Урок обобщающего повторения по теме: «Гидросфера»
Урок обобщающего повторения по теме: «Гидросфера».
Цели и задачи:
Используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме «Гидросфера».
Продолжить работу по развитию речи, логическому мышлению, образной памяти.
1.Организационный момент (слайд 1).
Есть на все в программе мера:
Наша тема «гидросфера»
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль
«Атмосфера» - оболочка,
Только рано ставить точку;
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Дорогие дети!
Урок сегодня о важном на свете:
Урок – путешествие о воде.
2.Ход урока:
История одной капельки
Жила – была на свете Капелька воды. Была она ещё совсем юной, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой – тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька удивительно любознательной. Да – да, не удивляйтесь! Это только с виду все капельки кажутся нам одинаковыми. И люди, желая подчеркнуть чье – нибудь сходство, говорят: «Похожи, как две капли воды». А на самом деле у всех капелей характер разный. Одни – неугомонные – носятся, носятся в тучах по белу свету…. Другие – ленивые. Им бы только плескаться в море. Третьим – все бы наряды менять: то они пар летучий, а то - снег колючий. Есть трудолюбивые: тащат на себе песчинку: песчинка к песчинке – вот и островок! Бывают очень вредные и настырные: про таких говорят: «капля камень точит». Встречаются и преступницы: по бороздам да по оврагам плодородную почву воруют и в реки – моря сносят. Всякие есть… А наша Капелька была молодая, ничего еще сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной. И вот однажды Мама – тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферию. Там живут маленькие существа гидрономики. Их так зовут потому, что они день и ночь не спят – все о своей стране знать хотят. А состоит вся эта страна из островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай. С этими словами Мама – тучка и отправила Капельку в путешествие (слайд 2).
Первый остров: (слайд 3) На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.
А вы сможете догадаться, кто и почему «третий лишний»?
Черное море, Средиземное море, Красное море;
о.Гренландия, о.Исландия, Курильские острова;
Скандинавский п-ов, Аравийский п – ов, п – ов Индостан;
Течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение;
Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал;
Река Лена, река Волга, река Обь.
Второй остров: (слайд 4) На нем находился склад научных определений. К каждому определению работники склада прикрепляли этикетку с названием термина.
А вы смогли бы справиться с определением терминов?
Части океанов, более или менее отделенные от них сушей или поднятиями дна (море).
Небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой (острова).
Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов (пролив)
Место, где река берет начало (исток)
Место, впадения реки в другую реку, море или озеро (устье)
Главная река со всеми притоками (речная система)
Место выхода грунтовых вод на поверхность (родник, источник)
Внезапный, кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками (паводок)
Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке (половодье)
Местность, с которой река со своими притоками собирает воду (бассейн)
Третий остров: (слайд 5) На нем находилась типография. Там в это время печатался альбом с рисунками и гидрономики занимались тем, что к каждому рисунку подбирали подписи.
А вы сможете подобрать подписи к рисункам?
(рисунки: водопад, порог, вулканическое озеро, остров). Команды отвечают по -очередно.
Четвертый остров: (слайд 6) На этом острове была почта. Почтовые работники на конвертах штемпели с числами ставили и письма по полочкам раскладывали.
Я даю координаты
Поищите – ка ребята,
На каких материках
Реки спрятались в лесах.
Пятый остров (слайд 7) Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Они пытались угадать, что лежит в черном ящике, и это у них получалось.
А вы смогли бы отгадать обитателей океана по их описанию?
Десятиногое ракообразное с округлой формой тела (краб).
Самое крупное современное животное с длиной теля до 30м, весом до 160 т (синий кит).
Плавающие существа, тело которых похоже на колокол, зонтик (медузы)
Очень красивые и очень хищные иглокожие, обычно имеющие пятилучевое строение (морские звезды)
Самые активные обитатели толщи воды (рыбы)
Обитатели небольших глубин, носящие свой дом на себе (моллюски)
Шестой остров (слайд 8) На нем жили самые бывалые гидрономики. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: «знаем, - говорят, - видели».
А вы смогли бы похвастаться тем, что знаете, о чем идет речь в этих историях?
«….Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 10 –метровой высоты…. Из земли были вывернуты и разбросаны по сторонам старые доты, в порту опрокинуты стенки ковша, а находившиеся там катера заброшены на сотни метров на берег. Отразившись от окружающих город сопок, волна стала откатываться в низину, где ранее находился центр города. Здесь образовался огромный водоворот, в котором с большой скоростью вращались всевозможные обломки строений и мелкие суда….. (цунами)
Дополнительный вопрос: почему цунами опасна только в бухте?
« Эти рыбаки живут на берегу моря, могут похвастаться неплохим уловом, но никогда не поднимаются на борт траулер, не садятся в шлюпку, не пользуются даже самой обыкновенной лодкой. Все это сухопутным рыбакам заменяет простая деревенская телега с лошадью, а среди их рыболовных снастей не последнее место принадлежит крепко сколоченной лестнице. Рыбаки точно знают, когда надо выезжать на берег. Телеги подкатывают к сетям, рыбаки по лестницам или прямо по столбам взбираются наверх и руками собирают улов. Потом телеги, нагруженные рыбой, поворачивают назад от моря. Через несколько часов они сюда вернутся, чтобы собрать новые «приношения». (прилив и отлив)
Дополнительный вопрос: чем вызваны приливно – отливные явления?
Седьмой остров: (слайд9) Старейшинами (а именно они жили на этом острове) были самые мудрые гидрономики. Они могли ответить на самые трудные вопросы.
А вы смогли бы ответить на эти вопросы?
Почему Енисей больше притоков принимает справа?
Зависит ли уровень межпластовых вод от количества атмосферных осадков?
Чем озеро отличается от моря?
В каких морях, окраинных или внутренних, свойства воды больше отличается от свойств воды океанов?
Мы с вами живем в центральной части страны, далеко от морей и океанов. Можем ли мы как – то влиять на сохранение чистоты вод Мирового океана?
Какую воду лучше использовать для питья – грунтовую или межпластовую? Почему?
Очень понравилось Капельке в Гидросферии. Она многое узнала об этой стране, а самое главное – познакомилась с удивительно любознательными существами – гидрономиками – и поняла, что знание открывается только тому, кто сам к нему стремится.
Но пришла пора возвращаться, и тут наша Капелька загрустила: как ей попасть к Маме – тучке?! Но гидрономики её успокоили: «Не грусти, Капелька, ты обязательно увидишь свою маму, так как……
Как вы думаете, что сказали Капельке гидрономики? (слайд 10)
Вот и закончился наш необычный урок.
Мы играли, отвечали
Гидросферу повторяли.
Сейчас мы баллы сосчитаем,
Победителя узнаем и
Отметки получаем.
Подсчет баллов и награждение победителей.
3.Рефликсия.
Ребята, на парте лежат синие и желтые капельки, возьмите синюю – если вам урок понравился, и вы чувствовали себя комфортно, желтую – если урок не понравился, и вам было не комфортно. Свои капельки прикрепите к большой тучке.
Спасибо за урок.
Приложение (призентация).

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ