Конспект урока на тему "Площадь прямоугольного треугольника"

Конспект урока по математике

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для усвоения детьми понятия «площадь прямоугольного треугольника».

Задачи урока:

1) Ввести понятие площади прямоугольного треугольника;

2) Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

3) Учить находить площадь прямоугольного треугольника;

4) Тренировать навыки решения задач на нахождение площади прямоугольного треугольника;

5) Развивать речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;

6) Воспитывать стремление детей заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

1) Учебник Математика 4 класс, часть 1, Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких;

2) Геометрические фигуры (прямоугольники) для каждого ребенка;

3) Ножницы;

4) Цветные карандаши;

5) Листочки с изображением прямоугольного треугольника;

6) Интерактивная доска и мультимедийный пректор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь.



- Откройте тетради и запишите число.



- Что мы с вами всегда делаем в начале урока?



- Назовите этапы урока.








Запись даты.



- Определяем этапы урока.



1) Актуализация опорных знаний

2) Постановка проблемы

3) Определение темы и целей урока

4) Поиск решения учебной проблемы

5) Тренировочные упражнения

6) Итог урока


2. Актуализация опорных знаний

- Хорошо, молодцы!



- Приступаем к первому этапу.



- Назовите цель данного этапа урока.



- Что вы видите на слайде?



- На какие группы можно разбить эти геометрические фигуры?





- Ребята, как вы думаете почему мы урок начали с работы над геометрическими фигурами? О чём пойдёт речь на уроке? Чему будет посвящён урок?










- Разминка для ума, вспомнить изученный материал.

- Геометрические фигуры.



- На объёмные и плоские, по цвету (красные, синие и жёлтые), по размеру (большие и маленькие).

Высказывания детей.

3. Постановка учебной проблемы

- Переходим к следующему этапу урока.

- Цель этапа?



- Какие геометрические фигуры изображены на слайде?





- Какими свойствами обладает каждая фигура?













- Подумайте, что мы можем вычислить у прямоугольника?



- Назовите формулу нахождения периметра и площади прямоугольника.



- Что мы можем вычислить у квадрата?



- По каким формулам находятся периметр и площадь квадрата?



- Что мы можем вычислить у треугольника?



- А ещё что? Треугольник занимает какую-то площадь?



- Значит, что мы ещё можем вычислить?



- Как вычислить периметр треугольника? Назовите формулу.



- Назовите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Не можете? А почему?



- И вы, наверное, уже догадались, на какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке?



- Определение главного вопроса урока.

- Прямоугольник, квадрат и прямоугольный треугольник.







- У прямоугольника противоположные стороны равны. У квадрата все стороны равны. У прямоугольного треугольника всегда 1 угол прямой, а другие 2 угла острые.

- Периметр и площадь.





P=a∙2+b∙2

S=a∙b



- Периметр и площадь.



P=a∙4

S=a∙а



- Периметр.



- Да.





- Площадь.



P=a+b+c





- Мы ещё с ней не знакомы.







- Как найти площадь прямоугольного треугольника?


4. Определение темы и целей урока.

- Пожалуйста, сформулируйте тему урока.



- Назовите уели урока.

- Площадь прямоугольного треугольника.

Высказывания детей.


5. Поиск решения проблемы.

- И мы с вами переходим к следующему этапу урока.

- Цель данного этапа?







- Попробуем с вами сами вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Нам предстоит небольшая практическая работа. У вас на столах лежат прямоугольники. Наша задача сейчас найти площадь прямоугольников.



- Что нам нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?



- Измеряем длину. Чему она равна?



- Записываем на листочек.



- Измеряем ширину. Чему она равна?



- А теперь самостоятельно найдите площадь вашего прямоугольника.



- Чему равна площадь?



- А теперь разрежьте ваши прямоугольники по диагонали.



- Что у вас получилось?



- А какие это треугольники?



- Почему они прямоугольные?



- Давайте сравним эти треугольники способом наложения.



- Что можно сказать про эти треугольники?



- А скажите это «математическим языком».



- Итак, значит, разрезав наш прямоугольник по диагонали, мы поделили его пополам.



- А теперь подумайте и скажите, чему будет равна площадь одного треугольника, если площадь целого прямоугольника была равна 280 см2?



- Как это узнали?



- А чему будет равна площадь второго треугольника?



- Почему?



- Вывод: как вычислить площадь прямоугольного треугольника?



- Как же будет выглядеть формула нахождения площади прямоугольного треугольника?



- Как нам надо изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника?



- Убедиться в правильности нашего открытия поможет правило в учебнике на с. 95



- Верно наше предположение?



- Как называются стороны у прямоугольника?

- Стороны прямоугольного треугольника тоже имеют свои названия.



- А вот какие, вы мне скажите сами, прочитав правило в учебнике на с. 94.



- Так как называются стороны у прямоугольного треугольника?





- Ответить на поставленный вопрос, узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника.















- Длину и ширину.





20 см







14 см









280 см2









- Получилось 2 треугольника.



- Прямоугольные.



- Есть 1 прямой угол.









- Они равны, одинаковые.



- Площади этих треугольников равны.







- Будет равна 140 см2.









280:2=140



- Тоже 140 см2





- Потому что треугольники равны.

- Надо площадь прямоугольника разделить на 2.







- Если площадь прямоугольника a∙b, то площадь прямоугольного треугольника равна S=(a∙b):2.











- Длина и ширина.















- Катеты и гипотенуза.




6. Тренировочные упражнения

- У вас на партах лежат листочки с изображением прямоугольного треугольника.

- Для вас задание: синим карандашом обвести катеты, а красным карандашом – гипотенузу.



- Проверяем.



- А теперь будем учиться использовать нашу новую формулу при решении задач.



- Открываем учебник на с. 95. Выполним письменно номер 7 (а,б).



После номера 7 (а) провести физминутку, а потом приступать к номеру 7 (б).



- А теперь номер 7 (б) выполнит … (имя ученика).



Запасное задание.

- А теперь интересное задание. Найти площадь фигуры.







5 см





4 см







8 см






Работа на листочках.



















Работа в тетрадях.











Работа ребёнка у доски с объяснением.

7. Итог урока

- Возвращаемся к началу урока.



- Как звучала тема?



- Какие цели поставили перед собой?



- Достигли первой цели?



- Достигли второй цели?



- А теперь давайте составим «дерево успеха».



- У вас на парте три листочка: красного, зелёного и оранжевого цвета.



- Каждый листочек обозначает:



Зелёный – мне всё понятно по новой теме;

Оранжевый – в целом всё понятно, но есть вопросы для уточнения;

Красный – я ничего не понял по новой теме.



- Ваша задача выбрать листочек определённого цвета и приклеить к дереву.



8. Домашнее задание

С. 95, №7 (в), №9 (1 столбик)






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории геометрия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ