Урок по теме «Уголок возле самого сердца России»
Урок по теме
«Уголок возле самого сердца России»
(Учителя: Иванова Евгения Владимировна,
Коткова Людмила Александровна,
Сорокина Татьяна Анатольевна)
Цель урока: написать сочинение-миниатюру с использованием знаний об истории рождения Новомосковска.
Задачи урока:
1. Личностные:
- совершенствовать навыки написания сочинения-миниатюры с использованием краеведческого материала;
- создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;
- формировать способность оценивать свои действия;
- сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.
2. Метапредметные:
- закреплять умение вести диалог, делать обобщения, развивать монологическую и письменную речь.
3. Предметные:
- повторить композицию сочинения;
- способствовать формированию новых знаний по истории родного города.
Ход урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Любите ли вы свой город? Почему?
- Являетесь ли вы патриотом своего города? Каковы ваши аргументы?
- Что значит «малая Родина»?
- Что изучает краеведение?
(Дети дают ответы)
- Малая Родина – то место, где ты родился, живешь и учишься
- Краеведение – наука, изучающая место, где ты родился
Методический комментарий. Создание ситуации успеха, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребенку. Все данные ответы детей верные – так создается ситуация успеха.
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Какая река берет начало в нашем городе?
- Где находится исток Дона?
- Кто из поэтов Новомосковска писал о Новомосковске?
- Какие две реки вытекают из Иван-озера?
- Можете ли вы рассказать о памятнике у истока Дона?
- Есть ли у вас любимый уголок в городе? Почему он любим вами?
- Можете ли вы назвать план сочинения-рассуждения?
- Что бы вы написали во вступлении к своему сочинению-миниатюре о Новомосковске?
- В нашем городе берет начало река Дон.
- Исток Дона находится в Детском парке.
- Об Новомосковске писал Г. Ошурков, В.Киреев.
- Из Иван-озера вытекают Шат и Дон
(Дети рассказывают о памятнике)
(Дети называют любимый уголок, рассказывают, почему он им полюбился)
План сочинения: вступление, основная часть (аргументы), заключение.
- Можно начать с вопросов: Любите ли вы свой город? Знаете ли вы историю рождения Новомосковска?
Методические комментарии. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; долго сохраняют учебную задачу; готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение. Дети мотивированы на процесс познания.
III. Постановка проблемы, открытие нового.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Почему возникла необходимость создания города Новомосковска?
(Вопрос вызывает затруднение, учитель задает наводящие вопросы:
- Чему обязан город своим рождением?
- Какие полезные ископаемые были обнаружены во времена Петра I?
- Что вы можете сказать о Новомосковске сегодня? Какие производства в нем созданы?
- Были открыты залежи каменного угля и торфа.
- Новомосковск – это крупный промышленный и культурный центр. В городе построен химический комбинат азотных удобрений, «Полимерконтейнер», «Оргсинтез», «Новомосковскбытхим», «Гипс-Кнауф»
Методические комментарии. Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Дети строят высказывания в устной форме, долго сохраняют учебную задачу. Формулируют собственное мнение, выслушивают мнение других.
IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по эталону
- Попробуйте сформулировать три вопроса об истории рождения Новомосковска и задайте их соседу по парте.
- Попробуйте назвать три самых главных вопроса о рождении Новомосковске, обсудив их в группе
- Попробуйте составить устное сочинение-миниатюру.
(Дети составляют три вопроса по новой теме)
(Дети в группе обсуждают важность вопросов и называют три самых главных)
(Дети пытаются составить устное сочинение, используя прозвучавшие вопросы в качестве аргументов для раскрытия темы)
Методические комментарии. Дети осуществляют поиск информации, формулируют вопросы, контролируют действия одноклассников, развивают устную речь.
V. Самостоятельная работа
- Попробуйте написать сочинение об истории возникновения города Новомосковска.
- Кто хочет прочитать свое сочинение в классе?
Обучающиеся пишут сочинение-миниатюру.
(Желающие дети зачитывают свои мини- сочинения, остальные учащиеся оценивают работу, сигнализируя кружком определенного цвета («Светофор»)
Методические комментарии. Применяются полученные знания с опорой на знания, полученные ранее, развивается письменная речь.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Понравился ли вам урок? Почему?
- Перед вами карточки. Закончите любое из данных предложений:
(Я открыл для себя…
Я сегодня узнал…
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…)
(Дети высказывают свою точку зрения)
Методические комментарии. Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет назвать его наиболее яркие моменты.
Приложения
Исток Дона
Исток реки Дон
Символ рек Шат и Дон
Источники информации:
http://s54.radikal.ru/i144/1005/5f/dfb83e8e46a7.jpg – Исток Дона
http://4put.ru/pictures/max/170/525216.jpg Исток Дона
http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/16615964.e/0_9b252_45ac3d10_XL – Шат и Дон
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ