Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету



Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках традиционного урока, так и в неаудиторной самостоятельной работе, которая широко применяется в системе НПО. Дифференцированный подход позволяет развивать личность каждого обучаемого. В группах, как правило, собраны ребята из разных школ. Поэтому не удивительно, что они по-разному усваивают материал. И у каждого своё понимание важности общеобразовательных предметов, их необходимость, возможности использовать в будущем в своей профессиональной деятельности.

Известный психолог Менжинский Н.А. говорил, что «…эффект обучения зависит не только от его содержания, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

Одна из серьезных проблем современного образования – снижение интереса обучающихся к учёбе в целом, к предметам, которые не относятся к их профессии. Входной контроль, проводимый на 1 курсе, показал очень низкий средний балл по химии, в 2013 году он составил – 2,8 балла. Задания были составлены по материалу основной школы. У обучающихся возникали затруднения с пониманием задаваемого вопроса. Ребята не могут выделить главную мысль и суть вопроса, отсутствует логика при выборе ответа. На занятиях не все обучающиеся активны, когда идёт выбор решения поставленной проблемы, когда требуется преодолеть трудности восприятия нового материала, не могут оценить свою работу и работу товарищей.

Необходимость дифференцированного обучения стоит остро, так как образовательное учреждение должно дать возможность каждому выпускнику получить не только диплом специалиста, но и общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Желание может появиться, если дать возможность каждому выбрать задание по силе. На мой взгляд, следует составлять по всем темам разноуровневые задания, которые позволят обучающимся выбрать «свой» вопрос или задание, и постепенно переходить к более сложным. Принцип постепенности необходим, если мы ставим задачу повышения интереса к предмету. Преодоление незнания – процесс трудоёмкий, но преодолев одну ступень, возникает желание подняться выше, быть не слабее остальных.

Дифференцированный подход к обучению, как показывает практика, приносит в итоге положительный результат.

Дифференцированный подход позволяет реализовать творческие возможности большинства обучающихся.

Можно разнообразить задания:

  • составление вопросов по изучаемой теме

  • составление зачетов

  • подготовка презентаций

  • выступление, сообщения о жизни и творчестве ученых

  • составление алгоритмов

  • тестовые задания

  • работа в малых группах

Интерес к предмету появляется, когда обучающийся понимают предложенный на уроке материал. Учитывая психологическую особенность нашего контингента, важно дать почувствовать каждому обучающемуся, что он может не только разобраться в новой теме, но и помочь товарищам. На занятиях применяю тактику «понял сам – объясни другому», как правило, ребята лучше понимают, когда им объясняет одногруппник. При этом у объясняющего идет закрепление темы.

Дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:

  • преподаватель хорошо знает сильные и слабые стороны обучающегося

  • обучающиеся достигли определенного уровня знаний

  • в группе есть коллектив

  • преподаватель знает интересы ребят

Для обучающихся , увлеченных литературой , можно предложить творческое задание «Сера и её упоминание в художественной литературе». Пользуясь литературными источниками, можно рассмотреть нахождение серы в природе и её свойства. При этом устанавливаются межпредметные с литературой, историей, с теорией и практикой. Всё это способствует развитию логического мышления, умение проводить аналогии, расширяют кругозор обучающихся. Сделать обучение гармоничным, показать единство всех предметов в системе образования. При подготовке этого задания можно воспользоваться статьёй [2]. Использование таких заданий позволяет сделать обучение живым и интересным, заинтересовать ребят предметом.

Дифференцированное обучение распространяется не только на работу в аудиторное время, но и внеаудиторные самостоятельные работы.



Задания для дифференцированного обучения



Тема «Окислительно-восстановительные реакции»

Вариант 1.

1. Какие реакции называются окислительно - восстановительными? (I уровень)

2. Вычислите степень окисления элементов в следующих соединениях: ClF3 ; AlN ; Mg(NO3)2 ; KMnO4; (II уровень)

3. Как изменяются окислительно – восстановительные свойства азота в ряду: N-3 ; N0 ; N2+ ; N5+ ; (III уровень)

4. Расставьте коэффициенты методом электронного - ионного баланса для внутримолекулярных О.В.Р.: (III уровень)

а) NaNO3 = NaNO2 + O2 б) NaBrO3 = NaBr + O2

в) CH4 = C2H2 + H2 г) KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Вариант 2.

1. Дайте определение внутримолекулярным О.В.Р. ; реакциям диспропорционирования и межмолекулярным. (II уровень)

2. Вычислите степень окисления элементов в следующих соединениях: (II уровень) Na2SO4 ; NH4NO3 ; Mg2Si ; (NH4)2Cr2O7

3. Расставьте коэффициенты методом электронного - ионного баланса в следующих уравнениях О.В.Р. диспропорционирования: (III уровень)

а) N2O3 = NO + NO2 б) Na2SO3 = Na2S + Na2SO4

в) S + H2O = H2S + SO2 г) NH4NO3 = N2O + H2O

Тема : « Теория электролитической диссоциации и реакции ионного обмена»

Вариант 1.

1. Дайте определение: «электролит», «не электролит». Вещества с каким типом связи относятся к электролитам? (I уровень)

2. Выберите из реакций ионного обмена, протекающих по следующим схемам, реакции идущие до конца: (II уровень)

а) ZnO + H2SO4 б)NaOH + BaCl2

в)Cu(OH)2 + HNO3 г)Na2SiO3 + HNO3

3. Закончите сокращенные ионные уравнения реакций: (III уровень)

а) MgO + H+ = б)Al3+ + OH- =

в)H+ + CO32- = г)Ba2+ + PO43- =

Вариант 2.

1. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? (I уровень)

2. Составьте полные и краткие уравнения реакций ионного обмена, в которых образуются следующие осадки:

а) гидроксид железа(III) б)кремниевая кислота

в)сульфат бария г)карбонат кальция

3. Вставьте пропущенные формулы в сокращенные ионные уравнения: (III уровень)

а) ? + CO32- г) ? + ? = CaCO3

б) 2H+ + SiO32- д) Ag+ + ? = AgCl

В статье представлены некоторые виды работ при дифференцированном подходе к преподаванию химии с целью повышения интереса, как к предмету, так и к процессу обучения. Предложены варианты по двум темам, которые вызывают затруднения в понимании обучающимися.

Список литературы:



1.Г.П.Хомченко Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – М.:Новая волна, 1997. – С.463.

2.И.В.Родыгина, М.Ю.Родыгин «Использование художественной литературы при изучении серы»,// Научно-методический журнал Химия в школе, № 8, 2001.С. – 27-29//.

3.Д.Д.Дзудцова, Л.Б.Бестаева Окислительно-восстановительные реакции. – М.: Дрофа,2008. – С.319.

















5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ