Урок географии обобщающего повторения по теме: «Топографический план» 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №35 города Ставрополя
Урок географии обобщающего повторения по теме:
«Топографический план»
6 класс
Автор:
учитель географии
высшей категории
Лян Виктория Викторовна
Урок обобщающего повторения по теме: «Топографический план»
Задачи урока: Создание условий для умения точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи по предложенной теме.
Отработка умения использовать различные географические языки: словесный, символический, графический.
Выработка умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательств.
Создание системы географических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Цели урока:
Закрепить изученный материал по теме «Топографический план» (термины, понятия).
Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы.
Проверить умение использовать полученные знания на практике.
План урока:
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний – «Разминка»
3.Закрепление терминов и понятий – «Географический диктант»
4.Закрепление знаний о масштабе и его видах, умения переводить из одного вида масштаба в другой – «Масштаб»
5. Закрепление знаний об условных знаках и азимуте, умения строить простейшие планы местности – «Составление плана местности по описанию»
6.Подведение итогов
7.Домашнее задание
Оборудование : компасы, атласы для 6 класса, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна,
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семеновых-Тяньшанских,
Бергов, Пржевальских,
Воейковых, Шокальских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!
Ю. Ефремов
Уважаемые ребята! Мы с вами изучили первую тему «Топографический план» и сегодня на уроке, обобщая знания по данной теме, должны сделать вывод, каким географом будет каждый из вас.
2. Разминка. И так урок начинается. Настройтесь на активную и продуктивную работу ,постарайтесь использовать весь запас знаний и умений. Я вам – загадку, а вы мне отгадку.
Географические загадки
1.Поэт П. Богданов пишет:
Ни разу не был я на океане
Мне даже не представить никогда,
Что на каком-то там меридиане
От полюса до полюса вода!
Существует ли такой? (нет)
2. Мы знаем эту линию
То черную, то синюю.
На карте эта линия очень нам нужна,
Чтоб нам не спутать вдруг, где там север, где там юг.
(экватор)
3.Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(географическая карта)
4.Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
(северный полюс)
5.Сколько существует полюсов, через которые условно проходит земная ось?
(два)
6.По стране в поход идем,
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута отклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север, путь на юг.
(компас)
7.Иди, иди,
А конца не найдешь.
(земной шар)
8.Виден край, да не дойдешь (горизонт)
9.Как измерить расстояние нотами? (милями)
10. В трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» есть такая сцена. Царь Борис входит к своим детям и застает сына Федора за черчением. На вопрос отца: «а ты, мой сын, чем занят? Это что?» - Федор отвечает:
Чертеж земли Московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Чем занимался Федор? Как называется этот чертеж?
(географическая карта)
11.Я – звезда мореходов,
Древний маяк небес.
Я вела аргонавтов
Волнам наперерез.
Я помогала Колумбу
И его кораблям.
Тезка мой – Марко Поло
Верил моим огням.
Свет мой искали в небе
Нельсон и Магеллан,
И желторотый юнга,
И седой капитан.
О какой звезде говорится в стихотворении? Какие еще «небесные маяки» вы знаете?
(Полярная звезда, солнце)
Разминка закончилась. Молодцы, отгадали все загадки. (отметить особо отличившихся)
А теперь обратим внимание на доску. Сейчас мы еще раз поработаем с понятиями и терминами. Для этого напишем географический диктант. Я читаю определения, а выдаете ответ, указывая номер понятия или термина.
3. Диктант (запись на доске):
1.Ориентирование
2.Компас
3.Азимут
4.Север
5.Восток
6.Рулетка
7.Масштаб
8.Полюс
9.Горизонт
10.Съемка
Последовательность диктовки
1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный предмет. 2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90 3.Прибор для ориентирования 4.Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане 5.Точка, из которой проводится визирование на местные предметы при полярной съемке плана местности 6.Направление на Полярную звезду 7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте 8.Умение определять стороны горизонта на местности 9.Работа по составлению плана местности 10.Прибор для измерения расстояния
Ключ для проверки: 3, 5, 2, 7, 8, 4, 9, 1, 10, 6
Давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Какие термины и понятия вызвали затруднения? Нужно будет повторить их еще раз, т.к. они будут нам нужны и важны в дальнейшем.
4.Следующий конкурс-конкурс «Масштаб».
Что такое масштаб? Какие виды масштаба вам известны?
1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в
1000 раз 100 000 раз
меньше, чем на местности. Каков масштаб карты?
(1:1000) (1:100000)
2. Масштаб карты
1:300 1:2000
Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?
(в 300 раз) (в 2000 раз)
3. Масштаб карты 1:200 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние
10 км 8 км
(5 см) (4 см)
4. Масштаб карты 1:100 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком
2 см 4 см
(2 км) (4 км)
5. Линия длиной
15 см 12 см
изображает на карте участок дороги длиной
15 км 12 км
Найдите масштаб карты.
(1:100 000) (1:100 000)
Молодцы. Знаете что такое масштаб, его виды. А переводить из одного вида масштаба в другой еще нужно потренироваться.
И финальное задание. Выполняя, его мы закрепим знание условных знаков, азимута и умение строить простейшие планы местности. У каждого на парте есть компас. Для чего он нужен? Правильно ,для определения азимута. Что такое азимут?
5. Конкурс «Составление плана местности по описанию»
Нарисуйте отдельно стоящее дерево. От него на северо-западе находится родник на расстоянии 350м, на востоке на расстоянии 300м расположен домик лесника. К югу от дерева на расстоянии 450м начинаются заросли кустарника, а в 275м к юго-западу находится о. Светлое. Масштаб 1:5000 (в 1см 50м).
Подводим итог. Итак, изучение какой темы мы закончили? Что же такое топографический план? Какие новые термины и понятия выучили? Чему научились? Вам нравится быть географами?
Я не знаю, где встретится
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится,
Словно шар голубой …
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю: есть неизвестная
Широта из широт,
Здесь нас дружба чудесная
Непременно сведет …
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, где мы с тобой бывали,
Люди в картах мира отмечали.
6.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (творческое) используя полученные знания начертить план комнаты или двора
Используемая литература:
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007.
В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ