Тема: Глобус, параллели и меридианы (5 класс)
Урок 6.
Тема: Глобус, параллели и меридианы.
Цель:
Образовательная цель:
-сформировать знания о глобусе как модели Земли;
- дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте;
-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;
-проводить расчётно-аналитические вычисления, используя карты.
Оборудование: глобусы, карта полушарий.
Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.
Учебник: В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина- 5 класс ( ФГОС)
Учитель географии МОУ «СОШ №5» Г. Ржева: Кузьмина Наталья Викторовна
Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Какой теме был посвящен прошлый урок?
( Форма и размеры Земли)
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете, зачем мы с вами уделяли столько внимания изучению нашей планеты?
- Хорошо , правильно.
Сегодня мы продолжим разговор о нашей планете Земля.
Фронтальная работа, работа в парах.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что надо сделать?
( надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового)
-Ответьте на следующие вопросы:
- Кто определил размеры нашей планеты? ( Эратосфен)
- Кто из древнегреческих ученых пришел к выводу о шарообразности Земли? ( Первым высказал мысль Пифагор, затем Аристотель)
- Почему у него возникла такая мысль?
- Какова же истинная форма Земли? ( геоид)
- Что это за форма?
- Что вы сейчас повторили?
ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.
Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание.
- Как вы думаете с какой целью я вам прелагаю новое задание?
( чтобы мы поняли, что мы не знаем; и поняли какая тема будет сегодня на уроке)
Такое задание называется пробным.
1. – Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.
– Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы?
Сравните свой вопрос с авторским стр.171
- Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)
- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?
Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
- Что вы не можете сделать?
( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)
Сформулируйте тему урока.
Какова ваша цель на уроке?
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
III.Выявление причины затруднения
IV.Поиск решения.
Фронтальная работа, работа в парах.
- Что вы должны были сделать?
( показать на карте параллели и меридианы)
-Чем вы пользовались при работе?
(мы пользовались атласом)
-Почему у вас возникли затруднения?
( мы не знаем , что такое параллели и меридианы)
1. – Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36.
2. – В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть?
3. – Что и как изображают на глобусе?
4. – Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?
5. – Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?
6. – Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу.
Название линии
Определение
Направление
Характеристика
1.
2.
7. – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе?
8. – Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39.
9. – Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
10. – Как ответим на основной вопрос урока?
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
V.Первичное закрепление.
Я вам предлагаю задание на тренировку.
- Покажите на карте параллели и меридианы.
-Вы готовы поработать самостоятельно проверить свое понимание.
- Откройте контурные карты.
Красным карандашом обведите параллели…
Синим карандашом обведите меридианы…
Учащиеся самостоятельно выполняют задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1. – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41.
2. – Выполните задание 7, 8, с. 41.
Познавательные УУД
VII.Рефлексия учебной деятельности.
– Сделайте вывод по уроку.
Домашнее задание: §6.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.
* Отметить учеников, которые решали задачу.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ