Рабочая тетрадь по геометрии для учащихся 5 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений

Государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Ковалевского Краснодарского края.







Рабочая тетрадь

по геометрии

для учащихся 5 класса специальных

( коррекционных) образовательных

учреждений.



Составила учитель математики

Степовикова Наталья Васильевна.












2010г.



Повторение.


Геометрия очень интересная и увлекательная наука. Геометрия – это часть математики и возникла она очень давно, в древние времена. Эта наука возникла из практических потребностей человека измерять землю. Как наука геометрия оформилась в Древней Греции. Слово "геометрия" в переводе с древнегреческого означает "землемерие. (гео -земля метрио – измеряю) Геометрические знания были необходимы людям во все времена, для того чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях.

Эти знания и сейчас нужны рабочим, инженерам, строителям. летчикам.

Геометрия – это наука о различных фигурах и их положении в пространстве.

1.Определите вид линий изображенных на рисунке 1.


1 2 3 4


5 6 7 8 9

рис. 1

1, 3, 8-…………………………………………………………………………………

5, 7-……………………………………………………………………………………

2-………………………………………………………………………………………

4-………………………………………………………………………………………

2. Найдите на рисунке замкнутые и незамкнутые линии. Выпишите номера сначала замкнутых линий,………………….. а затем -незамкнутых……………………………..

3. Назовите фигуры 2, 5,7 изображенные на рисунке 1. Какими линиями образованы границы этих фигур.

4 . Рассмотрите ломаную линию, изображенную на рисунке 2. Определите сколько отрезков включает, данная ломаная. Обозначьте концы каждого отрезка…………………………………………………………………………………

рис. 2

Стулу родственник он близкий,

Не высоки и не низкий.

Ножки есть, а спинки нет,

И зовется………


5. Назовите многоугольники, изображенные на рисунке 3. Какая линия образует границы многоугольников? Обозначьте буквами вершины.


1 2 3 4

рис. 3

6. Измерьте и запишите длину каждого отрезка ломаной линии АОТК на рис. 4.

рис. 4


АО= ОТ= ТК=

Сложите полученные числа и получите длину ломаной АОТК.

АОТК=АО+ОТ+ТК=…………………………………………………………………



7. Найдите и запишите длину замкнутых ломаных линий изображенных на рис. 5. Границы, каких многоугольников образуют данные замкнутые ломаные линии.

С

О

К

рис. 5


АОКС=…………………………………………………………………………………

АЕМТ=…………………………………………………………………………………

АКС=…………………………………………………………………………………


8. Отложите, при помощи циркуля, последовательно длину каждого отрезка ломаной АЕСРМК на прямой а. Измерьте и запишите длину, получившегося отрезка. …………………………………………………………………………..


а

М


рис. 6

Глиняный обычно он

У народов всех времен.

В сказках селится в нем джинн,

Называется ………………..




9. Отложите, на прямой с, последовательно длину каждого отрезка ломаной АЕСР. Измерьте и запишите длину, получившегося отрезка. Границы, какой фигуры образует данная замкнутая ломаная линия.

с

рис. 7


10. Обозначьте получившуюся ломаную на рис. 8 и найдите ее длину.

………………………………………………………………………………………….

рис. 8


11. Постройте ломаную незамкнутую линию, которая состоит из звеньев следующей длины АО= 2 см 5 мм ОС=4 см 2 мм СВ=3 см 2 мм. Найдите длину ломаной.





АОСВ=………………………………………………………………………………


12. Постройте замкнутую ломаную линию, которая состоит из пяти звеньев (длину звеньев выберите сами) Обозначьте вершину ломаной. Какую фигуру образует данная ломаная?









Подчеркни:

что тяжелее? (арбуз, мяч, гиря 40 кг.).

кто сильнее? (лиса, мышь, заяц, волк).

что теплее? (купальник, шуба, плащ).


Углы.



13. При помощи чертежного угольника определите вид углов изображенных на рис. 9 и запишите…………………………………………………........................

…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

1 2 3

. 4 5 6

рис.9



14. При помощи чертежного угольника начертите два одинаковых острых угла и два неодинаковых тупых угла.











15. Установите, сколько углов изображено на рис. 10. Определите вид каждого угла.


рис. 10




16. Выделите среди многоугольников, изображенных на рис. 11 прямоугольники и квадраты.



1 2 3 4

5 6 7 8

рис. 11

Прямоугольники……………………………… Квадраты………………………………………

В избушке живет, без прохожих скучает.

У нее, говорят, костяная нога,

В лесу она изредка в ступе летает,

Все знают ее: это…



17. Постройте прямоугольник с основанием 5 см 5 мм и боковой стороной 3 см 3 мм. Обозначьте его буквами. Назовите противоположные стороны.








18. Достройте прямоугольный треугольник до квадрата на рис. 12. Обозначьте его и назовите противоположные стороны.


рис. 12

19. Из палочек сложите фигуру, как показано на рис. 13. Переложите две палочки, так чтобы, получился прямоугольник.



рис. 13


20. На рис. 14 изображены две стороны прямоугольника. С помощью чертежного угольника и линейки достройте прямоугольник и измерьте его стороны.



рис. 14


21. Вставьте вместо точек пропущенные слова:

У квадрата и прямоугольника все углы …………………………………. .

У прямоугольника противоположные стороны …………………………..


22. Какие фигуры изображены на рис. 15. Назовите фигуру, которая находится вне треугольника АВС. Какая фигура пересекает треугольник? Какая фигура находится внутри?

В

А С

рис. 15

23. Определите, какие фигуры изображены на рис. 16. Как расположена окружность по отношению к квадрату. Измерьте стороны квадрата и радиус окружности и постройте такой же чертеж.




рис. 16

Шум и веселье в масках все лица.

Здесь каждый шутить и дурачиться рад.

В пляску пускаться и в вальсе кружиться

Нас приглашает большой …




24. Среди фигур, изображенных на рис. 17 найдите окружности.


Окружности …………………………



1 2 3 4



5 6 7 8

рис. 17


25. Постройте окружность радиусом 2 см.










Найди и подчеркни лишнее слово.

а) Белизна, береза, доброта, красота.

б) Клумба, радуга, глубина, стена.








Периметр многоугольника.


26. Найдите длину замкнутой ломаной линии АОК изображенной на рис.18. Какую фигуру образуют звенья ломаной?

АОК=…………………………………………………………………………….

27. Постройте отрезок равный длине замкнутой ломаной линии АСВЕ, изображенной на рис. 19. Какую фигуру образуют звенья ломаной?

рис.18 рис. 19




31. Достройте ломаную линию СМКТ, изображенную на рис. 20, до квадрата. Какую линию образуют границы квадрата? Вычислите длину данной ломаной линии.

……………………………………………………………………………………..

К

Т










С

М



рис. 20











32. Измерьте стороны многоугольников изображенных на рис. 21. Найдите сумму длин сторон каждого многоугольника. Заполните таблицу.




О

А

М

О

рис. 21





Сумма длин сторон

треугольника АОК

Сумма длин сторон

прямоугольника СМТК

Сумма длин сторон

пятиугольника МКТСО

АОК=АО+ОК+КА=

СМТК=СТ+ТМ+МК+КС=

МКТСО=МК+КТ+ТС+СО+

+ОМ=



Сумма длин сторон многоугольника называется периметром. Периметр обозначается латинской буквой Р (читается " пэ)




Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.

а) Саша не брат Васе. А кто же тогда Саша Васе?

б) Как будут звать Сашу и Васю по имени отчеству, когда они вырастут?

в) Как зовут дедушку Васи и Саши?



33. Назовите многоугольники, изображенные на рис. 22. Что нужно сделать, чтобы найти периметр каждого многоугольника? Вычислите периметр каждого многоугольника.

1 2 3

рис. 22

АСМ=…………………………………………………………………………………

КТВС=…………………………………………………………………………………

АКВОТ=………………………………………………………………………………


34. Начертите квадрат, у которого длина стороны равна см. Обозначьте вершины квадрата. Найдите периметр этого квадрата. Определите, во сколько раз периметр квадрата больше его стороны.

…………………………………………………………………………………………











35. Постройте прямоугольник, длины смежных сторон которого равны 5см3мм и 3см мм. Вычислите периметр данного прямоугольника.

……………………………………………………………………………………









36. Определите, какая фигура построена на рис. 23. Достройте ее до треугольника. Вычислите периметр получившегося треугольника.

…………………………………………………………………………………..



рис. 23

Делает он табуретки и стулья,

Вот смастерил и для скрипки футляр,

Сделал для пчелок два новеньких улья.

Как этот мастер зовется?...


37.Закончите предложения:

Чтобы найти периметр прямоугольника необходимо…………………….…… ………………………………………………………………………………………….

Периметр прямоугольника обозначается буквой….

Если найти сумму длин сторон многоугольника, то узнаешь …………………

38.Построй квадрат, у которого длина стороны рана см. Обозначьте вершины квадрата. Найдите периметр этого квадрата, используя действия умножения. Во сколько периметр квадрата больше его стороны?

………………………………………………………………………………………





39. Периметр квадрата равен 20см. Как найти длину стороны квадрата?

…………………………………………………………………………………………


40.Построить квадрат, периметр которого равен 12см…………………………..









41. Построить квадрат, периметр которого равен длине отрезка АС, изображенного на рис. 24 ………………………………………………………….


А С

рис.24







42. Вычислить периметр многоугольника, изображенного на рис. 25 двумя способами.

1 способ (арифметический). Измерьте длину каждой стороны и найдите сумму длин сторон многоугольника.

КМ=………… МС=…………… СВ=…………… ВК=………………………

КМСВ=………………………………………………………………………………

2способ(графический). Перенесите длину каждой стороны с помощью циркуля на прямую линию одну за другой. Измерьте длину отрезка.

рис. 25

Целый день она стрекочет,

Рассказать всем что-то хочет.

Длиннохвоста, белобока

Востроглазая…







43. На рис.26 изображена окружность, радиус которой см. Рассмотрите внимательно рисунок и определите периметр квадрата ОВСЕ.

……………………………………………………………………………………..

В

рис. 26 рис. 27

44. Известно, что в треугольнике АВС, изображенном на рис. 27 все стороны равны, а периметр равен 12см. Определите, чему будет равна длина каждой стороны. ………………………………………………………………………………


45. Постройте квадрат со стороной 3см. Проведите внутри квадрата отрезок так, чтобы образовались два прямоугольника. Вычислите периметр каждой фигуры.








………………………………………………………………………………………

46. Длина стороны квадратной скатерти равна 1м 20см. Чему будет равна длина бахромы для отделки скатерти ………………………………………… …………………………………………………………………………………….

Прочитайте слова:

правдивость

робость

искренность

злость

находчивость

аккуратность

коварство. Сколько здесь слов написано? Найди спрятанное слово.

Различение треугольников по видам углов.


47. На рис. 28 определите прямой, острый и тупой угол. Достройте углы так, чтобы получились треугольники. Выделите вершину прямого острого и тупого угла. Обозначьте буквой.









рис. 28

48. Соедините отрезками вершины 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 ломаной линии на рис. 29. Какие фигуры у вас получились? Определите, с помощью чертежного угольника, из каких углов состоят данные фигуры?


2

рис.29


49. По указанным на рис. 30 вершинам постройте треугольник. С помощью чертежного угольника, определите вид углов в получившемся треугольнике.

<А ………………………… < В……………………..<С…………………………….

А.

.В

.

С рис. 30

Бороздит он океан

И пускает вверх фонтан.

Он в воде и ест и спит

Преогромный чудо-…

50. С помощью чертежного угольника выделите на рис. 31 треугольники с прямым, тупым углом и острыми углами. ………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

5


рис 31

51. Выделите среди треугольников, изображенных на рис. 32. прямоугольные треугольники…………………………………………………………………………

1 2 3 4

5 6 рис. 32 7 8

52. Какие из треугольников, изображенных на рис. 32 являются остроугольными…………

53. Определите среди треугольников, изображенных на рис. 32 тупоугольные…………………………….

54.Закончите предложение:

В треугольнике АОС изображенном на рис. 33 угол О тупой. Это значит, что треугольник АОС ……………………………………………………………….

О


А

рис 33 рис. 34

55. Определите с помощью чертежного угольника вид угла А в треугольнике АКЕ, изображенном на рис.34. Вставьте нужные слова в следующее утверждение. Если в треугольнике АКЕ угол А …………………., то из этого следует, что треугольник АКЕ … ………………………………………………

56. Постройте с помощью чертежного угольника тупой угол и прямой угол . Достройте их так, чтобы получился тупоугольный треугольник и прямоугольный треугольник.












В песнях народных воспета,

К дубу клонилась и к тыну,

Гроздьями ягод одета

Красная наша…


57. На окружности, изображенной, на рис. 35 отмечены точки А, К М. Соедините их отрезками. Какой треугольник получился?


рис. 35 рис. 36


58. Какой угол образуют отрезки, проведенные в окружности на рис.36. Соедините концы этих отрезков. Какой треугольник получился? Чем являются отрезки 1 и 2 по отношению к окружности.


59. Выделите на рис. 37 прямоугольные треугольники. Определите их количество………………………………………………………………..

рис.37






60. Может ли быть треугольник с двумя прямыми углами? ………………………

Треугольник с двумя тупыми углами?......................................................................

Треугольник с тупым и острым углом?.......................................................................

Заполните таблицу.

Какие у треугольника углы

Название треугольника

Как выглядит треугольник

Все углы острые



Один угол прямой



Один угол тупой



Чем похожи и чем отличаются следующие фигуры?

61. Определите с помощью чертежного угольника вид треугольников, изображенных на рис.38.


рис. 38 рис. 39


62.Определите вид треугольника АМК, изображенного на рис. 39 .Проведите из вершины М отрезок на основание АК. На сколько треугольников разделил проведенный отрезок треугольник АМК? Какие это треугольники?


63. Сравните треугольники, изображенные на рис. 40. Как называются эти треугольники? Что у них общего? Чем они отличаются?

1………………………………… 2……………………………………………

1 рис. 40 2

Общее …………………………………………………………………………………

Различаются…………………………………………………………………………..


Различие треугольников по длинам сторон.


64. Измерьте стороны каждого треугольника, изображенного на рис. 41 и запишите результаты измерений. На основании измерений сделайте вывод о длине сторон каждого треугольника.

1 2 3

рис. 41

1………………………………………………………………………………………

2………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………





Перышки с синей подсветкой,

Желтое брюшко у птички.

Прыгает с ветки на ветку,

Тенькает звонко…


65. Соедините отрезками точки, изображенные на рис. 42. Определите вид получившегося треугольника. Измерьте длину сторон данного треугольника. Что можно сказать о длине сторон данного треугольника.


А . . В



рис. 42 . С


АВ=…..................... ВС=…………………… СА=……………………

…………………………………………………………………………………………

66. Известно, что у треугольника АОТ изображенного на рис. 43, две стороны равны (АО=ОТ). Можно ли назвать треугольник АОТ равносторонним? Если нет, то почему? При каком условии треугольник АУТ был бы равносторонним?

67. Сколько треугольников изображено на рис.44? Определите их вид.

………………………………………………………………………………..


рис. 43 рис. 44


68.Определите длину сторон в треугольнике КМС на рис. 45. Вставьте вместо точек нужные слова в утверждение. Если в треугольнике КМС все стороны ..…………………….., следовательно, треугольник КМС …………………………

рис. 45

У него большое брюхо,

И коротеньких два уха,

А еще огромный рот.

Знают все он …


69. Закончите определение каждого из треугольников, вставляя вместо точек нужные свойства сторон данных треугольников.

Треугольник, называется равносторонним, если………………….

……………………… …………………………………………………..

Треугольник, называется разносторонним, если :.….……………………………………………………………………….

Треугольник, называется равнобедренным, если: ….…………………………………………………………………………..


70. Сложите из палочек фигуру, как показано на рис. 46. Переложите одну из палочек так, чтобы получился равносторонний треугольник.


рис. 46



71. Назовите вид каждого треугольника изображенного на рис.47 , в зависимости от длины его сторон и в зависимости от вида его углов. Например:

1- треугольник остроугольный и равнобедренный.

2………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………

4………………………………………………………………………………………

5………………………………………………………………………………………

6………………………………………………………………………………………

7………………………………………………………………………………………

8………………………………………………………………………………………





1 2 3 4

5 6 7

рис. 47

72. Проведите внутри четырехугольника, изображенного на рис. 48, отрезок так, чтобы получилось два треугольника. Определите вид получившихся треугольников в зависимости от вида углов и длины сторон.



рис. 48



73. Вставьте в указанные предложения вместо точек пропущенные слова.

Если в треугольнике, все углы острые и все стороны равны, то такой треугольник называется …….. ……………..

и…………………………….

Если в треугольнике, один угол прямой и две стороны равны, то такой треугольник называется …………………………………….

. и……………………………………………..

Треугольник будет тупоугольным и равнобедренным, если у него ……………………………………………………………………………..


Треугольник будет прямоугольным и разносторонним, если у него ……………………………………………………………………………..


1) Два отца и два сына съели 3 яблока. Каждому досталось по яблоку. Как это получилось?

2) Две мамы, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько их.



Круг, окружность. Линии в круге.


74. Среди фигур, изображенных на рис. 49 выделите окружности.

Окружности:…………………………………………………………..



1 2 3 4

5 6 7 8

рис. 49




75. Отрезок ОА изображенный на рис.50, соединяет точку окружности с ее центром. Как называется отрезок ОА? ………………………………………

рис. 50


76 Начертите отрезок равный 3см 5мм. Постройте окружность так, чтобы отрезок был её радиусом.

У него большие уши

Самый крупный он на суше

И по силе чемпион.

Знаем мы, что это…

77. Определите, какие фигуры изображены на рис. 51. Как они расположены друг относительно друга? Чем являются отрезки АО и ОД в окружности с центром в точке О. Через какую точку проходит отрезок АД? Сколько точек окружности он соединяет?


А

А

D

рис. 51 рис. 52



78. Сколько точек отмечено на окружности, изображенной на рис. 52. Проведите отрезок так, чтобы он соединил данные точки и прошел через центр окружности. Чем являются отрезки АО и ОС?




79. Какой из отрезков, изображенных на рис. 53 , является диаметром? Почему нельзя назвать диаметром линии 1, 2, 4? Какими свойствами диаметра, указанными в определении, не обладают данные линии?





рис. 53


80. Начертите окружность радиусом 3 см. Проведите в ней несколько диаметров.

Закончите утверждение:

Отрезок СК соединяет две точки окружности и проходит через ее центр.

Из этого следует, что отрезок СК……. .


81. Установите, какой отрезок в окружности, изображенной на рис. 54, является диаметром. Почему отрезки АС и ОМ нельзя назвать диаметрами? При каких условиях эти отрезки были бы диаметрами?

К



Т

рис. 54

82. Постройте окружности с радиусами 2см и 3 см . Постройте диаметр большей окружности и на ней отметьте диаметр меньшей окружности.

83. Измерьте длину диаметра АК, изображенного на рис. 55, и радиусов АО и ОК. Запишите результаты измерений. Сложите длины радиусов. и сравните полученную сумму с длиной диаметра……………………………………………

……………………………………………………………………………………….


К

рис. 55

84. Начертите окружность, обозначьте, ее центр точкой О. В окружности проведите диаметр АВ. На сколько отрезков делит точка О диаметр АВ? Чем являются эти отрезки? Сколько радиусов в диаметре? Во сколько раз диаметр больше радиуса? Во сколько раз радиус меньше диаметра?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Для каких животных характерны эти свойства?

Хитрый, как ; трусливый, как ; колючий, как ; голодный, как ; верный, как ; любопытный, как ; мудрый, как ; сильный, как ; храбрый, как .


85. Используя условные обозначения, изображенные на рис. 56 , вставьте нужные цифры в формулы вычисления длины

диаметра и радиуса.

D=R+ R=D- D-диаметр R-радиус

рис. 56

86. Начертите окружность и проведите в ней несколько диаметров. Сколько диаметров можно провести?


87. Начертите окружность диаметром см.; 5см. Чему будет равен радиус каждой полученной окружности?........................................................................









Резвый очень, хвост трубой,

Он для лошади – ребенок.

Скажет нам теперь любой:

" Это скачет…"


88. Радиус окружности равен см. Может ли длина диаметра этой окружности быть 7 см? ............................

89. Постройте отрезок АС длиной см. Начертите окружность так, чтобы отрезок АС был ее диаметром. Вставьте вместо точек слова из рамки, чтобы получилось верно, определение:

Отрезок соединяющий …… ……….окружности и проходящий через ее цент, называется диаметром.

Отрезок, соединяющий ……. ………окружности с ее центром, называется радиусом.










90. Сколько окружностей изображено на рис. 57.Проведите отрезок так, чтобы он был диаметром для всех окружностей.



рис. 57

91. Соедините стрелками фигуры на рис. 58 внутри, которых находятся окружности с равными диаметрами.


рис. 58

Впиши в скобки нужные слова.

а) гора (рама) маяк

перо (…) салат

б) корова (роза) стрекоза

собака (…) западня

в) гамма гимн диван

перец (…) клоун .




92. В предложении вместо точек вставьте название нужной геометрической фигуры.

1)Диаметр проходит через центр….

треугольника квадрата окружности




2) Диаметр является….

лучом отрезком прямой




Хвост прозрачный, крылья – тоже,

Во всю голову глаза.

С муравьем она не схожа

Попрыгунья-…



9

Е

3. Определите, сколько точек отмечено на окружности, изображенной на рис. 59 соедините их отрезком. Закончите предложение:

Отрезок СК соединяет … точки окружности.

Р

рис. 59 рис. 60

Отрезок, соединяющий любые две точки окружности, называется хордой.

94. Среди отрезков, проведенных в окружности, изображенной на рис. 60, найдите хорды. Почему нельзя назвать хордой отрезки СД и ОЕ?

95. Начертите окружность и проведите в ней несколько хорд и диаметр.









96. Постройте окружность. Проведите в окружности диаметр АЕ и хорду КС. Можно ли диаметр окружности назвать хордой? Почему? Можно ли хорду КС назвать диаметром окружности? Почему?








97. Известно, что отрезок АС- хорда окружности. Что из этого следует? Начните свой ответ так: " Из этого следует, что отрезок АС соединяет…."


Внимательно прочитайте определения диаметра и хорды. Подчеркните общую часть в этих определениях. Какие свойства общие у диаметра и хорды? Чем они отличаются?

Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр, называется диаметром.

Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой.

Один сторож, много веток,

Все по горнице гуляют,

Сор повсюду разметают.

98.Измерте длину каждой хорды на рис. 61. У какой хорды самая большая длина? Чем является эта хорда?

М

………………………………………………………………………………………….…………

рис. 61 рис. 62

99. Определите, какие фигуры изображены на рис. 62. Выделите хорды окружности. Не прибегая к измерениям, установите, равны ли эти хорды? Почему? .................................................................................................................


100. Среди отрезков, проведенных в окружности, изображенной на рис. 63. Выделите красным цветом - радиусы, зеленым - диаметры, синим – хорды.


рис. 63 рис. 64


101. Выберите на рис. 64 фигуру, название которой можно вставить вместо точек в следующее предложение:

Радиус, диаметр и хорда это…….


102. Определите, какая фигура расположена внутри окружности, изображенной на рис. 65 соедините противоположные вершины этой фигуры отрезками. Какие отрезки получились? Чем являются данные отрезки в

окружности? Чем являются стороны фигуры?

рис. 65 рис. 66

103. Определите вид треугольника изображенного на рис. 66. Постройте окружность так, чтобы треугольник оказался внутри окружности, а стороны ОА и КО были радиусами данной окружности. Чем будет сторона АК в получившейся окружности? ………………………………………………..


Один пьет, другой льет,

Третий зеленеет, да растет.


104. Определите чем являются отрезки АК и МТ в окружности, изображенной на рис. 67? Определите при помощи чертежного угольника вид углов образованных при пересечении данных отрезков.

рис.67


1)Нарисуй фигуру по ее описанию:

Многоугольник, у которого три стороны.

2) Запиши двузначное число, которое делится на 3 и оканчивается цифрой 7. Сколько таких чисел?........................................................................................














105. Определите, какие дуги отмечены на окружности, изображенной на рис.68.


106. Установите на сколько дуг делят окружность точки А и С на рис. 69 . Выделите красным карандашом, дугу, которая больше полуокружности, зеленым карандашом – дугу, которая меньше полуокружности .

107. Кривая АВС является частью окружности, изображенной на рис. 70. Что из этого следует?

С

рис. 68 рис. 69 рис. 70

108. Выберите из рамки и вставьте в предложение пропущенное слово, чтобы

получилось верное утверждение.

Дугой называется часть ….

треугольника окружности прямой

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.


109. Определите, сколько дуг окружности содержит узор на рис.71. Постройте при помощи циркуля такой же узор.




рис. 71

110. Определите, какие геометрические фигуры изображены на рис. 72. Запишите их названия, выделите красным карандашом границы фигур 2и 3.

__________________________________________________________________

1 2 3 4

рис. 72

111. Постройте окружность радиусом см. Обведите окружность красным карандашом, круг закрасьте, синим карандашом.











112. Постройте окружность радиусом 2 см мм. Обозначьте центр окружности точкой О. На окружности отметьте точку К. Соедините точки О и К отрезком. Чем является отрезок КО?

113. Опираясь ни рис. 73 вставьте в предложения нужные слова.

Радиусом называется отрезок, который соединяет … … с … … .


рис. 73

114. Начертите окружность радиусом 2 см мм. Обозначьте центр окружность точкой О .Проведите внутри окружности отрезок АС так , чтобы точки А и С лежали на окружности , а сам отрезок проходил через центр окружности .


Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр, называется диаметром . (D)


115. На рис. 74 изображено несколько окружностей. Выделите те окружности, в которых проведен диаметр…………………………………………………………

1 2 3


4 5 6

рис. 74

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.


116. Постройте окружность радиусом см. мм. Провидите в ней несколько диаметров, обозначьте их. Как вы думаете сколько диаметров можно провести в окружности?












117. Опираясь на рис. 75 , вставьте в предложение нужные слова: Отрезок АМ соединяет … … … и проходит через … … . Отрезок АМ называется … .



М


118. Установите, какой отрезок в окружности на рис. 76, является диаметром. Почему другие отрезки нельзя назвать диаметрами?.............................................


рис. 76

119. Начертите отрезок АК длиной 5 см. Постройте окружность так, чтобы отрезок АК был ее диаметром. Отметьте центр в построенной окружности. Выделите радиусы и измерьте их длину.












120.Выделите среди отрезков, проведенных в окружности, изображенной на рис. 77, красным цветом радиусы, зеленым цветом диаметры и синим хорды. Сколько треугольников находится внутри окружности? Определите вид каждого треугольника.


рис. 77 рис. 78


121. Определите, какие фигуры расположены внутри окружности, изображенной на рис. 78. Чем являются стороны фигур? Выпишите:

Радиусы…………………………………………………………

Хорды…………………………………………………………..

Диаметры………………………………………………………


Четыре ноги, а ходить не может.


Два брюшка, четыре ушка.



122. Постройте окружность радиусом 3 см. Проведите в полученной окружности радиус, диаметр, хорду.









123. Вставьте вместо точек слова из рамки, чтобы получились верные определения:

Отрезок, соединяющий … … окружности и проходящий через ее центр, называется диаметром.

Отрезок, соединяющий … … окружности с ее центром, называется радиусом.

Отрезок, соединяющий … … окружности называется хордой.

одну точку две точки три точки






Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца, ест и пьет он из корытца.


124. Определите, чем являются отрезки АС и МК в окружности, изображенной на рис. 79.

Сравните данные отрезки по следующему плану:

1) укажите, какими свойствами обладает отрезок АС, как он называется;

2) укажите, какими свойствами обладает отрезок МК, как он называется;

3) определите, что общего между отрезками АС и МК;

4) определите, чем они отличаются.

рис. 79

125. Вычислите, чему будет равен диаметр окружности, если известно, что радиус равен см.? см. мм? см. мм? см. мм?.....................................................

………………………………………………………………………………………….


126. Вычислите, чему будет равен радиус окружности, если известно, что диаметр равен см.? см. мм? см.? 11см? ………………………………………….

…………………………………………………………………………………………


На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.


127. Выделите среди отрезков, проведенных в окружности, изображенной на рис.80,

радиусы, диаметры, хорды. Выпишите их:

Радиусы…………………………………………………………

Хорды…………………………………………………………..

Диаметры………………………………………………………

рис. 80



128. Постройте окружность радиусом см. мм и проведите в ней 4 диаметра, 3 радиуса, и 2 хорды.















Вставь пропущенные слова.


а) …в комнате угла, б) Два березовых коня

ножки у стола. По снегам несут меня.

И по … ножки Кони эти рыжи

У мышки и у кошки. А зовут их ….

в) Скажу я слово: высоко!

А ты ответишь :…!

Скажу я слово: далеко!

А ты ответишь :…!

Скажу тебе я слово: трус!

Ответишь ты :…!

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай …!


Масштаб.



129. Маша хочет сшить себе и кукле Тане фартуки. Мама сказала, что сначала фартуки нужно нарисовать. У фартука для куклы длина 6 см ширина 3 см .

У фартука для Маши длина 60 см ширина 30см.

Почему на рисунке 81 фартуки получились одинаковые?



М 1:10

Фартук для куклы Тани. рис. 81 Фартук для Маши.








130. Детям на уроке труда поручили сделать клумбу для 9 кустов роз. Для каждой розы нужен квадратный участок земли со стороной 50 см. Начертите в тетради участок для одной розы, в масштабе 1:10 , перенесите на отдельный лист, нарисуйте розу и составьте коллективные клумбы разных форм. Смотрите на рис. 82.

1:10.

рис. 82

131. Измерьте длину и ширину учебника по математике, измерьте длину и ширину прямоугольника на рис. 83 и определите в каком, масштабе начерчен учебник по математике? Запишите размеры учебника и масштаб. Начертите в том же масштабе линейку длиной 30 см.

……………………………………………………………………………………..

рис. 83

132.Отрезок длиной 20см на рис. 84 изображен в 3 разных масштабах. Определи в каком масштабе изображен каждый отрезок?

рис. 84

133. Саша нарисовал гусеницу и крокодила одинаковой длины и подписал около гусеницы длина см., а около крокодила м. Что забыл написать Саша, чтобы не было ошибки? ..........................................................................................................

………………………………………………………………………………………….

134.Определи реальные размеры прямоугольника, изображенного на рис. 85. Поместится, ли дядя Степа на этой кровати, если его рост м? Если не поместится, нарисуй другую кровать в том же масштабе.

………………………………………………………………………………………..

М 1:100

рис 85

135.Какие фигуры изображены на рис. 86. Определи размеры этих фигур. Построй их в масштабе 1:2.


рис 86

136. Длина кабинета математики м ширина м. Какой нужно выбрать масштаб, чтобы нарисовать кабинет на листе бумаги? М 1:10 или М 1:100.

Выберите масштаб и нарисуйте в этом масштабе кабинет.









Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?....


137.Закончите предложения:

Если отрезок начерчен в М 1:2 , то его длина …………………………………

Если отрезок начерчен в М 1:10 , то его длина……………………………………..

Если отрезок начерчен в М 1:100 , то его длина……………………………………


138.Рассмотрите рис. 87 и закончите утверждение:

Размеры на чертеже записывают не зависимо от ……………………………


М 1:10 М 1:5

рис. 87

В нашем доме живут два мальчика – Петя и Миша. Фамилия одного из них Иванов, а другого Сидоров. У кого какая фамилия, если Петя старше Сидорова.



Прямоугольник, квадрат.

139. Назовите отрезки, изображенные на рис. 88. Как расположены отрезки относительно друг друга? Какую фигуру они образуют? Достройте при помощи чертежного угольника данную фигуру до прямоугольника. Обозначьте его. Назовите противоположные стороны.

140. На рис. 89 изображены две стороны квадрата. В какой точке они пересекаются? Достройте при помощи чертежного угольника квадрат. Перечислите стороны квадрата, которые имеют точку пересечения (общую вершину). Назовите противоположные стороны квадрата. Имеют ли они общие вершины?

рис. 88 рис. 89



141. Выделите среди многоугольников, изображенных на рис. 90 прямоугольники и квадраты.

Прямоугольники…………………, квадраты……………………………………


1 2 3 4

5 6 7 8

рис. 90



142. Постройте прямоугольник с основанием см. мм и боковой стороной 2 см 5 мм. Обозначьте его буквами. Назовите противоположные стороны.






143. Из палочек сложите фигуру, как показано на рис. 91.Переложите две палочки так, чтобы получился квадрат. Назовите противоположные стороны в прямоугольнике и квадрате на рис. Выделите стороны, которые имеют общую вершину. Как называются эти стороны?

рис. 91


Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.


144. Вставьте вместо точек нужные слова из рамки в указанные ниже предложения.

Противоположные стороны прямоугольника………………………………..

Смежные стороны прямоугольника………………………………..


имеют общие вершины не имеют общих вершин




145. Постройте прямоугольник. Обозначьте его. Назовите смежные стороны прямоугольника и вершины, в которых они пересекаются.







146. Начертите квадрат со стороной 3 см мм. Обозначьте его. Выпишите сначала смежные стороны, а затем противоположные. Чем отличаются смежные стороны от противоположных сторон?






147. Стороны МА и АО квадрата МАОС, изображенного на рис.92 имеют общую вершину А. Что это значит? _______________________________

рис. 92


148. Определите вид треугольника, изображенного на рис. 93. Достройте его до прямоугольника. Обозначьте получившийся прямоугольник и назовите его смежные и противоположные стороны.



рис. 93


Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят.


Кто в году четыре раза переодевается.

149. Постройте прямоугольник, длина смежных сторон которого равна см. и см. Обозначьте его.









150. Постройте прямоугольник и обозначьте его, в котором основание синего цвета, смежные с основанием стороны зеленого и красного цвета, а противоположная основанию сторона черного цвета.











151. Назовите треугольники, изображенные на рис. 94. Определите их вид. Равны ли эти треугольники? Достройте данную фигуру до прямоугольника. Измерьте отрезки АТ и МС. Что можно сказать об их длине? ……………….........................

…………………………………………………………………………………………


рис. 94 рис. 95


152. В квадрате на рис. 95, соедините отрезками вершины А и С, К и О. Измерьте длину, получившихся отрезков. Что можно сказать об их длине?

…………………………………………………………………………………


153.Среди фигур, изображенных на рис.96 выделите те прямоугольники и квадраты, в которых проведены диагонали………………………………

1 2 3 4

рис. 96


154. Начертите прямоугольник, длина смежных сторон которого равна 5 см 4 мм и см.. Обозначьте его. Проведите в нем диагонали . Измерьте и запишите их длины……………………………………………………………………………







рис. 97

155. Определите, какая фигура находится внутри окружности, изображенной на рис. 97. Проведите в этой фигуре диагонали. На сколько отрезков делит точка О каждую диагональ? Чем являются данные отрезки по отношению к окружности? Что можно сказать об их длине?........................................................

…………………………………………………………………………………


156. В прямоугольнике АВСD изображенном на рис. 98 проведено несколько отрезков. Выделите красным цветом только те отрезки, которые являются диагоналями прямоугольника. Почему нельзя назвать диагоналями другие отрезки?

рис. 98

157. Постройте прямоугольник со смежными сторонами 1 см 8 мм и см. мм. Обозначьте его. Проведите в прямоугольнике диагонали. Определите, какой геометрической фигурой являются диагонали. На сколько треугольников делят диагонали прямоугольник. Определите вид каждого треугольника.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………









158. Постройте квадрат. Проведите в нем диагонали. С помощью чертежного треугольника определите вид углов, образовавшихся при пересечении диагоналей. Сколько таких углов?.........................................................................









159. Постройте прямоугольник и квадрат. Рассмотрите внимательно построенные фигуры. Сравните углы прямоугольника и квадрата. Сравните стороны. Установите, что общего у этих фигур, чем они отличаются. Можно ли квадрат назвать прямоугольником? Можно ли прямоугольник назвать квадратом? Почему?








160. У четырехугольника АОКТ, изображенного на рис. 99 ,все стороны равны и все углы прямые. Что из этого следует? Начнем свой ответ так: "Если у четырехугольника АОКТ все стороны равны и все углы прямые, то из этого

с

О

ледует, что…………………………………………………………………………"






Жили – были Белов, Чернов и Рыжов. У одного из них были светлые волосы, у другого – черные, у третьего - рыжие. Цвета волос у друзей не соответствовали их фамилиям. Какой цвет волос у каждого из друзей, если известно, что рыжий сосед Белова?


Б. Св.


Ч. Черен.


Р. Рыж.


(Штриховая линия означает , что Белов не светлый и не рыжий. Сплошной линией покажите, у кого какая фамилия.

























Оглавление

1. Повторение……………………………………….стр.1

2. Углы……………………………………................стр.6

3. Периметр многоугольника……………………..стр11

4.Различение треугольников по видам углов……стр.17

5. Различие треугольников по длинам сторон…..стр. 22

6. Круг, окружность. Линии в круге………………р.26

7. Масштаб………………………………………….стр.43

8. Прямоугольник, квадрат……………………….стр.46

9. Оглавление………………………………………стр.54

10. Литература…………………………………… стр.54









Литература.

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика (под ред. Б. П. Пузанова.) Гуманитарный издательский центр "Владос" 2005 г.



2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Издательство "Просвещение" г. Москва

2004 г.

3.О. А. Бибина " Изучение геометрического материала в 5- 6 классах специальной (коррекционной ) образовательной школы VIII вида."

Пособие для учителя – дефектолога. Гуманитарный издательский центр "Владос" 2005 г.


4 . М. Н Перова, Г. М. Капустина "Математика 5 класс. " Издательство "Просвещение" г. Москва 2004 г.

5. И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова "Гимнастика для ума". Издательство "Просвещение" г. Москва 1997 г.

.

6. Т.И Тарабарина, Н. В. Ёлкина. И учеба, и игра математика. Издательство Академия развития. г. Ярославль 2000 г.


7. Программа для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Гуманитарный издательский центр "Владос" 2001 г.








56


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории геометрия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ