Роль регионоведческого компонента на уроках географии

Морозова З.Г. учитель географии.

«Роль регионоведческого компонента на уроках географии»

«… если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен соблюден постоянный переход от близкого и знакомого детям, к отдаленному и менее знакомому, от легкого к трудному, то и в преподавании географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ребенок…»

К.Д. Ушинский

Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон " Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности. Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. И это подтверждают слова академика И.Д. Зверева

«… ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии…»

Школьное краеведение – это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного, Краснодарского края. Оно рассматривается, как одно из важнейших педагогических средств связи и обучения и воспитания с жизнью, трудом. Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А. Каменского, французского мыслителя и педагога Ж-Ж Руссо, великого русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. В основе его идей народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий принцип.

На изучение географического краеведения отводится 10 % - 15% от общего учебного материала. Комплексный подход и системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.

С особенностями государственного устройства России (наличие административно-территориальных образований) связаны понятия "Национально-региональный компонент" и "региональный компонент образования". Все процессы (географические, социально экономические, исторические, этнографические и другие) происходят на определенной территории. Именно по этой причине содержание регионального компонента должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента не противоречит, а способствует дальнейшему развитию школьного краеведения и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в настоящее время регионоведческим.

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Процессы регионализации имеют характер объективной необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Российской Федерации. Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, показывает учащимся связь родного края, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь: единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Краеведческая работа играет существенную роль в учебном процессе, в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

В школьном образовании краеведение призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Понимая важность проблемы, поставила перед собой следующие задачи:

- формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;

- развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;

- сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Для успешной реализации поставленной задачи разработала и внедрила в практическую деятельность систему региональных уроков. Данные методы работы полностью раскрывают высказывание В.А.Сухомлинского "Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение "Книги природы"… было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний"

Список литературы:

  1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, 1960.

  2. К. Д. Ушинского «Педагогическое учение» Издательство «Педагогика» 1979 г.

  3. Зверев И.А ,Дежникова Н.С., Иванова А.Ю., Цветкова И.В. «Воспитание экологической культуры у детей и подростков» – М.: Просвещение, 1983.

  4. Зверев И.А., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. – М.: Просвещение, 1983.

  5. Сухомлинский В. А «О воспитании» - «Педагогика» 1979 г.

  6. Сухомлинский В. А «Сто советов учителю» - Издательство «Педагогика» 1979 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ