Рабочая программа учебного курса «Геометрия» для 8 класса 2014-2015 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано»
Руководитель МО
_________ Казакова Т.А.
Протокол № ___ от
«____»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
___________ Авдеева И.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________ Куликов Д.М.
«___»______________2014 г.
Рабочая программа
учебного курса «Геометрия»
для 8 класса
Составитель: учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Ныркова Инна Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 7-го класса.
Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.-Просвещение»,2011).
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам.
Раздел 2. Учебно-тематический план
№
Содержание учебного материала
Количество часов по рабочей программе
Количество контрольных работ
1
Вводное повторение
2
2
Четырехугольники
14
1
3
Площадь
14
1
4
Подобные треугольники
20
2
5
Окружность
16
1
6
Повторение
4
Всего
70
5
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Повторение курса 7 класса (2 часа)
Четырехугольники (14часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся как свойства геометрических фигур.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
доказательство теоремы основывается на свойствах площадей квадрата и прямоугольника. доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (20 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть понятие подобных треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника,
утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, дается представление о
методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью, для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач (4 часа)
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны: знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки основных теорем и их следствий;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять
преобразования фигур;решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Лозняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 2013.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И. И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: Просвещение, 2013.
Раздел 6. Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока (тип урока)
Понятия
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Форма контроля
Дата проведения
Предметные
Личностные
Метапредмет-ные
Познава-тельные УУД
Регулятив-ные УУД
Коммуника-тивные УУД
По плану
Факт
Вводное повторение
2 ч
2 ч
1
1
Вводное повторе-ние (повторе-ние и обобще-ние)
Начальные геом. сведения. Форму-лировки и доказа-тельства призна-ков равенства тре-угольников; свойства равно-бедренных тре-угольников. Зада-чи на построение
Уметь: решать основные типы задач курса геометрии 7 класса
Сформирован-ность познаватель-ных интересов, интеллектуаль-ных и творческих способностей учащихся.
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсаль-ном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Структури-руют знания.
Предвосхищают временные характеристи-ки достижения результата (когда будет результат?).
Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Само-стоятельное решение задач по готовым чертежам
2
2
Вводное повторе-ние (повторе-ние и обобще-ние)
Признаки и свойства парал-лельных прямых. Теорема о сумме углов треуголь-ника и ее следст-вия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треуголь-ника; теорема о неравенстве треугольника.
Уметь: решать основные типы задач курса геометрии 7 класса
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Структури-руют знания.
Предвосхища-ют результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Учатся разре-шать конф-ликты – выяв-лять, иденти-фицировать проблемы, искать и оце-нивать альтер-нативные спо-собы разре-шения конф-ликта, прини-мать решение и реализовы-вать его.
Само-стоятельная теорети-ческая работа с после-дующей взаимопро-веркой, само-стоятельное решение задач по темам повторения
Глава V. Четырехугольники
14 ч
14 ч
3
1
Много-угольники (изучение нового материала)
Понятия много-угольника, выпуклого мно-гоугольника, четы-рехугольника как частного вида выпуклого четы-рехугольника. Сумма углов выпуклого много-угольника, четы-рехугольника.
Знать: определения многоугольника, выпуклого мно-гоугольника, че-тырехугольника как частного ви-да выпуклого че-тырехугольника; теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, четырехугольника с доказательст-вами. Уметь: решать задачи по теме
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Проверка домашнего задания
4
2
Много-угольники (закрепле-ние изучен-ного)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника, четырехугольника.
Знать: определения многоугольника, выпуклого мно-гоугольника, че-тырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольни-ка; теоремы о сумме углов выпуклого мно-гоугольника, че-тырехугольника. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и эксперимен-тальной проверки выдвигаемых гипотез.
Создают структуру взаимосвя-зей смысловых единиц текста.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаружи-вают отклонения и отличия от эталона.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.
Теорети-ческий опрос, индивидуаль-ная работа по карточкам, само-стоятельная работа обучающего характера
5
3
Паралле-лограмм (изучение нового материала)
Введение понятия параллелограмма, рассмотрение его свойств.
Знать: определение параллелограм-ма, его свойства с доказательст-вами.
Уметь: решать задачи по теме
Умение ясно, точно, грамот-но излагать свои мысли в устной и пись-менной речи, понимать
смысл постав-ленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Разработка теоретических моделей процессов или явлений.
Выделяют количест-венные характе-ристики объектов, заданные словами.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Проверка домашнего задания
6
4
Признаки параллело-грамма (комбини-рованный)
Признаки параллелограмма
Знать: признаки параллелограмма с доказательст-вами.
Уметь: решать задачи по теме
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, пу-тем пере-формулирования, упро-щенного пе-ресказа текста, с выделением только су-щественной для решения задачи информации.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам, само-стоятельное решение задач
7
5
Решение задач по теме "Па-раллелог-рамм" (закрепле-ние изу-ченного)
Понятие параллелограмма, его свойства и признаки
Знать: определение параллелограм-ма, его свойства и признаки. Уметь: решать задачи по теме
Представление о математи-ческой науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам, само-стоятельная работа
8
6
Трапеция (комбини-рованный)
Понятие трапеции и ее элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеций. Свойства равнобедренной трапеции.
Знать: определения трапеции и ее элементов, рав-нобедренной и прямоугольной трапеций; свойства равнобедренной трапеции с доказательст
вами.
Уметь: решать задачи по теме
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математи-ческих задач.
Формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Умеют заменять термины определе-ниями.
Определяют последовательность промежу-точных целей с учетом конечного результата.
Вступают в диалог, участ-вуют в кол-лективном обсуждении проблем, учатся владеть монологи-ческой и диалоги-ческой фор-мами речи в соответствии с граммати-ческими и синтаксиче-скими нор-мами родного языка.
Проверка домашнего задания
9
7
Теорема Фалеса (комбини-рованный)
Теорема Фалеса
Знать: теорему Фалеса с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Способность к эмоциональному восприятию математиче-ских объектов, задач, решений, рассуждений.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Составляют план и последовательность действий.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпада-ющих с собственной.
Теорети-ческий опрос, про-верка дома-шнего зада-ния, само-стоятельное решение за-дач по гото-вым черте-жам с после-дующей проверкой, самосто-ятельная работа обучающего характера
10
8
Задачи на построе-ние (комбинированный)
Деление отрезка на п равных частей
Уметь: решать задачи по теме
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;.
Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования.
Выделяют формальную структуру задачи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Теоретиче-ский опрос, проверка до-машнего за-дания, рабо-та по инди-видуальным карточкам, самостоя-тельное ре-шение задач с после-дующей проверкой
11
9
Прямо-угольник (комбини-рованный)
Прямоугольник и его свойства.
Знать: определение прямоугольника и его свойства с доказательст-вами.
Уметь: решать задачи по теме
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объектив-ности, способ-ности к прео-долению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Принимают познаватель-ную цель, со-храняют ее при выпол-нении учеб-ных действий, регулируют весь процесс их выполне-ния и четко выполняют требования познаватель-ной задачи.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Проверка домашнего задания
12
10
Ромб, квадрат (комбини-рованный)
Определения, свойства и признаки ромба и квадрата.
Знать: определения, свойства и признаки ромба и квадрата. Уметь: решать задачи по теме
Воспитание качеств лич-ности, обеспе-чивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятель-ные решения;
Умение принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Анализи-руют условия и требования задачи.
Самостоятельно формули-руют познава-тельную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся аргу-ментировать свою точку зрения, спо-рить и отста-ивать свою позицию не-враждебным для оппонен-тов образом.
Проверка домашнего задания, самостоя-тельное решение задач по теме урока
13
11
Решение задач по теме «Прямо-угольник. Ромб. Квадрат» (закрепле-ние изу-ченного)
Прямоугольник и его свойства. Определения, свойства и признаки ромба и квадрата.
Знать: определения, свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата. Уметь: решать задачи по теме
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Умение понимать и использовать математические средства нагляд-ности (графики, диаграммы, таб-лицы, схемы и др.) для иллю-страции, интер-претации, аргу-ментации.
Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодейст-вия.
Теоретиче-ская само-стоятельная работа, про-верка дома-шнего зада-ния, само-стоятельная работа обу-чающего характера
14
12
Осевая и централь-ная симметрия (комбини-рованный)
Определения осевой и центральной симметрии
Знать: определения и свойства осевой и центральной симметрии. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Выбирают знаково-символиче-ские средства для построения модели.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Планируют общие способы работы.
Самостоя-тельная работа
15
13
Решение задач (повторе-ние и обобще-ние)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника, четырехугольника. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки
Знать: определения многоугольника, выпуклого мно-гоугольника, че-тырехугольника как частного ви-да выпуклого че-тырехугольника; сумму углов вы-пуклого много-угольника, четы-рехугольника; определения, свойства и приз-наки прямо-угольника, па-раллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса. Уметь: решать задачи по теме
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Структурируют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Проверка домашнего задания
16
14
Контроль-ная работа (Урок контроля ЗУН учащихся)
Умение контролиро-вать процесс и результат учебной математиче-ской деятельности.
Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Осознанно и произволь-но строят речевые высказыва-ния в письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Придержива-ются мора-льно-этиче-ских и психо-логических принципов общения и сотрудничест-ва.
Контрольная работа
Глава VI. Площадь
14 ч
14 ч
17
1
Площадь многоуго-льника (комбини-рованный)
Понятие площади. Основные свойства площадей. Формула для вычисления площади квадрата.
Знать: понятие площади; основ-ные свойства площадей; формулу для вычисления площади квадрата. Уметь: решать задачи по теме
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Сличают свой способ действия с эталоном.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адек-ватное меж-личностное восприятие.
Контроль за работой над ошибками.
18
2
Площадь прямо-угольника (изучение нового материала)
Формула площади прямоугольника.
Знать: формулу площади прямоугольника. Уметь: решать задачи по теме
Убежденность в возможности познания при-роды, в необ-ходимости ра-зумного ис-пользования достижений науки и тех-нологий для дальнейшего развития чело-веческого об-щества, ува-жение к твор-цам науки и техники, отно-шение к мате-матике как эле-менту общече-ловеческой культуры.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выражают структуру задачи разными средствами.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаружи-вают отклонения и отличия от эталона.
Демонстри-руют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверитель-ные отношения взаимопони-мания.
Проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самостоя-тельная работа обуч-ающего характера с последу-ющей самопровер-кой по готовым ответам и указаниям к решению
19
3
Площадь параллелограмма (комбини-рованный)
Формула площади параллелограмма
Знать: формулу площади параллелограмма с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Выполняют операции со знаками и символами.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Теоретиче-ский опрос, проверка до-машнего за-дания, рабо-та по инди-видуальным карточкам, самостоят-ельное ре-шение задач с после-дующей проверкой
20
4
Площадь треуголь-ника (комбини-рованный)
Формула площади треугольника
Знать: формулу площади треугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Умение ясно, точно, грамот-но излагать свои мысли в устной и пись-менной речи, понимать смысл постав-ленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Выбирают, сопоставля-ют и обосно-вывают способы решения задачи.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, самостоя-тельная работа в ра-бочих тетра-дях, само-стоятельное решение за-дач с после-дующей проверкой
21
5
Площадь треуголь-ника (комбини-рованный)
Формула площади треугольника
Знать: теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по острому углу, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональ-ности и экономи-чности.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, са-мостоятель-ная работа обучающего характера с последу-ющей само-проверкой
22
6
Площадь трапеции (комбини-рованный)
Формула площади трапеции
Знать: формулу площади трапеции с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Представление о математи-ческой науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Определяют последовательность промежуточ-ных целей с учетом конечного результата.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания
23
7
Решение задач на вычисле-ние пло-щадей фигур (закрепле-ние изу-ченного)
Понятие площади. Основные свойст-ва площадей. Фор-мулы для вычис-ления площади квадрата, паралле-лограмма, тре-угольника, прямоугольника, трапеции, ромба
Знать: понятие площади; основ-ные свойства площадей; фор-мулы для вычи-сления площади квадрата, прямо-угольника, тре-угольника, па-раллелограмма, трапеции, ромба. Уметь: решать задачи по теме
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математиче-ских задач.
Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и эксперимен-тальной проверки выдвигаемых гипотез.
Выделяют и формули-руют познавательную цель.
Составляют план и после-довательность действий.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Теорети-ческий тест, проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
24
8
Решение задач на вычисле-ние пло-щадей фигур (закрепле-ние изу-ченного)
Понятие площади. Основные свойст-ва площадей. Формулы для вычисления площади квадрата, параллелограмма, треугольника, прямоугольника, трапеции, ромба
Знать: понятие площади; основ-ные свойства площадей; фор-мулы для вычи-сления площади квадрата, прямо-угольника, тре-угольника, па-раллелограмма, трапеции, ромба. Уметь: решать задачи по теме
Способность к эмоциональ-ному восприятию математи-ческих объектов, задач, решений, рассуждений.
Разработка теоретических моделей процессов или явлений.
Осущест-вляют поиск и выделение необходи-мой информации.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Самосто-ятельная работа
25
9
Теорема Пифагора (изучение нового материала)
Теорема Пифагора, прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза
Знать: теорему Пифагора с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Применяют методы информа-ционного поиска, в том числе с помощью компьютер-ных средств.
Принимают познаватель-ную цель, сохраняют ее при выполне-нии учебных действий, регулируют весь процесс их выполне-ния и четко выполняют требования познаватель-ной задачи.
Вступают в диалог, участ-вуют в кол-лективном об-суждении про-блем, учатся владеть моно-логической и диалогиче-ской формами речи в соот-ветствии с грамматиче-скими и син-таксическими нормами род-ного языка.
Контроль за работой над ошибками.
26
10
Теорема, обратная теореме Пифагора (комбини-рованный)
Теорема, обратная теореме Пифагора, прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза
Знать: теорему, обратную теореме Пифагора, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объектив-ности, способ-ности к прео-долению мыс-лительных сте-реотипов, вытекающих из обыденного опыта;.
Формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Осознанно и произволь-но строят речевые высказы-вания в устной и письменной форме.
Самостоятельно формули-руют позна-вательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Теорети-ческий опрос, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
27
11
Решение задач по теме "Теорема Пифагора" (закрепле-ние изучен-ного)
Теорема Пифаго-ра, теорема, обратная теореме Пифагора, прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза
Знать: теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме
Воспитание качеств лич-ности, обеспе-чивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятель-ные решения;.
Формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Выбирают наиболее эффектив-ные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Теоретиче-ский опрос, самосто-ятельное ре-шение задач по готовым чертежам с последу-ющей про-веркой, са-мостояте-льная работа
28
12
Решение задач (закрепле-ние изучен-ного)
Понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора.
Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информацион-ном обществе.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Извлекают необходи-мую инфор-мацию из прослушан-ных текстов различных жанров
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Проверка домашнего задания, са-мостоятель-ное решение задач с по-следующей проверкой
29
13
Решение задач (повторе-ние и обобще-ние)
Самостоятель-ность в при-обретении новых знаний и практических умений.
Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования.
Структури-руют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Учатся аргу-ментировать свою точку зрения, спо-рить и отста-ивать свою позицию не-враждебным для оппонен-тов образом.
Проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
30
14
Контроль-ная работа (Урок контроля ЗУН учащихся)
Умение конт-ролировать процесс и результат учебной мате-матической деятельности.
Овладение навы-ками самоконт-роля и оценки результатов своей деятельности, умениями пред-видеть возмож-ные результаты своих действий.
Осознанно и произволь-но строят речевые высказыва-ния в письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Придержива-ются мора-льно-этиче-ских и психо-логических принципов об-щения и со-трудничества.
Контрольная работа
Глава VII. Подобные треугольники
20 ч
20 ч
31
1
Определе-ние подобных треуголь-ников (комбини-рованный)
Определение подобных треугольников. Понятие пропорциональ-ных отрезков. Свойство биссектрисы угла
Знать: определение подобных треу-гольников; поня-тие пропорцио-нальных отрез-ков; свойство биссектрисы угла. Уметь: решать задачи по теме
Развитие интереса к математиче-скому творчеству и математиче-ских способностей.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме.
Определяют основную и второсте-пенную информа-цию.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодейст-вия.
Самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
32
2
Отноше-ние площадей подобных треуголь-ников (комбини-рованный)
Теорема об отно-шении площадей подобных тре-угольников, по-добные треуголь-ники, понятие пропорциональ-ных отрезков, свойство биссектрисы угла
Знать: теорему об отношении площадей подобных треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Умение принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Ориенти-руются и восприни-мают тексты художест-венного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Определяют последовательность промежуто-чных целей с учетом конечного результата.
Планируют общие способы работы.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самосто-ятельная работа
33
3
Первый признак подобия треуголь-ников (комбини-рованный)
Первый признак подобия треугольников
Знать: первый признак подобия треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Умение понимать и использовать математические средства нагляд-ности (графики, диаграммы, та-блицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.
Составляют план и последовательность действий.
Обменива-ются зна-ниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания
34
4
Решение задач на примене-ние пер-вого приз-нака подо-бия тре-угольни-ков (закре-пление изучен-ного)
Первый признак подобия треугольников
Знать: первый признак подобия треугольников. Уметь: решать задачи по теме
Умение ясно, точно, грамот-но излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл постав-ленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Выделяют и формули-руют проблему.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Теоретиче-ский опрос, самосто-ятельное решение за-дач по гото-вым черте-жам с после-дующим об-суждением, самостоятельная работа обучающего характера
35
5
Второй и третий признаки подобия треуголь-ников (комбини-рованный)
Второй и третий признаки подобия треугольников
Знать: второй и третий признаки подобия тре-угольников с до-казательствами. Уметь: решать задачи по теме
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самосто-ятельно создают алгоритмы деятель-ности при решении проблем творческого и поискового характера.
Принимают познаватель-ную цель, сохраняют ее при выполне-нии учебных действий, регулируют весь процесс их выполне-ния и четко выполняют требования познаватель-ной задачи.
Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Самосто-ятельное решение задач по готовым чертежам и в рабочих тетрадях с последу-ющим обсужде-нием
36
6
Решение задач на примене-ние признаков подобия треуголь-ников (закрепле-ние изученно-го)
Признаки подобия треугольников
Знать: признаки подобия треугольников. Уметь: решать задачи по теме
Представление о математи-ческой науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Анализи-руют объект, выделяя существен-ные и несущественные признаки.
Самостоятельно форму-лируют по-знавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся раз-решать конф-ликты – выяв-лять, иденти-фицировать проблемы, искать и оце-нивать альтер-нативные спо-собы разре-шения конф-ликта, прини-мать решение и реализо-вывать его.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самосто-ятельная работа
37
7
Решение задач (повторе-ние и обобщение)
Теорема об отношении площадей подобных треугольников, подобные треугольники, понятие пропорциональ-ных отрезков, свойство биссектрисы угла, признаки подобия треугольников
Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональ-ных отрезков; свойство биссектрисы угла; признаки подобия треугольников; теорему об отношении площадей подобных треугольников. Уметь: решать задачи по теме
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении мате-матических задач.
Умение плани-ровать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследователь-ского характера.
Структури-руют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Учатся управ-лять поведе-нием партнера - убеждать его, контро-лировать, кор-ректировать и оценивать его действия.
Контроль за работой над ошибками.
38
8
Контроль-ная работа (Урок контроля ЗУН учащихся)
Умение конт-ролировать процесс и результат учебной математиче-ской деятельности.
Овладение навы-ками самоконт-роля и оценки результатов своей деятельности, умениями пред-видеть возмож-ные результаты своих действий.
Осознанно и произ-вольно строят рече-вые выска-зывания в письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Придержива-ются мораль-но-этических и психологи-ческих прин-ципов обще-ния и сотру-дничества.
Контрольная работа
39
9
Средняя линия треуголь-ника (комбини-рованный)
Средняя линия треугольника, теорема о средней линии треугольника
Знать: определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Способность к эмоционально-му восприятию математиче-ских объектов, задач, решений, рассуждений.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Составляют целое из частей, самосто-ятельно достраивая, восполняя недоста-ющие компоненты.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Устанавли-вают рабочие отношения, учатся эффек-тивно сотруд-ничать и способство-вать продук-тивной кооперации.
Контроль за работой над ошибками.
40
10
Свойство медиан треуголь-ника (комбини-рованный)
Медианы треугольника, свойство медиан треугольника
Знать: свойство медиан треугольника. Уметь: решать задачи по теме
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;.
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средст-ве моделирования явлений и процессов.
Выбирают основания и критерии для срав-нения, сери-ации, клас-сификации объектов.
Сличают спо-соб и резуль-тат своих действий с заданным эталоном, об-наруживают отклонения и отличия от эталона.
Развивают умение инте-грироваться в группу сверстников и строить про-дуктивное взаимодейст-вие со сверст-никами и взрослыми.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания, самосто-ятельная работа
41
11
Пропорциональные отрезки (комбини-рованный)
Среднее пропорциональное (среднее геометрическое) двух отрезков; теорема о пропорциональ-ных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты
Знать: определение среднего пропорциональ-ного (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о про-порциональных отрезках в пря-моугольном тре-угольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины пря-мого угла. Уметь: решать задачи по теме
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объектив-ности, способ-ности к прео-долению мыс-лительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Устанавли-вают причинно-следствен-ные связи.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.
Проверка домашнего задания
42
12
Пропорциональные отрезки в прямо-угольном треуголь-нике (закрепле-ние изученно-го)
Среднее пропорциональное (среднее геометрическое) двух отрезков; теорема о пропорциональ-ных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты
Знать: определение среднего пропор-ционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о про-порциональных отрезках в пря-моугольном тре-угольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины пря-мого угла. Уметь: решать задачи по теме
Воспитание качеств личности, обеспечива-ющих социальную мобильность, способность принимать самостоятелные решения;.
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами.
Строят логические цепи рассужде-ний.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличност-ное восприятие.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самосто-ятельная работа
43
13
Измери-тельные работы на местности (комбини-рованный)
Признаки подобия треугольников
Уметь: применять теорию о подобных треугольниках при измерительных работах на местности
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информацион-ном обществе.
Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и эксперимен-тальной проверки выдвигаемых гипотез.
Выдвигают и обосно-вывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Проверка домашнего задания
44
14
Задачи на построе-ние методом подобия (закрепле-ние изученно-го)
Признаки подобия треугольников
Знать: теорию по подобию фигур. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Разработка теоретических моделей процессов или явлений.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавли-вать отношения между ними.
Определяют последовательность промежу-точных целей с учетом конечного результата.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.
Проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач
45
15
Задачи на построе-ние мето-дом подо-бия (за-крепление изучен-ного)
Признаки подобия треугольников
Знать: теорию по подобию фигур. Уметь: решать задачи по теме
Сформирован-ность познаватель-ных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Формирование умений воспри-нимать, перера-батывать и предъ-являть инфор-мацию в словес-ной, образной, символической формах.
Создают структуру взаимосвя-зей смысловых единиц текста.
Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Проверка домашнего задания, самосто-ятельная работа
46
16
Синус, косинус, тангенс острого угла пря-моугольного тре-угольника (изучение нового материала)
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника
Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса остро-го угла прямо-угольного тре-угольника; ос-новные тригоно-метрические тождества. Уметь: решать задачи по теме
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностя-ми.
Формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Выделяют количес-венные характери-стики объектов, заданные словами.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач
47
17
Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60° (изучение нового материала)
Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60°
Знать: значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°. Уметь: решать задачи по теме
Мотивация образователь-ной деятельности школьников на основе личностно ориентирован-ного подхода.
Формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Восстанавливают пред-метную си-туацию, описанную в задаче, пу-тем пере-формулиро-вания, упро-щенного пе-ресказа текста, с вы-делением только существен-ной для ре-шения зада-чи инфор-мации
Принимают познаватель-ную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познаватель-ной задачи.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самосто-ятельное решение задач с последу-ющим обсужде-нием
48
18
Соотношения между сторонами и углами в треуголь-нике (закрепле-ние изученно-го)
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоуголь-ного треуголь-ника. Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60°. Среднее пропор-циональное (сред-нее геометри-ческое) двух отрезков; теорема о пропорцио-нальных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты
Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометри-ческие тож-дества; значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Самостоятельно формули-руют познава-тельную цель и строят действия в соответствии с ней.
Вступают в диалог, учас-твуют в кол-лективном обсуждении проблем, учатся владеть монологи-ческой и диалогиче-ской формами речи в соот-ветствии с грамматическими и синтак-сическими нормами род-ного языка.
Теорети-
ческий опрос, проверка домашнего задания, самосто-ятельная работа
49
19
Решение задач (повторе-ние и обобщение)
Знать: определение средней линии треугольника; теорему о сред-ней линии тре-угольника; свойство медиан треугольника; определение среднего пропор-ционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о про-порциональных отрезках в пря-моугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямо-го угла; понятия синуса, косинуса и тангенса остро-го угла прямо-угольного тре-угольника; ос-новные тригонометрические тождества; зна-чения синуса, косинуса и тан-генса для углов, равных 30°, 45° и 60°. Уметь: решать задачи по теме
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования.
Структурируют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Теоретический тест с последующей самопроверкой, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой по готовым ответам
50
20
Контрольная работа (Урок контроля ЗУН учащихся)
Умение контролиро-вать процесс и результат учебной математиче-ской деятельности.
Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Осознанно и произвольно строят речевые высказыва-ния в письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Придержива-ются морально-этических и психологи-ческих принципов общения и сотрудни-чества.
Контрольная работа
Глава VIII. Окружность
16 ч
16 ч
51
1
Взаиморасположение прямой и окруж-ности (комби-нирован-ный)
Прямая, окружность, взаимное расположение
Знать: различные случаи расположения прямой и окружности. Уметь: решать задачи по теме
Критичность мышления, умение рас-познавать логически некорректные высказывания, отличать гипо-тезу от факта.
Разработка теоретических моделей процессов или явлений.
Умеют заменять термины определениями.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Самосто-ятельное решение задач с последу-ющим обсужде-нием
52
2
Касатель-ная к окружнос-ти (комбини-рованный)
Прямая, окружность, взаимное расположение, касательная и ее свойство
Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойст-ва отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки, с доказа-тельствами. Уметь: решать задачи по теме
Представление о математи-ческой науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаружи-вают отклонения и отличия от эталона.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Теорети-ческий тест, проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
53
3
Касатель-ная к окруж-ности (закрепле-ние изучен-ного)
Прямая, окружность, взаимное расположение, касательная и ее свойство, свойство касательных, проведенных из одной точки к окружности
Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойст-ва отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки, с доказат-ельствами. Уметь: решать задачи по теме
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математи-ческих задач.
Формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Выделяют формальную структуру задачи.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой, самосто-ятельная работа
54
4
Градусная мера дуги окруж-ности (изучение нового материала)
Окружность, дуга окружности, градусная мера дуги, центральный угол
Знать: понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла.
Уметь: решать задачи по теме
Способность к эмоционально-му восприятию математиче-ских объектов, задач, решений, рассуждений.
Формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Вносят корре-ктивы и допо-лнения в спо-соб своих действий в случае расхо-ждения эта-лона, реаль-ного действия и его продукта.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции
Проверка домашнего задания
55
5
Теорема о вписанном угле (изучение нового материала)
Окружность, дуга окружности, градусная мера дуги, центральный угол, вписанный угол
Знать: теорему о вписанном угле и ее следствия с доказательства-ми.
Уметь: решать задачи по теме
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Анализи-руют условия и требования задачи.
Выделяют и осознают то, что уже усво-ено и что еще подлежит усвоению, осознают ка-чество и уро-вень усвоения.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Проверка домашнего задания, самостоя-тельное решение задач с последу-ющей проверкой
56
6
Теорема об отрезках пересека-ющихся хорд (комбини-рованный)
Хорда окружности, диаметр, теорема об отрезках пересекающихся хорд
Знать: теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;.
Овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей, планирования.
Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Определяют последовательность промежу-точных целей с учетом конечного результата.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Теоретиче-ский опрос, самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
57
7
Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы" (закрепле-ние изученно-го)
Окружность, дуга окружности, градусная мера дуги, центральный угол, вписанный угол, теорема о вписанном угле
Знать: понятия центрального и вписанного уг-лов; теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд. Уметь: решать задачи по теме
Воспитание качеств личности, обеспечива-ющих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме.
Выбирают знаково-символи-ческие средства для построения модели.
Составляют план и последовательность действий.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Теорети-ческий опрос, проверка домашнего задания, самосто-ятельная работа
58
8
Свойство биссектрисы угла (комбини-рованный)
Свойство биссектрисы угла
Знать: свойство биссектрисы угла и его следствия с доказательства-ми.
Уметь: решать задачи по теме
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информацион-ном обществе.
Умение принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Вступают в диалог, участ-вуют в кол-лективном обсуждении проблем.
Самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
59
9
Середин-ный перпенди-куляр (комбини-рованный)
Серединный перпендикуляр, свойство серединного перпендикуляра
Знать: понятие серединного перпендикуляра; теорему о серединном перпендикуляре с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Выражают структуру задачи разными средствами.
Принимают познаватель-ную цель, со-храняют ее при выполне-нии учебных действий, ре-гулируют весь процесс их выполне-ния и четко выполняют требования познаватель-ной задачи.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Теорети-ческий опрос, самосто-ятельное решение задач по готовым чертежам с последу-ющей проверкой
60
10
Теорема о точке пересече-ния высот треуголь-ника (комбини-рованный)
Теорема о точке пересечения высот треугольника
Знать: теорему о точке пересечения высот треугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Развитие интереса к математическому творчеству и математи-ческих способностей.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Выполняют операции со знаками и символами.
Самостоятельно формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, са-мостоятель-ное решение задач по го-товым чер-тежам с по-следующей проверкой
61
11
Вписанная окруж-ность (изучение нового материала)
Понятия вписанной и описанной окружностей. Теорема об окружности, вписанной в треугольник.
Знать: понятия вписанной и описанной окружностей; теорему об окружности, вписанной в треугольник, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Выбирают, сопостав-ляют и обосновы-вают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
62
12
Свойство описанно-го четырех-угольника (комбини-рованный)
Свойство описанного четырехугольника
Знать: свойство описанного четырехугольни-ка с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностя-ми.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Проводят анализ спо-собов реше-ния задачи с точки зре-ния их раци-ональности и эконо-мичности.
Ставят учеб-ную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся аргу-ментировать свою точку зрения, спо-рить и отста-ивать свою позицию не-враждебным для оппонен-тов образом.
Теоретиче-ский опрос, самосто-ятельная работа обучающего характера
63
13
Описанная окруж-ность (изучение нового материала)
Описанный около окружности многоугольник и вписанный в окружность многоугольника. Теорема об окружности, описанной около треугольника
Знать: понятие описанного око-ло окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника; теорему об окружности, описанной около треугольника, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Мотивация образователь-ной деятель-ности школь-ников на осно-ве личностно ориентирован-ного подхода.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Принимают познав.цель, сохраняют ее при выполне-нии учебных действий, регулируют весь процесс их выполне-ния и четко выполняют требования познавател. задачи.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодейст-вия.
Самосто-ятельное решение задач с последу-ющей проверкой
64
14
Свойство вписанно-го четырех-угольника (комбини-рованный)
Свойство вписанного четырехугольника
Знать: свойство вписанного четырехугольни-ка с доказательством. Уметь: решать задачи по теме
Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений.
Понимание сущ-ности алгоритми-ческих предписа-ний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Выделяют и формули-руют познавательную цель.
Самостоятельно формули-руют познава-тельную цель и строят действия в соответствии с ней.
Планируют общие способы работы.
Теоретиче-ский опрос, проверка домашнего задания, самостоя-тельная работа
65
15
Решение задач (повторе-ние и обобщение)
Касательная, точ-ки касания, отрез-ки касательных, проведенных из одной точки, цент-ральный и вписан-ный углы, сере-динный перпен-дикуляр, вписан-ная и описанная окружности; свойство касатель-ной и ее признак; свойство отрезков касательных, про-веденных из одной точки, теорема о вписанном угле и ее следствия; тео-рема об отрезках пересекающихся хорд; свойство биссектрисы угла и его следствия; теорема о сере-динном перпенди-куляре; теорема о точке пересечения высот треуголь-ника; теоремы об окружностях: вписанной в треугольник и описанной около треугольника; свойства описанного и вписанного четырехугольни-ков.
Знать: определения касательной, точки касания, отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки, централь-ного и вписан-ного углов, серединного пер-пендикуляра, вписанной и описанной окружностей; свойство каса-тельной и ее признак; свойст-во отрезков каса-тельных, прове-денных из одной точки, теорему о вписанном угле и ее следствия; теорему об отрезках пересе-кающихся хорд; свойство бис-сектрисы угла и его следствия; теорему о сере-динном перпен-дикуляре; теоре-му о точке пере-сечения высот треугольника; теоремы об окружностях: вписанной в треугольник и описанной около треугольника; Уметь: решать задачи по теме
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Структурируют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Теоретический тест, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой
66
16
Контроль-ная работа (Урок контроля ЗУН учащихся)
Умение контролиро-вать процесс и результат учебной математиче-ской деятельности.
Овладение навы-ками самоконт-роля и оценки результатов своей деятельности, умениями пред-видеть возмож-ные результаты своих действий.
Осознанно и произвольно строят речевые высказыва-ния в письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Придерживаются морально-этических и психологи-ческих прин-ципов обще-ния и сотруд-ничества.
Контрольная работа
Повторение курса геометрии за 8 класс
4 ч
4 ч
67-68
1-2
Повторе-ние по темам «Четырех-угольни-ки», «Пло-щадь» (повторе-ние и обоб-щение)
Основные определения и теоремы по теме
Знать: основные определения и теоремы по теме повторения. Уметь: решать задачи по теме
Сформирован-ность познава-тельных интересов, интеллектуаль-ных и творческих способностей учащихся.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Структури-руют знания.
Осознают качество и уровень усвоения.
Демонстри-руют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверитель-ные отноше-ния взаимо-понимания.
Тест с последу-ющей проверкой
69-70
3-4
Повторе-ние по темам «Подоб-ные треуголь-ники», «Окруж-ность» (повторе-ние и обоб-щение)
Основные определения и теоремы по теме
Знать: основные определения и теоремы по теме повторения. Уметь: решать задачи по теме
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностя-ми.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Структури-руют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональ-ную поддержку партнерам.
Теоретиче-ский тест, самосто-ятельное решение задач по готовым чертежам
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Геометрия. 8 класс».
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
Основная школа
1
2
3
5
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по математике
Д
Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.
1.2
Примерная программа основного общего образования по математике
Д
1.3
Учебник по геометрии для 7-9 классов
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
1.4
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса
Ф
1.5
Сборник контрольных работ по геометрии для 8 класса
Ф
Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
1.6
Научная, научно-популярная, историческая литература
П
Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.
1.7
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
П
1.10
Методические пособия для учителя
Д
2.
Печатные пособия
2.1
Таблицы по геометрии для 7-9 классов
Д
Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
2.2
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.
3.
информационно-коммуникативные средства
3.1
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
Д/П
3.2
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
Д/П
3.3.
Инструментальная среда по математике
Д
4.
Экранно-звуковые пособия
4.1
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов
Д
5.
Технические средства обучения
5.1
Мультимедийный компьютер
Д
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
5.2
Сканер
Д
5.3
Принтер лазерный
Д
5.4
Мультимедиапроектор
Д
5.5
Средства телекоммуникации
Д
Включают: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет.
5.6
Экран (навесной)
Д
Размеры 1,5х1,5 м
6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1
Аудиторная доска
Д
6.2
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Д
Комплект предназначен для работы у доски.
6.3
Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
Д
7.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
7.1
Компьютерный стол
Д
7.2
Шкаф секционный для хранения оборудования
Д
7.3
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Д
7.4
Ящики для хранения таблиц
Д
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ