Урок для 9 класса на тему «Население и города Центрального района»
Дата: 15.03.13.
Урок в системе/разделе:
Класс: 9
Тема: «Население и города Центрального района»
Цели и задачи:
Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения;
Познакомить с географией и особенностями старинных русских городов Центрального района и центрами русских народных ремесел, историей их возникновения и значением для современности;
Способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию интереса к предмету, через самостоятельный поиск материала;
Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;
Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к своей Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности обучающихся.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая
Методы: кейс-метод, проектная деятельность
Ход урока:
Оргмомент
Цель: организация детей на активную работу
Актуализация знаний
Цель: выявить уровень подготовки детей к новому занятию; оценивание детей; выявить уровень знаний по пройденному материалу
- Вспомним основные понятия по теме: «Географическое положение, природные ресурсы Центрального района»
В течение 5-10 минут ответить на вопросы теста:
1. Сколько областей входит в состав Центрального района?
а) 8;
б) 12;
в) 10.
2. С какими странами граничит Центральный район?
a) Украина, Беларусь;
б) Беларусь, Латвия;
в) Польша, Украина.
3. Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу?
a) Рыбинское водохранилище;
б) Волгоградское водохранилище;
в) по каналу им. Москвы.
4. Каков рельеф Центрального района:
a) Холмистая равнина;
б) Низменность;
в) Плоская равнина.
5. Каков климат района:
a) Континентальный;
б) Резко-континентальный;
в) Умеренно-континентальный.
6. Назовите местное сырье для производства удобрений:
a) Каменные соли;
б) Фосфориты;
в) Апатиты.
Взаимопроверка
Ключи к ответам: 1-b, 2-a, 3-c, 4-a, 5-c, 6-a
Критерии оценки
6 правильных ответов – оценка «5»
4-5 правильных ответов – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
1-2 правильных ответов – оценка «2»
Изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с народными промыслами, городами Центрального района
- Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов (Слайд 1). Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом. В чрезвычайном разнообразии городов – «Сила» района, потенциал его развития. Впервые русские города упоминаются еще в IX веке. Норманны называли Русь «Гардарика» - страна городов.
- Это район с наибольшей численностью населения, с огромной ролью современных отраслей в структуре хозяйства, с развитой торговлей, финансовой сферой, наукой, образованием, культурой. Он определяет развитие всей страны.
- Центральный район, прежде всего междуречье Волги и Оки (показ на карте) – ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские рассеялись по огромной территории России, именно здесь сложился физический тип и характер великороссов.
- Прочитать описание великороссов в учебнике.
- Выберите черты характера и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей (заполнить таблицу)
-
Характер
Природные условия
Видный
Статный
Красивый
Среднего роста
Сильное телосложение
Широк в плечах
Славянский тип
Выносливый
Терпеливый
Непритязательный
Предприимчивый
Суровая природа
Большая работоспособность
Короткое лето, переменчивость погоды
Склонность к безделью и отдыху
Длинная зима
Вывод: благодаря этим качествам развивались промышленность – как крестьянская кустарная так и фабричная и торговля, следовательно, характерно разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности.
- Кустарные промыслы живы и по сей день – это народные художественные промыслы.
- Какие народные промыслы вы знаете?
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как и люди, Служишь Отчизне.
- Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его историей уходить в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречаются в документах ХУ1 века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню.) Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки различных форм и размеров. Но пользоваться неокрашенной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Тогда то, вероятно и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Расцвет хохломского искусства приходится на 60-е годы ХХ века. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для праздничного стола. Тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, чистоту и красоту. А «травка», цветы, ягоды и листья напоминают нам о молодости и силе.
- Не только из дерева создавали шедевры искусства русские мастера. Есть в России город с уникальным летящим и звенящим названием
Гусь-Хрустальный
Маленький скромный городок Гусь-Хрустальный. Гусь – это речка, правый приток Оки, а Хрустальный – это главное занятие города. А может, Хрустальный – от того, что речка была прозрачно-чистой, как хрусталь и в этом единение природы и ремесла. Город возник в глухом Мещерском краю как скромное фабричное поселение. По улице ходил ночной сторож, охранял покой жителей, а на фабрике делали стекла для фонарей, потом рейнские бутылки. Прошло время… Хрусталь приобрел невиданную популярность. Хрусталь сверкает и переливается алмазного сияния гранями, и перезванивает тонким мелодичным перезвоном, нежными переливами таинственной музыки, сохраненной в дивной красоты изделиях русских мастеров.
Гжель.
- «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходней» (Ломоносов). Я приглашаю вас в Гжель. К юго-востоку от Москвы, вдаль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них бывший волостной центр и есть Гжель. Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной грамоте русского князя Ивана Калиты. Во второй половине ХУ11 века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Работа требовала большого терпения и мастерства: одно неверное движение кисти - все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку. В начале Х1Х века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс – такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как майолика. С этого момента начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире.
Палех
Не печалься, древняя земля,
Ты богата сказами да былью,
Русские исконные края,
Палеха несломленные крылья.
- Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры. Волей и талантом крестьян-самородков Палех поднялся в том уголке России, где близко сошлись Холуй, Мстера, Суздаль, Ярославль. Появлению художников в этих краях способствует сама природа: поля, холмы, перелески, ручьи, ручейки и речки… Изделия палехских мастеров из папье-маше: шкатулки, коробочки броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом – расходятся по всему миру. Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, раскрывал красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классики.
- Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине Золотое наследство России!
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с городами «Золотого кольца России».
- Какие города входят «Золотого кольца России»?
Я предлагаю вам работу в группе.
Разделитесь на 5 групп.
На ваших столах лежит информация о городах Центрального района. Ваша задача: ознакомиться с данной информацией, выбрать те города, которые вы считаете наиболее интересными и составить небольшую экскурсию по городам «Золотого кольца России».
Время работы: 7 минут.
Результаты работы представите в виде схемы на листах А4.
От группы выступают 2 человека.
Время выступления групп 5 минут.
Рефлексия
1. Какие мысли и чувства вызывают у тебя исторические города России и изделия народных промыслов?
А) эстетическое наслаждение;
Б) гордость за творения русских мастеров и зодчих;
В)потребность прочитать книги по этой теме;
Г) желание связать свою будущую профессию с изучением старины и с изготовлением предметов народных промыслов:
Д.) не вызывает никаких откликов;
Е) другие чувства (какие именно).
Домашнее задание
Параграф 44,45
Итог урока
Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ