возникает ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ - стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа рабочих мест => появление неблагоустроенных трущоб.
Многие горожане в развитых странах в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды начали переселяться в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизация.
СУБУРБАНИЗАЦИЯ - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, при этом темпы развития городов - спутников более высокие, чем темпы развития ядра агломерации.
Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы.
По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы:
высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %);
среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%);
слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%).
В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино – очень высокоурбанизированные страны.
ЗАДАНИЕ 6. ПРОАНАЛИЗИРОВАВ КАРТУ (РИС 18) ПРИВЕСТИ ПО 1 ПРИМЕРУ СТРАН В РАЗНЫМ УРОВНЕМ УРБАНИЗАЦИИ.
Города – это добро или зло?
А теперь поработаем в группах, создайте, пожалуйста, группы, повернитесь друг другу. 1 группа: обсудите в группе следующий вопрос: какие имеются положительные стороны городов, по сравнению с селами.
Вторая группа - какие имеются отрицательные стороны у городов.
Третья группа – положительные стороны сел.
Четвертая группа – отрицательные стороны сел .
Какой можно сделать вывод? И в городской жизни и в сельской жизни есть плюсы и минусы. Чем лучше взаимосвязь города и села, тем лучше будет развиваться каждый регион в отдельности.
Закрепление:
1.Существуют две основные формы расселения_____________________________
2. Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в _______________странах.
3. Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов_______________________________
4. Крупнейшие мегалополисы мира_________________________________
Установите соответствие:
ГОРОД
АГЛОМЕРАЦИЯ
МЕГАЛОПОЛИС
УРБАНИЗАЦИЯ
СУБУРБАНИЗАЦИЯ
Сросшиеся агломерации
Территориальная группировка городских и сельских поселений
Процесс роста городов
Процесс роста пригородной зоны
Населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленности и сфере услуг
Домашнее задание: 1. Тема 3 §4
2. На контурную карту нанести:
Крупнейшие города мира
Мегалополисы
Высокоурбанизированные, среднеурбанизированные, слабоурбанизированные страны
3. Записать понятия в словарь
Оценивание
Список использованной литературы
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений 15-е издание Москва Просвещение 2010, рекомендовано МО РФ;
Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии», 10 класс. М.: Просвещение, 2000;
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Методическое пособие. М.: Просвещение, 2004;
Сиротин В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по географии», М.: Дрофа, 2008.
Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2008;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ