Ионные уравнения, 8 класс
Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа» № 2 г.Лакинска
Собинского района Владимирской области
Конспект урока по химии
в 8 классе
«Ионные уравнения»
подготовила
учитель химии
Рыжова Дарья Алексеевна
г. Лакинск
2015
Цель: сформировать представления о реакциях ионного обмена.
Задачи:
образовательные:
- сформулировать условия необратимости реакций в растворах;
- организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений;
Развивающие:
- выделять существенные признаки реакций ионного обмена;
- развивать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов,
- анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию.
Воспитательная:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов
ПРЕДМЕТНЫЕ
Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»
Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения
Усвоение понятий,
освоение алгоритма написания реакций ионного обмена
действия по образцу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Преобразуют практическую задачу в познавательную
Планируют собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий
Управление свей деятельностью на уроке
совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся
Познавательные УУД
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку
совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
Коммуникативные УУД
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений
Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
ЛИЧНОСТНЫЕ
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
Мотивация на решение проблемы
устойчивый познавательный интерес
Ход урока:
№
Этапы урока
Время
Техника (технология), приёмы, формы работы
Оборудование и учебно-методические материалы
Деятельность учащихся
1
Организационный
1мин
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию
-
Приветствуют учителя, готовятся к уроку
2
Проверка домашнего задания
7 мин
Ученик записывает домашнее задание на доске п.37 упр.4
Доска
Работа в тетрадях. Взаимопроверка.
(Надо написать уравнения диссоциации солей, кислот и оснований.)
Самооценка.
Все верно – «5»
1-3 ошибки – «4»
4-6ошибок – «3»
3
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
2мин
Демонстрационный эксперимент:
Что будет, если смешать растворы двух электролитов?
Учитель смешивает растворы хлорида бария и сульфата натрия.
Что происходит?
Таблица растворимости.
Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;
растворы сульфата натрия, хлорида бария.
Наблюдают и записывают выводы в тетрадь.
4
Усвоение новых знаний
18мин
Составляется уравнение на доске.
NaOH+HNO3↔NaNO3+H2O
Записали молекулярное уравнение.
Найдите формулы электролитов и подчеркните их
Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.
Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).
Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас?
Вода осталась
Какой можно сделать вывод?
Реакция не прошла до конца. Она обратима.
Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца?
3 условия:
образование осадка, газа или воды
(малодиссоциирующего вещества)
Проведем лабораторный опыт №1
лабораторный опыт №2
Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?
Какой можно сделать вывод?
Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.
Получили сокращенное уравнение.
Какой можно сделать вывод?
У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы гидроксида натрия и азотной кислоты.
Пробирка, магний порошок и соляная кислота.
Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и соляной к-ты.
На столах пробирки с хлоридом бария,
серной кислотой.
Записывают уравнение
Подчеркивают формулы электролитов
Получают полное ионное уравнение.
Зачеркивают подобные.
Делают вывод, записывают в уравнении знак
=
Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.
Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.
Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.
записывают уравнения.
Делают вывод.
Выполняют Лаб.опыт №2.
Запись уравнений.
Вывод.
5
Подведение итогов урока
4мин
Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена".
Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов
-
Делают вывод и записывают в тетради:
Реакции ионного обмена
- реакции обмена ионами
- в растворах электролитов
- с образованием неэлектролита
в виде - осадка ()
-газа ()
- малодиссоциирующего вещества (H2O)
6
Закрепление
5мин
Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?
Пары электролитов:
1) Na2SO4 и BaCl2
2) Al(OH)3+HCl
3) Ba(NO3) +HCl
Учитель организует проверку выполнения задания.
Задание на доске
Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)
1)
2)
3) Н2О
4) ↔
Обсуждение в парах.
Самопроверка.
7.
Домашнее задание с комментированием
3мин
Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §38 упр.5
Записывают дом.задание в дневники
Список использованной литературы:
1.Габриэлян О.С. Химия. 8 класс : - М.:Дрофа,2013.-286 с.
2. Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы.- М.: Экзамен. 2012 .- 478 с.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ