Урок для 5 класса по теме: "Русские путешественники"

Урок географии в 5 классе

Учитель: Карелова Наталья Валерьевна, учитель географии, первая квалификационная категория

Тема: Русские путешественники

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Целевая установка: создать условия для формирования представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли

Понятия: Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежненева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова

Задачи, приводящие к предметным результатам:

- Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

- Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

- Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.

- Составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками.

- Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Задачи, приводящие к метапредметным результатам:

- умение работать с различными источниками информации.

- выделять главное в тексте.

- структурировать учебный материал.

- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Задачи, приводящие к личностным результатам:

- понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Практическая работа: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, технологическая карта, дополнительный текст, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, контурные карты.


Ход урока.

Этапы работы (УУД)

Содержание этапа

1

Организационный момент.

(Задача - создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание)

- Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке. Сегодня у нас много гостей, мы должны показать, как хорошо мы умеем работать.

2.

Активизация знаний

(опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы)

- Сегодня мы будет с вами работать по Листам знаний. Каждому на стол я раздала такой лист, запишем свое имя фамилию. Этот своеобразный план поможет нам с вами разобрать сегодняшнюю тему. В данном листе у нас имеются задания, выполнив которые, мы узнаем много интересного. Так как с этими листами мы работаем впервые, поэтому я буду вам помогать. Итак темы урока нет, чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить на уроке нам необходимо выполнить Перове задание. (кроссворд) – технологическая карта, выставление оценок

3.

Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока

(подвести учащихся к самостоятельной постановке темы урока путем недостающих знаний для решения определенных задач; создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы; формировать у учащихся логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока

- познавательные УУД – выдвижение гипотез и их обоснование

- Что получилось (Россия). Что мы знаем о нашей стране? Кто сможет показать ее на карте?

- Какая наша страна?

Что мы знаем о путешественниках России? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (русские путешественники) – записать в технологическую карту?

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе?

Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми кого называют «русскими Колумбами». Кто такой Колумб?

- Как вы думаете почему их так называли? (высказываются). Это ваша точка зрения, я пока промолчу, а в конце урока мы выясним правы ли вы.

- Что нам поможет узнать о «русских Колумбах» (учебник, атласы, контурные карты.

4.

Изучение нового материала

(формировать навыки самостоятельного осмысления и оценки обучающимися своих знаний; выявить сформированность навыка самостоятельной работы с картой и учебником; регулятивные УУД – находить в тексте конкретные факты, сведения, умение работать с таблицами; формирование самооценки, самоконтролю выполняемой работы

Познавательные:

- формирование логических умений: анализ, построение цепочек рассуждения.

Личностные:формирование нравственно-этических ценностей патриотизм.

I Рассказ учителя: Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Разнообразно ее природа: необъятные степи и высочайшие горы, болотистая тундра и непроходимые леса. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественников. (Что значит ПЕРВОПРОХОДЕЦ – ЗАПИСАТЬ СЛОВО). Не жалея сил, а часто и жизни, они открывали, изучали, описывали новые земли. Российские исследователи многое сделали и для изучения нашей страны и для изучения нашей планеты. Русские путешествовали в основном по нашей стране.- Как вы думаете, почему? (Россия огромна, она нуждалась в открытии, изучении и нанесении на карту. Для того чтобы территория нашей страны была изучена, потребовалось несколько столетий)

II Выполняем задание 2 в технологической карте.

- В чем заслуга Семена Дежнева? Что открыла его экспедиция? (пролив между Азией и Америкой, путь из Северного Ледовитого океана в Тихий океан)

- Отметим маршрут на интерактивной карте и на физической карте цветными магнитами) – выставление оценок


III Выполняем задание номер 3 на технологической карте.

- Что было открыто благодаря экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова?

- Почему Экспедиция под руководством В.Беринга и А.Чирикова называлась Камчатской? (Корабли вышли из Петропавловска, заложенного на Камчатке)

- Подписать на интерактивной карте все названия, указать место гибели В.Беринга. ния нашей страны земли.ОВЫЕ ЗЕМЛИ. первопроходцев, путешественников. я тундра

5

Закрепление

(развитие монологической, диалоговой речи, умение ставить вопросы; формирование способов взаимодействия учебного сотрудничества)


-Сейчас сделаем вывод- Повторим главное (текст учебника)

-А теперь задание не по карте, а по группам. Объединитесь по четыре человека и пусть каждая группа придумает интересный вопрос по теме? – Задают вопросы и отвечают. Спасибо.

- Ну а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока:

- Почему же Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова называли «русскими Колумбами»? (ответы учащихся)

6.

Рефлексия

(формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы)

- В чем состоит заслуга русских первопроходцев?

- А вот в чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли мы узнаем на следующем уроке.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке, подсчитайте количество баллов и запишите. У кого пять? Спасибо.

7.

Д/З

Развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания

- Параграф 17, вопросы на стр.88

- Написать сочинение-рассуждение «К берегам Аляски»

- Составить кроссворд о русских первопроходцах.






































ИМЯ____________________________Фамилия________________________________


Тема урока______________________________________________________________


Задания

Оценка учащегося

Оценка учителя

1. Задание. Реши кроссворд, прочти слово в выделенных клеточках.


  1. С каким животным познакомился Джеймс Кук в Австралии, в переводе с австралийского это слово означает «не понимаю».

  2. Как переводится на русский язык название корабля, на котором Джеймс Кук совершил первое кругосветное плавание.

  3. Имя голландского мореплавателя, открывшего Австралию задолго до Кука, но скрывшего свое открытие.

  4. Испанский мореплаватель, проплывший на своем корабле в нескольких километрах от Австралии, но не заметивший ее из-за тумана.

  5. Собственностью какого государства стала считаться Австралия, после того, как ее открыл Джеймс Кук.

  6. Материк, открытый Джеймсом Куком.


Какое слово получилось __________________________________________






6 – «5»

5-4 – «4»

3 – «3»


2. Задание. Прочитайте текст учебника «На востоке Азии» на странице85, ответьте на вопрос:

1) С какими людьми связано освоение Севера___________________

__________________________________________________________

2) Проследите по карте маршрут путешествия Семена Дежнева, выпишите в таблицу географические названия объектов, которые исследовал Семен Дежнев

Реки

Море (океан)

Мыс




3) Укажите маршрут Семена Дежнева на контурной карте, используя рисунок 47 на странице 85

3 – «5»

2 – «4»

1 – «3»


3. Задание. Прочитай дополнительный текст

1) Подчеркни на каких кораблях отправились в путешествие Витус Беринг и Алексей Чириков

2) Запиши в таблицу, какие географические объекты были открыты благодаря этим путешественникам.

Острова

Пролив

Побережье





3) Отметь на карте место гибели командора Витуса Беринга.

4) Подпиши на карте Алеутские острова и полуостров Аляска, полуостров Камчатка.

4 – «5»

3-2 – «4»

1 – «3»


4. 15- 14 – «5»

13-10 – «4»

9 – «3»






























В начале 18 века в России стали бурно развиваться наука, промышленность, торговля, создаваться морской флот. Россия активно осваивала и изучала свою обширную территорию, вела поиск новых торговых путей.

Летом 1741 года из гавани порта Петропавловск, расположенного на полуострове Камчатка вышли два российских корабля – «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга и «Святой Павел», командиром которого был Алексей Чириков. По пути они потеряли друг друга и дальше двигались независимо. Судьба их сложилась по-разному.

16 июля 1741 года «Святой Павел» приблизился к гористому берегу. Это был один из островов у южного побережья Аляски. Высадиться на берег не удалось. Обратный путь был тяжелым: люди голодали, их мучила цинга, жажда. И все же в октябре 1741 года отважные мореплаватели вернулись домой.

Корабль Витуса Беринга достиг берегов Северной Америки 17 июля 1741 года – всего на день позже экспедиции Чирикова. На обратном пути «Святой Петр» попал в шторм и был выброшен на неизвестный остров. На пустынном берегу острова не из чего было даже построить жилище, и морякам пришлось прятаться от непогоды под перевернутыми шлюпками. Во время вынужденной зимовки многие моряки погибли, в том числе и командор Витус Беринг. Только в августе 1741 года выжившие моряки смогли построить небольшое судно и добраться до Камчатки.

Благодаря экспедиции В.Беринга и А.Чирикова были открыты северо-западная часть Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. В честь Беринга назван пролив, разделяющие Евразию и Северную Америку, в честь него была учреждена медаль.

10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ