Урок для 5-6 классов по теме: "Обобщающее повторение по курсу. Игра «Счастливый случай»"
Автор: Цыганова Татьяна Сергеевна - учитель географии ГБОУ СОШ № 1161 г. Москвы
Предмет: география, природоведение
Класс: 5-6
Аннотация: Данная разработка состоит из урока-конспекта. Урок в форме игры проводится в конце учебного года, как обобщающее повторение по курсу. Каждый вопрос оценивается в баллах . Игра проводится на основе телевизионных игр «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?».
Тема урока: Обобщающее повторение по курсу. Игра «Счастливый случай».
Цели и задачи: закрепить знания о Вселенной, о Земле (оболочки Земли : литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) и географической карте; обобщить изученный материал; воспитывать умение работать в коллективе, интерес к предмету; развивать взаимопомощь , память и воображение учащихся.
Форма организации: групповая.
Оборудование: игровое поле, волчок, карточки с номерами вопросов, карта полушарий, карта звёздного неба, плакаты, эмблемы, портреты великих учёных; увеличительные (микроскоп, лупа, бинокль) и измерительные (линейка, термометр, барометр, часы) приборы, лабораторное оборудование (колба, пробирки, спиртовка).
I. Оргмомент. Приветствие учащихся. Представление жюри.
II. Проверка умений и знаний.
I.Конкурс «Знакомство». Представление команды: название, защита эмблемы, девиз команды, (стихи, песни, презентация, танец и т.д.)
II.Конкурс «Разминка».
Вопросы на время (для 1 команды)
1. Изменения, происходящие в природе называют …(явлениями природы, природными явлениями)
2. Природа состоит из множества различных …. (тел).
3. Сложный прибор, позволяющий изучать дно морей и океанов, жизнь их обитателей называется … (батискаф).
4. Простой и известный прибор для измерения температуры … (термометр).
5. Подняться с поверхности Земли в космос и увидеть нашу планету человек смог с помощью… (космической ракеты).
6. Прибор для измерения времени … (часы).
7. Твёрдая оболочка Земли (с греческого означает «камень») называется … (литосфера).
8. Расстояние от Земли до Луны …. ( 380 тыс км).
9. Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси за … (24 часа = сутки)
10. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называют … (земной орбитой).
11. Самая близкая к Солнцу планета… (Меркурий).
12. Естественный спутник Земли… (луна).
13. Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны … (Марс).
14. Соседи планеты Земля… (Венера, Марс)
15. Самые большие звёзды, которые в сотни раз больше Солнца называют… (сверхгигантами).
16. Звёзды, изменяющие свой блеск называют … (переменными).
17. Первый полёт в космос совершил… (Ю.А.Гагарин, 12 апреля 1961 года).
18. Сколько океанов на Земле? (4)
19. Самый маленький по площади материк … (Австралия).
20. Самый холодный материк … (Антарктида).
21. Самое глубокое озеро на Земле… (Байкал).
22. Назовите высочайшую вершину мира… (г. Джомолунгма или Эверест).
23. Самый большой по площади материк … (Евразия)
24. Самый влажный материк … (Южная Америка).
25. Самый большой полуостров на Земле … (Аравийский).
Вопросы на время (для 2 команды)
1. Весь мир, который нас окружает, всё, что мы видим, слышим – это … (природа).
2. Все тела природы состоят из … ( веществ).
3. Прибор, позволяющий измерить силу и направление ветра, называется … (флюгер).
4. Прибор, позволяющий рассмотреть тела, находящиеся на огромном расстоянии от человека: звёзды, Солнце … называется… (телескоп).
5. Очень простой прибор для измерения длины, ширины … (линейка)
6. Прибор, позволяющий рассмотреть строение клеток растений и животных, называется … (микроскоп).
7. Водная оболочка Земли называется … (гидросфера).
8. Расстояние от Земли до Солнца … (150 млн. км).
9. Температура на поверхности Солнца приблизительно … (+ 6000 градусов)
10. Стержень, вокруг которого вращается тело, называют … (осью).
11. Самая большая планета … (Юпитер).
12. Назовите спутники Марса … (Деймос- «страх», Фобос –« ужас»).
13. Планета, получившая своё название в честь римской богини любви и красоты … (Венера).
14. Самая большая планета Солнечной системы… (Юпитер).
15. Звёзды, которые в десять раз больше Солнца называют … (гигантами).
16. Солнце, подобные ему, а также меньше по размерам звёзды называются … (карликами).
17. Польский учёный, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца … (Николай Коперник).
18. Сколько материков на земном шаре… (6)
19. Самый большой по площади океан ... (Тихий).
20. Самый жаркий материк … (Африка).
21. Самый большой остров на Земле … (Гренландия).
22. Самый маленький по площади океан … (Северный ледовитый океан).
23. Назовите самую глубокую впадину … (Марианский желоб, 11022м)
24. Самая низкая точка на суше… (Мёртвое море, - 402 м)
25. Самый высокий на Земле водопад (Анхель, в Южной Америке, на реке Ориноко).
III. Вопросы из разных разделов природоведения. Учащиеся поочерёдно вращают волчок, а стрелка показывает номер вопроса и название раздела.
Тема: «Географическая карта» ( оценивается в 4 балла)
1.Знаете вы 4 океана
Я прошу их так расположить :
Начать надо с великана
И cамым маленьким завершить.
(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый).
2. Чтоб карту лучше нам узнать
Давайте поплывём,
а что увидим за бортом,
Мы непременно назовём!
(материк Евразия, остров Гренландия, материк Южная Америка, величайшая вершина мира г. Джомолунгма или Эверест).
3.Чтоб карту лучше нам узнать
Давайте поплывём опять,
А, что увидим за бортом,
Мы непременно назовём!
(материк Африка, озеро Байкал, материк Австралия, материк Северная Америка).
Тема «Земля. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера»
4. О каком природном явлении идёт речь? Крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Возникает в грозовом облаке и достигает земной или водной поверхности. Движется со скоростью 50-60 км/ч. Сопровождается грозой, дождём, градом. Чаще бывают над морем. Бывали случаи, когда …., пройдя через болота, озёра, засасывал их содержимое и угаснув, высыпал на головы людей «дожди» из рыб и лягушек. (смерч)
5. Назовите постоянные компоненты воздуха:
Азот – 78%
Кислород – 21 %
Инертные газы – 0, 94 %
Углекислый газ – 0, 03 %
Пары воды и примеси – 0, 03%
6. Какими свойствами обладает воздух? Приведите примеры из жизни, доказывающие эти свойства.
Занимает место, сжимаем, упруг, плохо проводит тепло- растения под снегом…. расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении, горячий поднимается вверх … (водолазный колокол, мяч и колесо – упруг, мяч и шарик – сжимаем и тд)
7. Каково внутреннее строение Земли? Дайте краткую характеристику каждой составной части Земли (земная кора, ядро, мантия)
3
2
1
ядро
мантия
земная кора
8. Схематично зарисуйте вулкан в разрезе. Каково строение вулкана? Что служит причиной извержения вулкана? Какие бывают вулканы? (очаг магмы, жерло, кратер, лава, вулканические бомбы; действующие, потухшие)
9. Грозное природное явление, вызывающее колебание земной коры. В результате происходит смещение пластов земной коры. Образуются трещины, провалы. Поднимаются блоки горных пород над поверхностью земли. Сила этого явления оценивается в баллах… о каком природном явлении идёт речь? Расскажите, что вам известно об этом природном явлении из дополнительных источников.
(землетрясение)
10. Подземные воды составляют около 2 % всей воды Земли. Во многих местах, например по берегам рек, в оврагах, подземные воды выходят на поверхность, образуя источники (родники, ключи). В засушливое лето 2010 года уровень грунтовых вод резко снизился во многих регионах (в колодцах воды практически не стало). Почему? Какими бывают подземные воды? Как человек использует подземные воды? (примерный ответ: запасы подземных вод пополняются за счёт атмосферных осадков, а летом2010 года дождей не было почтивесь летний период; солёные, пресные, тёплые, холодные, горячие, минеральные)
11. Что такое гидросфера? Назовите составные части гидросферы. Какую часть поверхности Земли занимает вода (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере; 3/4).
12. Огромную роль в природе и жизни человека играют реки, озёра, болота. В общем количестве воды на Земле их доля очень мала всего-0,02%. Гораздо больше воды замечено именно в них… – 2%. Как они образуются? Где располагаются? (Ледники. Они образуются из снега там, где его выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег уплотняется и превращается в лёд. Материк Антарктида, остров Гренландия, в горах: Гималаи, Памир, Тянь-Шань и т.д.)
Тема: «Жизнь на Земле. Биосфера»
13. Что же это за растение? Название этого культурного растения в переводе означает «основа питания». Необычно выглядят поля с этим растением. Люди возделывают это растение уже несколько лет. Народы Азии с древнейших времён обожествляют и воспевают его, называя «сыном воды и солнца » и «пищей богов». Несомненно, вы все знаете, его на вкус. (рис)
14. О каком животном идёт речь? Это животное относится к числу редких и мало изученных животных. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен – ни с кем не спутаешь этого зверя. Питается в основном тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведей. (панда)
15. Назовите растение. На каком материке оно встречается? В засушливый период дерево немного «худеет» и сбрасывает листья, а после дождей опять «полнеет». В стволе толщиной до 10 м запасает воду: его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды.
(баобаб, Австралия)
16. О какой природной зоне идёт речь? Эта природная зона занимает северные области Евразии и Северной Америки. Здесь мало тепла, почвы скованы многолетней мерзлотой. Природное сообщество составляют лишайники, мхи, карликовые деревья, лемминги, песец и другие. (тундра)
17. Назовите растение. На каком материке оно встречается? Среди растений этого материка особенно удивительны, растущие в Кордильерах вечнозелёные хвойные деревья. Это деревья-гиганты - более 100м в высоту и до 10 м в поперечнике. Они живут по несколько тысяч лет. Шишки бывают размером с большую дыню.
(секвойя, Северная Америка)
18. Назовите растение. На каком материке оно встречается? Здесь, на реке Амазонке, встречается одно из самых необычных растений мира. Великолепны цветки, но ещё удивительнее листья: они бывают до 2 м в длину. В одном из опытов лист не пошёл ко дну даже после того, как на него положили 9-килограммовую доску, на которую встала женщина весом 63 кг (кувшинка виктория регия)
19. Назовите животное. На каком материке оно встречается? На самом влажном материке обитает самая большая в мире бабочка. Размах крыльев которой достигает почти 30 см. (совка агриппина)
20. Назовите растение. На каком материке оно встречается? Самые известные растения этого материка. Их много видов. Есть необычайно высокие деревья (около 100м в высоту). А есть небольшие кустарники. Масла этих растений используют в медицине, в косметологии. Листьями этого растения питается медведь-коала. (эвкалипт, Австралии)
21. О какой природной зоне идёт речь? Эта природная зона занимает засушливые районы Земли и встречается на всех материках, кроме Антарктиды. К жизни здесь приспособились немногие организмы, и всё же сообщество не такое уж бедное. Здесь растут саксаулы, песчаная осока, верблюжья колючка, обитают вараны, кобра, джейраны, тушканчики и другие. (пустыни и полупустыни)
22. Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете? Дайте краткую характеристику одного из них. (природные сообщества: поверхности воды, толщи воды, донное и кораллового рифа, глубоководное)
23. Блиц- вопросы
1. Самая маленькая птичка на Земле… (колибри)
2. Летать эти птицы не могут, но очень хорошо плавают и ныряют (пингвины).
3. Чемпион по скорости полёта среди птиц (стриж, 120 км/ч)
Тема «Вселенная»
24. Небесные тела, получившие своё название от греческого слова, что в переводе означает «волосатая». О каком небесном теле идёт речь? Какое строение имеет? Расскажите, что вам известно о небесном теле из дополнительной литературы. (комета)
25. Обломки астероидов, попадая в атмосферу Земли, не успевают в ней сгореть, их остатки падают на поверхность Земли.
Как называются упавшие на Землю такие космические тела? Расскажите, что вам известно о небесном теле из дополнительной литературы. (метеориты, каменные и железные)
26. Небольшие неправильной формы небесные тела. В переводе с греческого слова означает «звёздоподобные». О каких небесных телах идёт речь? Расскажите, что вам ещё известно об этих небесных телах из дополнительной литературы. (астероиды, диаметром от 1 км до нескольких десятков).
27. Что такое созвездия? Ориентируясь по ковшу Большой Медведицы и Полярной звезде, найдите с помощью звёздной карты какие-либо другие созвездия, например Малая Медведица, Дракон, Кассиопея
Тема «Человек на Земле»
28. Человечеству потребовались века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Эти века были отмечены чередой замечательных географических открытий. Как была открыта Америка? (Америка была открыта в 1492 году Х. Колумбом, который пытался найти короткий путь в Азию)
29. Древнегреческим учёным были известны Европа, Азия, Африка (её называли Ливией), хотя их очертания на картах того времени были ещё очень далеки от подлинных. Расскажите, как была открыта Антарктида (Антарктиду открыли в 1820 году мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев)
30. Блиц-вопросы:
1. Наука о небесных телах, изучающая их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение называется (астрономия)
2. Наука, изучающая разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни - движение тел, электричество, звук, свет… (физика)
3. Наука в переводе с греческого языка означает «землеописание» … (география).
31. На столе находятся приборы и оборудование для изучения природы. Как называется каждый прибор и для чего он используется? По возможности снимите показания с приборов.
(термометр, линейка, микроскоп, лупа, колба, бинокль, «метеорологическая станция» - термометр, барометр, гигрометр)
Конкурс. Вопросы для соперников «Ты мне, я тебе». Придумайте и задайте своим одноклассникам по одному интересному вопросу по изученному материалу. (Если время до конца урока остаётся не достаточно, то можно по одному вопросу от команды. )
V. Конкурс «Люби и охраняй природу» (конкурс плакатов). Данный конкурс провожу в конце урока при подведении итогов жюри.
Задания для болельщиков.
Выпишите номера верных утверждений:
1. Вода в морях и океанах пресная.
2. Холодный воздух тяжелее тёплого.
3. Ледник – это скопление пресного льда на суше.
4. Подземные воды никогда не выходят на поверхность Земли.
5. Айсберг – отколовшаяся глыба льда, свободно плавающая в океане.
6. Более 300 лет назад английский учёный Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба.
7. Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.
8. Грибы и растения – разные царства.
9. К беспозвоночным относят млекопитающих, рыб, земноводных, птиц и пресмыкающихся.
10. Луна – единственный спутник Земли.
11. Ближайшая к Солнцу планета – Юпитер.
12. Планеты земной группы относительно Солнца располагаются в такой последовательности: Меркурий – Венере – Земля – Марс.
13. Плутон был открыт в 1930 году и до 2006 года считался девятой, самой маленькой планетой Солнечной системы.
14. На Земле насчитывается 9 материков.
15. Евразия – самый большой материк Земли.
Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15.
Музыкальная пауза
III. Подведение итогов.
Жюри подводит предварительные итоги в конце урока (I - IV), а в это время болельщики от каждой команды получают тесты и отвечают на вопросы. Участники команды выполняют задания конкурса «Люби и охраняй природу» (конкурс V). По окончании всех конкурсов - музыкальная пауза (песни «Земля наш дом», «Не рвите цветы» или «Не дразните собак»).
Объявление результатов. Награждение победителей. Итоги конкурса: победила команда « …………… ».
Во время игры самые активные учащиеся получают (цветной квадратик) – дополнительные баллы. Выставление оценок.
По окончании урока учащиеся выбирают листики разного цвета и приклеивают их на доске:
Красный – игра очень понравилась.
Зеленый – игра понравилась.
Синий – игра не понравилась
IV. Домашнее задание.
Используемая литература:
Плешаков А.А. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 6-е изд, стереотип.- М.: «Дрофа», 2011г.
Плешаков А.А. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 4-х частях/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: «Дрофа», 2007г.
Рохлов В.С. Природоведение 5 класс: тестовые задания/Рохлов В.С, Н.И. Сонин.- 7-е изд., стереотип.- М.: «Дрофа», 2010г.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс 10-е изд., стер.- М.: 2010 – 176 стр
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ