Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса (в рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения")
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели:
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие познавательных способностей обучающихся;
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.
1.2 Задачи:
подготовка учащихся к изучению систематического курса геометрии;
развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;
развитие пространственных представлений;
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (п. 5 ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерная программа основного общего образования по математике.
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план и календарный учебный график МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.
КУГ МБОУ гимназии №19 на 2014-2015 учебный год.
3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование её выбора, информация о внесённых изменениях и их обоснование
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по математике и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева.
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
программа направлена на реализацию цели пропедевтики предмета «Геометрия»;
УМК по курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой содержит уникальный задачный материал по геометрии, направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков;
программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у учащихся практических и исследовательских навыков.
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.
4. Определение места учебного предмета, курса (модуля) в учебном плане
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (региональный компонент).
5. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
6. Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
7. Формы текущего контроля:
Устный опрос
Письменный опрос
Самостоятельная работа
Практическая работа
Творческая работа
Контрольная работа
8. Информация об учебнике
Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин,, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
Наименование темы
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Контрольные мероприятия
1-3
Параллельность и перпендикулярность
Параллельные и перпендикулярные прямые. Скрещивающиеся прямые.
Знать:
- свойства и способы построения данных прямых.
Уметь:
- строить и различать данные прямые на чертеже.
4
Самостоятельная работа
5
Параллелограммы
Понятие параллелограмма, свойства параллелограмма
Знать:
- определение и свойства параллелограмма;
- методы построения.
Уметь:
-строить параллелограммы;
- видеть их на чертеже;
- использовать из свойства.
Практическая работа
6
7
Оригами
Оригами
Знать:
- понятие искусства оригами.
Уметь:
- выполнять задания по чертежам.
Творческая работа «Изготовление игрушки»
8
Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность и перпендикулярность»
Контрольная работа
9-10
Замечательные кривые
Эллипс, окружность, парабола, гипербола
Знать:
- вид и свойства этих линий.
Уметь:
- различать данные линии на рисунках.
11
Кривые дракона
Понятие кривых дракона, коды для рисования кривых дракона
Знать:
- понятие кривых дракона.
Уметь:
- строить простейшие линии на плоскости
12
Лабиринты
Лабиринт. Способы выхода из лабиринтов.
Знать:
- способы выхода из лабиринтов.
Уметь:
- изображать лабиринт.
Творческая работа «Лабиринт»
13-14
Геометрия клетчатой бумаги
Эксперименты с прямоугольными треугольниками; виды треугольников
Знать:
- свойства прямоугольного треугольника, диагоналей прямоугольника.
Уметь:
- выполнять эксперимент и делать из него выводы.
15
Контрольная работа № 2 по теме «Кривые и геометрия клетчатой бумаги»
Контрольная работа
16
Зеркальное отражение
Опыты с зеркалами.
Уметь:
- проводить опыты с зеркалами.
17
Симметрия
Осевая и центральная симметрия
Знать:
- виды симметрии;
- способы построения симметричных фигур.
Уметь:
- находить ось симметрии и центр симметрии фигур;
- видеть и строить симметричные фигуры.
Практическая
работа
18
19
Творческая работа «Симметрия вокруг нас»
20
Бордюры
Бордюры, параллельный перенос
Знать:
- способ изображения бордюров.
Уметь:
- выполнять линейные орнаменты - бордюры.
21
Творческая работа «Бордюры»
22
Орнаменты
Орнамент, паркет
Знать:
- способ изображения паркета.
Уметь:
- определять способы изображения паркета и самим же из составлять.
23
Творческая работа «Паркет»
24-25
Симметрия помогает решать задачи
Перпендикуляр к прямой, касательная к окружности
Знать:
- свойства симметричных точек.
Уметь:
- строить отрезки симметричные относительно прямой;
- решать задачи с использованием изученных свойств симметрии.
26
Одно важное свойство окружности
Свойство вписанного угла
Знать:
- понятие вписанного угла;
- свойства вписанных углов.
Уметь:
- решать простейшие задачи на готовых чертежах.
Практическая работа
27
28
Координаты
Система координат
Знать:
- понятия параллели и меридианы, система координат, оси координат, координаты точки.
Уметь:
- строить точки в системе координат;
- определять координаты точки.
29
Практическая работа
30
Контрольная работа № 3 по теме «Симметрия»
Контрольная работа
31
Задачи, головоломки, игры
Решение различных головоломок, нестандартных задач.
Знать:
- способы разгадывания головоломок.
Уметь:
- находить рациональные пути решения.
32-35
Повторение. Промежуточная аттестация
Повторение курса 6 класса
Обобщение и систематизация изученного материала
Защита творческих работ
Раздел III
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса наглядной геометрии в 6 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
определения и способы построения параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых;
определение и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции;
принципы Оригами;
свойства прямоугольного треугольника;
свойства диагоналей прямоугольника;
виды симметрии; способы построения симметричных фигур;
способы изображения бордюров и паркета;
свойства вписанных углов;
понятия «параллели и меридианы», «система координат», «координаты точки», «полярные координаты»
Уметь:
строить и различать на чертеже параллельные и перпендикулярные прямые;
выделять из четырёхугольников параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапецию; строить данные четырёхугольникми и использовать их свойства при решении задач;
различать на рисунках эллипс, окружность, гиперболу и параболу;
изображать лабиринты и находить способы выхода из них;
находить ось симметрии и центр симметрии фигур, видеть и строить симметричные фигуры;
выполнять линейные орнаменты – бордюры;
определять способы изображения паркета, составлять паркет;
решать простейшие задачи по готовым чертежам;
строить точки в системе координат, находить координаты заданных точек;
решать занимательные задачи, головоломки, применяя изученные свойства фигур.
Раздел IV
Календарно-тематический план
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
По плану
Фактически
I триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1
1
Параллельность и перпендикулярность
1
2
Параллельность и перпендикулярность
1
3
Параллельность и перпендикулярность
1
4
Параллельность и перпендикулярность
1
5
Параллелограммы
1
6
Параллелограммы
1
7
Оригами
1
8
Контрольная работа № 1 «Параллельность и перпендикулярность»
1
9
Замечательные кривые
1
10
Замечательные кривые
1
II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1
11
Кривые Дракона
1
12
Лабиринты
1
13
Геометрия клетчатой бумаги
1
14
Геометрия клетчатой бумаги
1
15
Контрольная работа № 2 «Кривые и геометрия клетчатой бумаги»
1
16
Зеркальное отражение
1
17
Симметрия
1
18
Симметрия
1
19
Симметрия
1
20
Бордюры
1
III триместр: всего 15 часов, из них контрольных работ – 1
21
Бордюры
1
22
Орнаменты
1
23
Орнаменты
1
24
Симметрия помогает решать задачи
1
25
Симметрия помогает решать задачи
1
26
Одно важное свойство окружности
1
27
Одно важное свойство окружности
1
28
Координаты
1
29
Координаты
1
30
Контрольная работа № 3 «Симметрия и координаты»
1
31
Задачи, головоломки, игры
1
32-35
Повторение. Промежуточная аттестация
4
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 6 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 6 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания
предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Для учащихся:
Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2013.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ