Тестовый контроль знаний, умений и навыков по географии

3


«Страшная опасность — безделье за партой, безделье шесть часов ежед­невно, безделье месяцы и годы. Это раз­вращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т. е. на уроке»

Сухомлинский В. А.


Современный ребенок получает от телевизора и Интернета не меньше информации, чем в школе, а может быть больше. Но только при помощи организованного, систематического и целенаправленного обучения вся эта информация будет трансформироваться в знания, в компетентность и может стать собственностью, приносящей хороший доход. Перед сегодняшним образованием стоит задача не просто учиться, а добиваться такого уровня знаний, который позволит нам конкурировать на мировом рынке.

Свою проблему : «Тестовый контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках географии» считаю актуальной, так как учащиеся должны быстро адаптироваться к требованиям нового века ( государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ) и быть готовы к жесткой конкуренции.

Контроль знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, во многом зависят ре­зультаты обучения и воспитания школьников. Процесс контроля включа­ет не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректи­ровку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу.

Контроль знаний и умений школьников выполняет также обучающую , развивающую и воспитательную функции.

Благодаря контролю знаний, умений и навыков можно критически подойти к анализу и оценке своей работы, увидеть, насколько эффективны применяемые методы и средства обучения, формы орга­низации.

Все используемые мною формы контроля ( тестовый контроль в частности) направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:


  • Гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.


  • Широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.


  • Обязательное систематическое освещение результатов контроля.


  • Привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.


Прежде чем защитить проблему, над которой я работаю, хочу напомнить схемы-опоры «Виды и формы контроля»



Схема 1




Схема 2








Тесты выполняют одновременно целый ряд функций: контролирующую; обучающую; развивающую; воспитывающую; диагностическую; прогностическую.

Для проверки знаний, умений и навыков в классе я использую тесты – критерии

( т.е. тесты, по которым проверяют какую – либо узкую область знаний). Такие виды тестов можно использовать на разных этапах урока, как закрепление нового пройденного материала, так и проверки домашнего задания. Такие тесты учитель может разработать и составить сам. Количество заданий в таких тестах должно быть не большим от 5 – 6 для закрепления темы и 10 – 12 заданий по проверки домашнего задания.

В предлагаемых тестах использую:

  • задания закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов)

  • другая форма заданий — краткое дополнение

  • задание на соответствие

Для заданий закрытого типа (вопросов обычно готовлю 10) оформляю перфокарты каждого ученика ( схема 3)

Схема 3

Ф.И. ученика ______________________________________



Дата


п/п












1










2










3










4










5










6










7










8










9










10











Вариант










Оценка











Тема
















Пример:

8 класс .

Тема: «Географическое положение России» ( контроль текущий) ( Приложение 1).


10 класс

Тема: Население мира (тематический контроль)( Приложение 2).


Стараюсь, чтобы ответов в задании было четыре, но иногда использую и альтернативные тесты, где ответов два.

Иногда в вопрос включаю отрицательную частицу "не". При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могу давать только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учеников к отрицанию в вопросе, его подчеркиваю или выделяю шрифтом. Однако составить задания с отрицанием "не" очень сложно, так как требуется подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. При выполнении этих заданий ориентирую учащих­ся на другой, более сложный характер умственной деятельно­сти и чаще всего превышающий уровень обязательного усвоения, поэтому в задания для текущего, тематического или итогового контроля включаю всего несколько вопросов с отрицанием.

Примеры подобных заданий в теме : « Региональная часть курса.» ,9 класс:

1.В состав Дальневосточного района не входит:

А – Камчатская обл. Б – Приморский край

В – Еврейская АО Г - Иркутская обл.

2.Дальневосточный район не имеет больших природных ресурсов:

А – почвенных Б – лесных

В – биологических Г – геотермальных

3.К гидроэлектростанциям Поволжского района не относится:

А - Волжская, Б - Волгоградская, В – Балаковская Г - Саратовская.

Тема: « Африка», 7 класс

Географические координаты какой из крайних точек Африки определены не правильно:

А – северная (360с.ш., 110 в.д.) Б – восточная (10,50 с.ш., 50 в.д.)

В - южная (350.ю.ш., 20 0 в.д.) Г – западная ( 15 0 с.ш., 170 в.д.)

Для того чтобы проверить овладели ли учащиеся географическими понятиями, терминами, номенклатурой использую задания с выбором ответа не в форме вопроса , а в форме утверждения:

Тема: « Типы экономических систем», 9 класс, текущий контроль

1.Рыночная система базируется на:

А – частной собственности на ресурсы и производимые блага

Б – общественной собственности на ресурсы и производимые блага

В – частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага

Г - общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага

2.Планирование в экономике:

А – необходимо осуществлять в полном объеме

Б – необходимо осуществлять в разумных пределах

В – никогда проводить не следует

Г – следует осуществлять только с традиционной экономической системой.

3.Кооперирование — это:

А - выпуск, предприятием характерной для него продукции;

Б - сосредоточение на одном предприя­тии технологически последователь­но связанных производств;

В - сосредоточение предприятий на од­ной территории;

Г - объединение предприятий с целью производства единой конечной про­дукции.

Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты , в которых предлагаю выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину географического явления или процесса. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. С помощью подобных тестов выявляю полноту и глубину знаний учащихся.

Пример:

Какая из перечисленных причин основная в определении зональной специализации сельскохозяйственного производства:

А – количество и плотность населения Б – квалификация трудовых ресурсов

В – уровень развития промышленного производства

Г – природные условия и агроклиматические ресурсы

Для проверки знаний использую тестовые задания по контурной карте или рисунки. Используя задания с рисунками или по контурной карте, развиваю образное мышление уча­щихся, учу распознавать объекты и устанавливать связи меж­ду ними, проверяю сформированность картографических умений, умения работать со статистическими материалами.

Примеры заданий:

9 класс .Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

1.На данной карте обозначены месторождения:

А – нефти

Б – каменного угля

В – никелевых руд

Г – железных руд

Д – алмазов

Е - фосфоритов


2.Выберите диаграмму, которая правильно показы­вает соотношение между ТЭС, ГЭС и АЭС в выра­ботке электроэнергии в России.


А Б В

3.Проанализируйте карту «Запасы и продуктивность используемых топливных ресурсов России» и укажите верные утверждения.

А - Азиатская часть России обеспечена топливны­ми ресурсами лучше, чем европейская.

Б - В европейской части России запасы топливных полезных ископаемых сосредоточены на северо-западе.

В - На Урале и в Поволжье запасы и продуктив­ность используемых ресурсов природного топ­лива крайне низки.

Г - Центральная Россия обладает значительными запасами топливных ресурсов.

Д - Запасы и продуктивность используемых топлив­ных ресурсов максимальны в Западной Сибири.

Использую во время контроля знаний учащихся и опознавательные тесты, которые представляют собой определение объекта по краткой характеристике или сочетанию характерных для него признаков.

8 класс.

1.Определите физико-географический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части тер­ритории климат резко-континентальный, на территории района находится «полюс холода», широко распространены мерзлотно-таежные почвы и лиственничные леса.

А - Русская равнина; Б - Горы Южной Сибири;

В - Западно-Сибирская равнина: Г - Средняя и Северо-Восточная Сибирь.

9 класс

2.Определите регион России по его краткому описанию.

Особенностью географического положения этого края является отсутствие выхода к морю. Часть его территории занимают невысокие горы, но большая часть имеет равнинный рельеф. В крае открыты месторождения самых разнообразных полезных ископаемых, в том числе одно из крупнейших в мире месторождений калийных солей. Ведущими отраслями промышленности являются химическая и нефтехимическая, машиностроение и отрасли лесопромышленного комплекса.

Ответ: _____________________ край.

10 класс

1.Определите страну по ее краткому описанию.

Эта европейская страна расположена на полуострове. Большинство населения исповедует православие и разговаривает на одном из языков индоевропейской семьи. Продолжительное жаркое лето способствует развитию субтропического земледелия. Страна занимает одно из первых мест в мире по тоннажу морского торгового флота.

Ответ: _____________________ .

Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении

тестовых заданий, в которых даю несколько ­правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличиваю до пяти-семи, число же правильных ответов или сообщаю, или нет . С помощью заданий подобного типа побуждаю учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Задания такого рода широко использую для проверки результатов обучения на обязательном для всех уров­не овладения учебным материалом.

Примеры подобных заданий.

9 класс , текущий контроль, «Лесная промышленность»

1.Какие три из перечисленных городов являются центрами целлюлозно-бумажной промышленности?.

А – Кемерово Б – Невинномысск В – Сыктывкар

Г – Архангельск Д – Братск Е – Волгоград

10 класс, текущий контроль, «Черная металлургия»

2.В каких трех из перечисленных стран черная металлургия развивается с использованием собственного сырья?

А – Япония Б – Бразилия В – Бельгия

Г – Индия Д – Украина Е – Республика Корея

В практике тестирования учащихся использую также задания на классификацию объектов и процессов . Задания, в которых даю только правильные ответы, а от ученика требую их классифицировать, распределить в груп­пы отношу к разряду сложных. Однако после многократных упражнений использую их для контроля знаний на базовом уровне. Подобные зада­ния хорошо применять для проверки знаний о классификации горных пород, растительном и животном мире природных зон, народах разных языковых групп, группировках стран по территориальному устройству и форме правления, экономическому развитию и т.д. Пример:

8 класс, тематический контроль, «Природные зоны России» ( Приложение 3).

6 класс, текущий контроль , « Горные породы и минералы» (Приложение 4.)

7 класс , текущий контроль. Тема: « Природные зоны Африки». ( Приложение 5).

10 класс. Тема : «Религиозный состав населения мира» ( Приложение 6).

Задания на выявление последовательности происходящих в географической оболочке процессов позволяют проверить умение уча­щихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требу­ет сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения географии даю их для проверки знаний отдельным школьникам, желающим иметь по географии хорошую отметку и интересующимся этим предметом. Однако в дальнейшем подобные задания использую и для проверки знании на базовом уровне, для определения достижения учащимися образовательного стандарта. Задание на определение последовательности процессов ус­ложняется, если учащимся предлагаю составить ответ из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания чаще всего превышают базовый, обязательный для всех учащихся уровень, их выполнение требует сложных мыс­лительных операций: нахождения нужных элементов, опре­деления их последовательности, конструирования ответа в целом. Учащимся даю четыре и более правильных эле­ментов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ.

Например: 6 класс

1. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

1. Разница в давлении

2. Различие в нагревании суши и моря

3. Возникновение ветра

Ответ:

2. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

1. Разрыв горных пород.

2. Поднятия и опускания земной коры.

3. Нагнетание напряжений в земной коре.

4. Возникновение землетрясений.

5. Движения мантийного вещества.

Ответ:

Особую ценность с точки зрения географического содержания представляют на мой взгляд задания, построенные на причинно-следственном выражении «Если …, то…», «Чем…, тем…».

8 класс

1.Чем ниже содержание гумуса, тем почва:

А – более плодородна Б – менее плодородна

9 класс

1.Если принимать во внимание объемы разведанных запасов энергетических ресурсов и масштабы их использования, то на большее количество лет хватит:

А – угля Б – нефти В – газа.

Кроме этого использую открытые формы тестовых заданий, в которых готовые ответы отсутствуют. С помощью подобной формы проверяю усвоение учащимися определений по­нятий. Особенность заданий подобной формы состо­ит в том, что они могут порождать несколько правильных ответов, что не всегда удобно с точки зрения простоты и однозначности контро­ля. Провожу эту работу как географический диктант.

8 класс. Тема: « Почвы и почвенные ресурсы России».( Приложение 7).

В своей работе использую наиболее распространенную форму тестовых заданий на установление соответствия между элементами двух множеств. Инструкция для выполнения учащимися работы в данном случае такова — установите соответствие:

8 класс. Тема: «Дальний Восток» ( Приложение 8).

По существу, в одном таком задании содер­жится сразу несколько заданий. Оно считается выполненным верно только в том случае, если все соответствия установлены правильно. Такая форма хороша тем, что сложно угадать сразу все правильные ответы.

Кроме заданий с выбором ответа, его конструирования, для проверки знаний использую и задания с пропущенными в тексте словами. Эти задания применяю в тех случаях, когда учащиеся не могут связно изложить учебный материал. Это бывает на первых уроках по теме, на начальных этапах фор­мирования географических понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих учащихся. Заранее подбираю текст, исключаю из него ключевые слова. При этом обращаю внимание на то, что­бы текст был грамотно составлен, изложен логично, отражал наиболее существенные вопросы содержания. На уроке учащим­ся раздаю текст и предлагаю вписать пропущенные слова. Работа с такими заданиями служит не только для проверки зна­ний, но и для обучения логично и грамотно излагать учебный материал. Примеры подобных заданий:

1.Работа во время изучения новой темы: ( Приложение 9).

2. Проверочная работа с использованием заданий с пропущенными словами.

( Приложение 10).

С целью лучшего запоминания и проверки усвоения уча­щимися географической терминологии, определений, номенклатуры, характеристики географических объектов провожу терминологи­ческие, графические и цифровые диктанты. Главная осо­бенность этих диктантов состоит в том, что на их проведе­ние не требуется много времени. Готовлю заранее текст диктанта и ключи для его проверки. На уроке раздаю напечатанные тексты, а учащиеся , заполняют перфокарты ставя напротив номера вопроса номер или букву ответа. Например: 7 класс. Тема: « Океаны» ( Приложение 11).

В процессе проверки знаний использую задания, инструкция к которым звучит следующим образом: « Если Вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», не согласны знак «-». При ответе учащиеся также работают в перфокартах. Пример:

6 класс. Тема: « Ветер» ( Приложение 12).

Разнообразные тестовые задания успешно применяю как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки использую все виды тестовых заданий, что было изложено и на примерах показано мною раннее .

Учитывая недостатки применения тестовых заданий, использую их в сочетании с традиционными форма­ми проверки знаний. Проверяю усвоение одного и того же понятия, процесса как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом. ( Приложение 13.)

При подготовке тестовых заданий составляю их сама, использую готовые тесты из поурочных планов, дидактических материалов, методических пособий, демонстрационных материалов ЕГЭ различных лет.

Ответы на все используемые мною на уроках тесты учащиеся могут написать в перфокарте .


Выводы:

Я считаю, что по сравнению с традиционными формами контроля знаний тесты имеют ряд преимуществ:

  • Проводятся за короткий промежуток времени (на уроке даю на выполнение теста от 6 до 15 минут);

  • Охватывают большой объем материала;

  • Проверяют только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения);

  • Все учащиеся находятся в равных условиях;

  • Каждый учащийся получает объективную оценку;

  • Облегчают мою работу, так как тесты быстро проверяются.

  • Тестовую проверку можно применять в комплексе с другими формами контроля.

  • На сегодняшний день это единственная форма контроля, которая может осуществляться с помощью средств вычислительной техники.




Результаты:

  1. Тесты помогают учащемуся разобраться в том, что он знает, а чего не знает. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения. Могу утверждать, что выполнения тестовых заданий в определённой мере способствует формированию мотива учения.

  2. Информация о степени усвоения учащимися учебного материала необходима также и мне. Используя данные о результатах контроля , а они мне видны сразу же, так как учащиеся заполняют перфокарты , строю обучение, ориентируясь на эти результаты, что позволяет повышать его качество.

  3. Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило индивидуально, это даёт мне возможность составлять различные по уровню трудности варианты заданий, изменяя время на выполнения каждого из них, т.е. использовать элементы дифференцированного подхода.

  4. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, у меня имеется возможность точного подсчёта числа верных и неверных ответов.

  5. Особенно широко тестирование применяется при проведении единого государственного экзамена, который является обязательным на всей территории России, так , что используя на уроках различные виды тестовых заданий веду непрерывную подготовку учащихся к сдаче экзаменов по материалам и в форме ЕГЭ.


Рекомендации:

Опыт своей работы рекомендую применять учителям, преподающим географию. Изучая данную работу, они найдут ей должное применение.

Е.В. Хорольская



Директор МОУ СОШ №5 с. Прикумское С.А. Зорина







Приложение 1.

Вариант – 2

1.Россия расположена:

А – в северном и западном полушариях

Б – в северном, западном и восточном полушариях

2.Самая восточная точка расположена:

А – в западном полушарии Б – в восточном полушарии

3.Самая северная точка России находится:

А – в арх. Северная Земля Б – в арх. Шпицберген

В – в арх. Земля Франца Иосифа

4.Россия имеет только морскую границу с государствами:

А – Норвегия и Япония Б – Япония и Китай В – Япония и США

5.На севере Россия омывается морями:

А – Белое, Баренцево, Карское Б – Берингово, Карское, Лаптевых

В – Балтийское, Черное, Белое

6.Широта крайней южной точки:

А – 410 с.ш. Б – 410 ю.ш.

7.Крайняя восточная материковая точка :

А – мыс Дежнева Б – о. Ратманова В – мыс Челюскин


Приложение 2.

Вариант – 1

1.Наибольшая численность населения в:

А – Индии Б – США В – Индонезии Г – Японии

2.Для стран с первым типов воспроизводства характерен (на):

А – высокий естественный прирост Б – высокий показатель детской смертности

В – низкая рождаемость Г – значительная доля детей в возрастной структуре населения

3. «Демографический взрыв» характерен для стран:

А – Канада, Австралийский Союз Б – Нигерия, Кот-д-Ивуар

В – Франция, Германия Г – Болгария, Венгрия

4. «Нулевой» естественный прирост характерен для стран:

А – Южной Америки Б – Северной Африки

В – Южной Азии Г – Зарубежной Европы

5.В половой структуре населения наибольшая доля мужчин в странах:

А – Западной Европы Б – Юго-Западной Азии

В – Северной Америки Г – Восточной Европы

6.Христианство – религия большинства населения:

А – Латинской Америки Б – Северной Африки

В – Юго-Западной Азии Г – Юго-Восточной Азии

7.Миграция населения – основной источник роста численности населения в :

А – Алжире, Египте Б – Канаде, Австралии В – Индии, Китае Г – Нигерии, Гане

8.Наиболшая плотность населения в :

А – Германии Б – Австралии В – Японии Г – США

9.Наиболее урбанизированным регионом развивающегося мира является:

А – Ближний и Средний Восток Б – Тропическая Африка

В – Южная Азия Г – Юго-Восточная Азия

10.Столицы: Канберра, Анкара, Пекин, Астана – это:

А – крупные морские порты Б – древнейшие города мира

В –не самые крупные города в своих странах Г – все ответы верны









Приложение 3.

Проклассифицируйте указанные объек­ты по природным зонам России и резуль­таты занесите в таблицу:

а) лиственница; б) лемминг; в) ковыль;

г) бурундук; д) ягель; е) песец;

ж) соболь; з) дрофа; и) кедр; к) кролик.


Тундра

Тайга

Степь

















Приложение 4.

Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:

а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс; з) галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.

Осадочные

Магматические

Метаморфические














Приложение 5.

Из перечисленных признаков выберите признаки характерные для:

1 вариант 2 вариант

жестколистных и вечнозеленых лесов – тропических пустынь –

саванн и редколесий - экваториальных влажных лесов -

1 .Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга.

2.Зона находится на крайнем севере и юге материка.

3.Зона находится на западе материка в экваториальном поясе.

4. Климат субэкваториальный.

5,Климат тропический сухой.

6.Климат экваториальный.

7.Климат средиземноморский.

8.Почвы слабо развиты.

9.Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова.

10.В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается.

11. В растительном мире преобладают вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники.


Приложение 6.

1.Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии: Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Коста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.



Приложение 7.

Вариант-2

Географический диктант.

1 .Главное свойство почвы.

2.0снователь науки почвоведение.

3.Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

4.Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, имеюших верхний горизонт

светло-серого цвета.

5.Почвы, имеющие самое низкое содержание гумуса.

6.Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы.

7.Органичяеское вещество почвы.

8.Горизонт С-это.....

9.В каком горизонте наибольшее количество корней растений.

10.Назовите почвообразуюшие факторы.


Приложение 8.

1.Установите соответствие:

Территория: Возраст складчатости:

1. Камчатка А.палеозойская

2.Хребет Сихотэ-Алинь Б.мезозойская

В.кайнозойская

2.Установите соответствие:

Территория: Тип климата:

1. север Дальнего Востока А – умеренный муссонный

2. Камчатка Б – умеренный морской

З. Приморье В – субарктический


Приложение 9.

Используя учебник, физическую карту и карту «Строение земной коры, дополните текст, вставьте пропущенные слона.

I.B основе Южной Америки находится ______ плита.

2.Складчатые горные пояса у южных материков лежат на _____.

3.Потому, что _____.

4.Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ____и ______ литосферных плит.

5.В рельефе Южной Америки выделяются ______части .

6. Восток занят _____, а на западе _____.

7.Наиболее крупные низменные равнины -______.______._____.

8. Они соответствуют прогибам _____.

9.Приподнятым участкам платформы - щитам – соответствуют ___ и ____ нагорья.

10.Западная часть материка - результат взаимодействия двух _____.

11._____плита подвигается под ______.

12.Край континентальной плиты ______в складки.

13.0громные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам пояса и _______ платформы.

14.Они представлены такими полезными ископаемыми, как ______.

15.Впадинам платформы соответствуют месторождения _______.

16.Наивысшая точка Южной Америки ______.

17.Анды образуют ______ на суше.

18. В настоящее время Анды продолжают _______.

19.Это одна из активнейших тектонических зон Земли.

20.3десь расположены, как ______. так и ______ вулканы.

21 .Наиболее значительные из вулканов ______ и _______.

Приложение 10.

Вставьте пропущенные слова в текст.

1.Возраст Земли около _______________.

2.Наиболее распространенной гипотезой происхождения материков и океанов считается ___________.

3.Земная кора бывает________________

4.Средняя мощность материковой коры _______, а океанической _________ .

5.В океанической коре отсутствует _________ слой.

6.Литосфера делится на ___ плит.

7.Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают ______________ .

8.Причинами движения литосферных плит являются _______________ .

9.В результате разлома Лавразии возникли __________ .

10. В результате разлома Гондваны возникли_______ .



Приложение 11.

Вариант - 2

А - Тихий океан Б - Северный Ледовитый океан

В — Атлантический океан Г - Индийский океан

1.Этот океан третий по величине.

2.Это самый теплый океан.

3.Полоса шельфа занимает самую большую площадь в акватории этого океана.

4.Кольцо глубоководных желобов окружает этот океан.

5.Значительные пространства этого океана большую часть года покрыты мощными льдами.

6.Температура поверхностных вод в северной части океана самая высокая, и его даже называют « океаном нагретых вод».

7.Айсберги представляют серьезную опасность для судоходства как в северной, так и в южной части этого океана.

8.В акватории этого океана могла разместиться вся суша, и его справедливо называют Великим океаном.

9.Участники экспедиции Васко да Га мы стали первыми европейцами . которые пресекли этот океан.

10.Пo сравнению с другими океанами органический мир этого океана относительно беден из-за низкой температуры воды.


Приложение 12.

Вариант -1.

1 .Ветер - это перемещение воздуха в вертикальном направлении.

2.Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.

3.Скорость ветра определяется с помощью прибора термометра.

4.Ветер изменяет формы рельефа.

5.На высоте ветры постоянные и дуют со скоростью 20-25 м/с

6.Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.

7. Ветры, меняющие направление два раза в год - пассаты.

8.Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт.

9.Давление в центре антициклона - низкое.

10.График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется климатограммой.


Приложение 13.

7 класс Тема: « Атмосфера и климаты Земли»

2 вариант

I. Выполните тестовое задание

1 .Атмосферная циркуляция - это:

А - совокупность воздушных масс Б — общая система ветров на Земле

В - горизонтальное перемещение воздуха

2.Пояса атмосферного давления определяют распределение на земной поверхности:

А — только количества осадков Б - количества осадков и господствующие ветры

В - количества осадков, господствующие ветры и температуру воздуха

3.Максимальное количество осадков выпадает;

А - на экваторе Б - на полюсах В в тропиках

4.К ветрам общей циркуляции атмосферы относятся:

А - бризы и пассаты Б - пассаты и западные ветры В - западные ветры и бризы

5.При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией:

А - уменьшается Б - не изменяется В – увеличивается и т.д. до 10 вопросов.

II. Определите тип климата по данной характеристике: « Средние июльские температуры около + 24 С, средние январские температуры около -16° С, осадки выпадают в течение всего года».

III. Составьте описание климата Африки в районе Северного тропика:

Средние t° января -

Средние t° июля -

Мах и min зарегистрированные t° января –

Господствующие ветры в январе и в июле –

Годовая сумма осадков -.


9 класс Тема: « Машиностроение и BПK»

Оценка «3» - задания 1-8

«4» - задания 1-9

«5» -задания 1-10

1 .Перевод оборонного производства на производство мирной продукции -...

2.Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей-

3.Производственные связи между предприятиями -...

4.Производство предприятием однородной продукции -...

5.Машиностроение делится на трудоемкое и ....

6.К трудоемкому машиностроению относится:

А - приборостроение Б - станкостроение В - металлургическое

6.К металлургическим базам тяготеют предприятия:

А - точного машиностроения Б тяжелого машиностроения

7.Район, благоприятный для размещения авиационного завода:

А - Норильск Б - Чебоксары В - Владивосток Г - Якутск

8.Установите соответствие:

1. Набережные Челны

а)КамАЗ

2.Тольятти

б)ВАЗ

З.Москва

в)ГАЗ

4. Ульяновск

г)УАЗ

9.Установите соответствие:


Отрасль машиностроения

Фактор размещения

1 .Производство сельскохо-

а)трудовой

зяйственньгх комбайнов


2.Производство горно-

б)сырьевой

шахтного оборудования


3.Электронное машиностроение

в)научный

4. Автомобилестроение

г)потребительский

10.Что необходимо учитывать при размещении предприятий BПК?


3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ