Технологическая карта по географии "Распределение тепла и влаги на территории России" 8 класс
Ф. И. О. педагога: Баринова Анжела Александровна.
Место работы: Петропольский филиал МБОУ «Заревская ООШ».
Предмет: география
Класс: 8
Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный.
Тема: «Распределение тепла и влаги на территории России».
Цель: определить закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.
Задачи:
1.Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;
2.Продолжить формировать представление формирование представлений о климатических особенностях России;
3.Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения;
4.Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);
5.Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;
6.Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;
7.Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.
УУД
ЛичностныеУУД: подведение итогов урока, применение на уроке литературных произведений
Регулятивные УУД: умение ставить цели и учебные задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, находить нужную информацию по карте. умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Познавательные УУД: выявление закономерностей, систематизировать информацию, искать пути решения проблемной ситуации, владеть навыками анализа и синтеза, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные: : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира , соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и атласом для исследования .
Предметные: знать закономерности распределения тепла и влаги на территории России (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Уметь выполнять практическую работу работу под руководством учителя, уметь ее оформлять , делать выводы, ориентироваться в тексте учебника и в картах атласа, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Основные понятия: коэффициент увлажнения, испаряемость.
Ресурсы: интернет-ресурсы
Основные: УМК В.П.Дронов
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая
Технология: системно – деятельностный подход.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
№
Дидактическая
структура урока*
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
1
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие учителя
2мин
2
Проверка домашнего задания
Используя знания, установите соответствие. (Слайд 2).
Демонстрируют знания по пройденному материалу.(Р,П)
4мин
3
Изучение нового материала
Демонстрация слайда или интернет «Оймякон. Карта России».(Слайд 3-8 или и Планета Оймяконье. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897)
Далее задаёт вопрос: Как вы думаете. какая сегодня тема урока и какие задачи урока?»
Просмотр слайда.Узнают интересные факты (П).
Формулируют название темы и цели урока.(Р)
27мин
Перед началом изучения предлагаю прочитать 6 утверждений и выбрать т.е.,с которыми вы согласны.(Слайд 10)
Проблемный вопрос:Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России?(Слайд 11).
Предлагает работать по инструкции.
Инструкция 1.Особенности распределения температуры воздуха в январе и июле.(Слайд12-13)
Что такое изотермы?
Определите ход изотерм по картам рис.34,35,стр 87,88.
В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Салехард и Оймякон (слайд 12)
Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на стр.86-87.
По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января.
По карте определите, как проходит июльская изотерма +10С.Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.
С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере дальнего Востока?
По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето?
Что такое амплитуда температур?
Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу.
О чём говорит увеличение амплитуды температур?
Предлагает сделать вывод 1,заполнив пропуски.(Слайд 14)
Инструкция 2.Причины неодинакового распределения осадков.(Слайд 15,16)
Проанализируйте карту рис.36.стр 89.Как распределяются осадки на территории страны?
Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков.Найдите ответ в учебнике стр.87-88.
Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице.
Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?
В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему?
В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему?
Рассмотрите причины. (Слайд )
Предлагает сделать вывод 2, заполнив пропуски.(Слайд17)
Инструкция 3.Коэффициент увлажнения.(Слайд 18)
Посмотрите на стр.89 рис.36 и определите сколько осадков выпадает в тундре,а затем в Нижнем Поволжье.В чём же причина?
Обратимся к ещё одному показателю климата-коэффициент увлажнения.
Обратимся к учебнику стр.88-90.Как находится коэффициент увлажнения?
Что такое испаряемость? В чём разница между испаряемостью и испарением?
В каком случае увлажнение считают достаточным,
недостаточное и избыточным?
Используя карту рис.37 стр.90 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.
Проанализируете полученные результаты.
Предлагает сделать вывод 3, заполнив пропуски.(Слайд 19)
дают ответ в конце урока
Читают инструкцию и выполняют задание,отвечают на вопросы и заполняют таблицу
Формулируют понятие .(Р)
Работа с картами, заполнение таблицы.(П).
Работают с текстом учебника, выбирают информацию.(П)
Работа с картами и их анализ, решают проблему, демонстрируя знания .(К)
Работа с картами и их анализ, решают проблему, демонстрируя знания .(К)
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).
Работают с картой атласа, анализируют и делают вывод.(П,Р)
Формулируют понятие. (Р)
Работа с картой, таблицей .(П)
Выявление причинно-следственных связей (Р),вывод
Работа с текстом (П),формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)
Работают с картой атласа, анализируют и делают вывод.(П,Р)
Работают с текстом учебника, выбирают информацию.(П)
Анализ таблицы .(П)
Решают проблему, демонстрируя свои знания (К); выявление причинно-следственных связей (Р).
работают с таблицей, анализ таблицы, выполнение логических действий.(П)
Работа с текстом (П),формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)
Решают проблему, демонстрируя свои знания (К); выявление причинно-следственных связей (Р).
Работают с текстом учебника, выбирают информацию.(П)
Анализ карты и таблицы (П),применение полученных знаний.(Р)
Применение полученных знаний (Р)
Работа с текстом (П),формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)
4
Физкультминутка
Мы упорно трудились, а сейчас самое время поиграть. Поможет нам в этом стихотворение Т.Котеневой «Дождик.»
Если прячется скорей воробей,
Раскрываются зонты,как цветы,
И торопиться трамвай,-догоняй!
На бульварах суета,-красота!
А в подъездах теснота,-скукота!
В лужах, в лужах-пузыри, посмотри!
Это значит дождь идёт. Вот.
Движения на выбор детей
2мин
5
Закрепление
7мин
- Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?
- Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России. Вы сделали соответствующие выводы. А теперь проверим, изменилось ли ваше мнение (заполнение таблицы «да-нет», сверка ответов)(Слайд 20)
Формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)
6
Рефлексия
Домашнее задание параграф 18 с 86-90.Ставит видео «Вальс дождя». Через минуту предлагает высказать мнение об уроке.
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я …..
2. Сегодняшний урок показал мне ...
3. Больше всего на уроке мне понравилось.
Оценивают работу на уроке всего класса (Л); записывают домашнее задание (К); под музыку учащиеся заканчивают предложения.
3мин
Приложение1.
Перед началом изучения нового материала предлагаю прочитать 6 утверждений и выбрать те, с которыми вы согласны:
ДА - НЕТ
№
Утверждения
1
Изотермы июля на равнинах протягиваются вдоль параллелей.
+
2
Самые высокие t° в Предкавказье.
-
3
Суровость климата в зимний период увеличивается с запада на восток
+
4
В Оймяконе зимние температуры ниже, чем на Северном Полюсе.
+
5
Основная часть осадков выпадает в теплую половину года.
+
6
Обеспеченность влагой зависит только от осадков.
-
Приложени2
(Инструкции на столах или через презентацию, в зависимости от количества учащихся и условий)
Инструкция1
Что такое изотермы? (линии с одинаковыми температурными показателями)
- Определите ход изотерм по картам рис. 29, 30, стр. 62, 63. (изотермы января вытянуты в субмеридиональном направлении с с-з на ю-в, изотермы июля в широтном направлении) В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Салехард и Оймякон:
Пункт (город)
Ср. t0С июля
Ср. t0С января
Амплитудаt0С
Средне- годовое количество осадков
Коэффициент увлажнения
Архангельск
Салехард
Оймякон
- Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на с.61-62.
- По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. (0- -50С – Калининград, Предкавказье и -40 - -500С в Якутии)
- По карте определите, как проходит июльская изотерма +100С. Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны. (изменение рельефа – горы, с высотой температура понижается)
- С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока? (там расположены горы)
- По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето? (Оймякон - -710С, Верхоянск - -680С; Прикаспийская низменность, Северный Кавказ - +250С)
- Что такое амплитуда температур? (разница между максимальными и минимальными температурами)
- Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу
- О чем говорит увеличение амплитуды температур? (о континентальности климата)
Вывод 1: (заполните пропуски)
- Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.
- Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.
Инструкция 2.
2) Причины неодинакового распределения осадков.
- Проанализируйте карту рис. 31, стр. 65. Как распределяются осадки на территории страны? (неравномерно)
- Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков. Найдите ответ в учебнике с.62-63. (циркуляция воздушных масс, особенности рельефа, температура воздуха, близость океана)
- Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице?
- Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?
- В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему? (горы Кавказа, Алтая, на юге Дальнего Востока – наветренные склоны, а также лесная зона В-Е равнины – влияние Атлантического океана)
- В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему? (полупустыни Прикаспийской низменности – влияние континентальных ВМ)
- Рассмотрите причины:
Причина
Следствие
Западный перенос ветров, морской воздух с Атлантики, активная циклональная деятельность, открытость запада России к Атлантике.
Больше осадков на Восточно-Европейской равнине, между 550-650 с.ш.
Вытянутость хребтов параллельно океану, муссонная циркуляция.
На Дальнем Востоке осадков много, но выпадают неравномерно в течении года, и больше на восточных склонах хребтов.
Холодный, сухой воздух с Северного ледовитого океана не приносит много влаги.
На севере России осадков мало.
На наветренных склонах при западном переносе ветров выпадает больше осадков.
Склоны гор (Урал, Алтай, Кавказ) собирают влагу.
Вывод 2: (заполните пропуски)
Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.
Инструкция 3.
Коэффициент увлажнения
- Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории. Например, в тундре выпадает 300 мм, и в Нижнем Поволжье 300 мм, только для тундры – это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем же причина?
- Обратимся к ещё одному показателю климата – коэффициент увлажнения.
- Обратимся к учебнику с.64 . Как находится коэффициент увлажнения? (К=О/И)
- В чем разница между испаряемостью и испарением? (испаряемость – количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях; испарение – количество, влаги, которое фактически испаряется, не может быть больше осадков)
- В каком случае увлажнение считают достаточным, недостаточное и избыточным? (К=1, К<1, К>1)
- Используя карту рис.32 с.66 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.
- Проанализируйте получившиеся результаты. (количество осадков с запада на восток уменьшается, испаряемость уменьшается, следовательно во всех населенных пунктах Кувл.примерно одинаковый – увлажнение избыточное)
Вывод 3: (заполните пропуски)
Увлажненность территории зависит от количества выпадающих ….. (осадков) и …. (испаряемости).
Приложение 3.
Проверка домашнего задания.
Атмосферное явление
Признаки
Циклон
Антициклон
Холодный атмосферный фронт
Тёплый атмосферный фронт
-активное наступление теплого воздуха на холодный
-атмосферный вихрь с высоким давлением в центре
-атмосферный вихрь с низким давлением в центре
-моросящие осадки и медленное потепление
-устанавливается в основном над Восточной Сибирью
-устойчив и малоподвижен
-сопровождается последующим похолоданием
-восходящие токи воздуха в центре
-нисходящие токи воздуха в центре
-воздух движется от центра к периферии
-воздух движется против часовой стрелки к центру
-формируется в основном в Северной Атлантике, в Баренцевом и Охотском морях
Используемые материалы:
1.География России.8класс.Под ред. В.П. Дронова. Авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова и др.,М,Дрофа,2009
2.Презентация по теме: «Распределение тепла и влаги на территории России.(Моя)
3.Поурочные разработки по географии России.К учебнику «География России.В 2частях.8-9классы»под редакцией В.П.Дронов.Изд.-«Экзамен»,М.,2008
4. http://www.pandia.ru/text/77/365/9704.php Методические рекомендации по разработке рабочих программ по географии в общеобразовательных учреждениях Кировской области в условиях перехода ФГОС второго поколения
5. http://mygeog.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchitelyu-geografii/ Методические рекомендации учителю географии
6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2699 География
7.Нестандартные уроки.Природоведение.5класс.Под ред.Н.И.Сонина,Айрис Пресс,М,2004
8.Атлас.География.8класс
9.Планета Оймяконье. Журнал «Путешествия по России». Страна.ру http://strana.ru/journal/21404897
10.Видео ютубе «Вальс дождя»
Справка.
Работу по учебнику можно заменить работой с интерактивной картой (ниже адреса модулей и карт)
http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#1 интерактивные карты России
http://www.edu.ru/maps/labr/?L_SredTmpYan=ON ср.мес.тем-ры января 2008г по России
http://www.edu.ru/maps/labr/?L_SredTmpJul=ON ср.мес.тем-ры июля 2008г по России
http://www.edu.ru/maps/labr/?L_SredOsaYan=ON ср.мес.кол-во осадков январь 2008г по России
http://www.edu.ru/maps/labr/?L_SredOsaJul=ON ср.мес.кол-во осадков июль 2008г по России
http://fcior.edu.ru/card/3743/klimat-i-klimaticheskie-resursy-zakonomernosti-raspredeleniya-templa-i-vlagi-na-territorii-rossii-p2.html на закрепление темы практ. задания
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ