Урок для 9 класса по теме: "Металлургический комплекс. Чёрная металлургия"
Турлакова И.В.- учитель географии, г.Калуга
Металлургический комплекс. Чёрная металлургия.
Цель: 1.выявить особенности и значение металлургического комплекса, раскрыть особенности черной металлургии, сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения.
2.Продолжить формирование положительного отношения к предмету. Воспитание патриотических чувств и подготовка учащихся к активному труду на благо Родины. Воспитание сотворчества, взаимопомощи, конструктивного взаимодействия.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное во время работы с географическими картами.
4. Развивать умения воспринимать словесную и наглядную информацию, развивать познавательный интерес к работе с географическими картами, развивать устную речь.
Оборудование: карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия», атласы.
Литература: География: население и хозяйство России: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И. Алексеев, В.В.Николина. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2005.
География. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В.Николиной / авт.- сост. С.А.Малиновская. – Волгоград: Учитель,2008.
Методическое пособие для учителя под ред. Е.А. Жижиной.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тест по теме «ТЭК»
1 вариант
2 вариант
1. Наиболее калорийным видом топлива является:
1) мазут;
2) природный газ;
3) каменный уголь;
4) бурый уголь.
2. Доля открытой добычи угля выше:
1) в Печорском
2) в Канско-Ачинском
3) в Кузнецком
3. Основная часть нефти России добывается :
1) на Европейском севере;
2) в Поволжье;
3) на Урале;
4) в Западной Сибири.
4. Россия занимает первое место в мире по запасам и добыче:
1) угля;
2) нефти;
3) газа;
5. Наиболее низкую себестоимость производства электроэнергии имеют:
1) ТЭС;
2) ГЭС;
3) АЭС;
6.Наибольшее количество электроэнергии в расчёте на одного жителя вырабатывается в ..... экономическом районе:
1) Северном;
2) Дальневосточном;
3) Восточно-Сибирском;
4) Центральном.
7. В азиатской части России тепловые электростанции работают в основном на:
1) угле;
2) мазуте;
3) газе;
4) торфе.
8. Наибольшее количество АЭС в России построено в
1) Центральной России;
2) Поволжье;
3) Западной Сибири;
4) Восточной Сибири.
9. . Добыча нефти и газа на дальнем Востоке ведётся на морском шельфе у берегов:
1) Камчатки;
2) Чукотки;
3) Сахалина;
4) Курильских островов.
10.Какое соответствие «электростанция – тип электростанции» является верным:
1) Братская – тепловая электростанция;
2) Саяно-Шушенская – гидроэлектростанция;
3) Сургутская – атомная электростанция;
4) Билибинская – геотермальная электростанция.
11. Лидером по добыче нефти в России является:
1) Республика Татарстан;
2) Ханты-Мансийский автономный округ;
3) Ямало-Ненецкий автономный округ;
4) Республика Башкортостан.
13. В структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть электроэнергии производится на:
1) АЭС;
2) ТЭС;
3) ПЭС;
4) ГЭС.
1. . Какой угольный бассейн выделяется по добыче бурого угля?
1) Кузнецкий;
2) Южно-Якутский;
3) Печорский;
4) Канско-Ачинский.
2. Что является примером рационального природопользования?
1) добыча угля открытым способом;
2) использование систем оборотного водоснабжения;
3) перевод крупных ТЭС с газа на уголь;
4) создание крупных водохранилищ.
3. Какой из перечисленных видов топлива, используемых на ТЭС, является наиболее «экологически чистым»?
1) газ;
2) мазут;
3) уголь;
4) торф.
4. Какой из перечисленных видов энергетических ресурсов относится к числу нетрадиционных?
1) природный газ;
2) гидроэнергоресурсы;
3) торф;
4) энергия ветра.
5. Наибольшее количество ГЭС построено на реке ... и её притоках:
1) Енисей;
2) Волга;
3) Амур;
4) Обь.
6. Какие руды относятся к топливно-энергетическим ресурсам?
1) урановые;
2) оловянные;
3) марганцевые;
4) никелевые.
7. Что является примером рационального использования топливных минеральных ресурсов?
1) добыча угля открытым способом;
2) извлечение попутного газа при добыче нефти;
3) использование коксующихся углей как топлива для ТЭС;
4) использование нефти как топлива для ТЭС.
8. Добыча нефти и газа на дальнем Востоке ведётся на морском шельфе у берегов:
1) Камчатки;
2) Чукотки;
3) Сахалина;
4) Курильских островов.
9. Большая часть природного газа России добывается в природной зоне:
1) тундры;
2) тайги;
3) смешанных лесов;
4) степей.
10. Уголь, поступающий на экспорт из России в Японию, добывается в бассейне:
1) Южно-Якутском;
2) Кузнецком;
3) Донецком;
4) Подмосковном.
11. Наибольшее количество АЭС в России построено в
1) Центральной России;
2) Поволжье;
3) Западной Сибири;
4) Восточной Сибири.
12 .Лидером по добыче природного газа является:
1) Ставропольский край;
2) Ханты-Мансийский АО;
3) Ямало-Ненецкий АО;
4) Астраханская область.
III. Изучение нового материала.
1. Значение отрасли
На протяжении многих веков именно масштабы производства металлов чуть ли не в первую очередь свидетельствовали об экономическом и военном могуществе государства. Значение металлургии состоит в том, что она служит фундаментом машиностроения. Количество и качество выплавляемого металла во многом определяет экономическую мощь страны.
2. Состав отрасли
Металлургия как отрасль промышленности включает
Чёрную металлургию -
Цветную металлургию -
Получение железа и его сплавов ( 90% всех Ме ,применяемых в современном производстве)
Получение более 70 Ме с более ценными свойствами (Сu, Sn, Mg, Ti и др.)
3. Технологический цикл (презентация)
прокатный цех
сталь
сталеплавильный цех
чугун
Доменный цех
(в доменной печи идет реакция восстановления железа из оксида, а восстановителем является кокс)
Агломерация руды
Коксование угля (Кокс – пористое, высокопрочное вещество с малым содержанием золы и серы.)
Обогащение руды
Обогащение угля
Добыча руды (железный колчедан, магнитный железняк, где полезным компонентом является оксид Fe)
4. Составление опорного конспекта (совместная работа с учениками)
Общие черты
Принципы размещения
Высокий уровень комбинирования, т.е. объединение в одном предприятии всех стадий технологического цикла.
Большое число работающих.
Высокая материалоемкость.
Огнеупорное оборудование.
Сильное влияние на окружающую среду.
1.близость к сырью
а) Fe руда
б) коксующийся уголь
2. вода
3.транспортная сеть
4.энергия
5.экологический фактор
Центры и базы
Проблемы и перспективы
1.район Урала (выписать наиболее крупные центры из карты атласа)
2.район Кузбасса(выписать наиболее крупные центры из карты атласа)
3.район КМА
4. Проблема: в районе Череповца нет месторождений железных руд и высококачественного угля, однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему?
Руда на западе, топливо на востоке.
Развитие передельной металлургии.
Реконструкция старых заводов, так как износ оборудования более 50%.
4…стр.144 -146 учебника
5.Проблема:Что же лучше в России: заводы – гиганты или заводы – карлики?
P.S. Во время изучения вопроса «Принципы размещения» учащиеся слушают сообщение об истории чёрной металлургии в России.
«Отечественная чёрная металлургия возникла свыше тысячелетия назад в центральных районах. Тогда для выплавки железа использовали местные болотные руды и древесный уголь. Начиная с 18 века, когда реформы Петра I потребовали много металла, в первую очередь для перевооружения армии, центром металлургии стал Урал с его высококачественными рудами, богатейшими лесами и дешевой рабочей силой крепостных крестьян. В 1750 г. в России уже имелось 72 «железных» завода. В 1800 г.почти одна треть выплавляемого чугуна Россия вывезла за границу, в основном, в Великобританию. Которая к тому времени успела вырубить почти все свои леса.
Эти малые заводы на Урале требовали много конной и пешей рабочей силы – лесорубов, возчиков руды, угольщиков. При этом производство чугуна зависело от урожая овса – ведь лошадь оставалась на Урале главным «мотором». Новые технологии начали внедряться лишь в 30-х годах 20 века.».
IV. Работа в группах
Задание: пользуясь картами атласа и учебником, дайте характеристику металлургической базы. Назовите крупнейшие комбинаты, откуда поступает сырье, определите проблемы и перспективы развития.
I группа – Уральская металлургическая база
II группа - Центральная металлургическая база.
III группа - Сибирская металлургическая база.
V. Подведение итогов урока. Краткий анализ работы групп. Выставление отметок.
VI. Домашнее задание стр. 131-135,вопросы стр. 138.
Турлакова Ирина Валерьевна ,учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г.Калуги

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ