Конспект урока для 9 класса "Свойства серной кислоты"
Свойства серной кислоты
Девиз: "Наши знания суть зерна наших творений".
Г. Бюффон
Цели: повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть ее физические и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Образовательные задачи: углубить теоретические знания школьников о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; познакомить с особыми свойствами серной кислоты; показать, в чем сходство серной кислоты с другими кислотами; закрепить умения составлять ионные уравнения, понимать сущность реакций, протекающих в растворах; совершенствовать навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса; определять окислители и восстановители.
Развивающие задачи: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов, при решении химических задач; способствовать развитию умений сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитические способности мышления.
Воспитательные задачи: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, рассматривая окислительно-восстановительные процессы с позиций идеи о взаимосвязи и взаимообусловленности двух противоположных по сущности процессов - окисления и восстановления; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: словесный, наглядный (демонстрационный эксперимент), практический (ученический эксперимент).
Формы обучения: групповая работа
Оборудование и реактивы:
на демонстрационном столе: H2SO4(конц.), сахарная пудра, деревянная лучина, листок бумаги (с надписью раствором кислоты), Сu (проволока), пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички, 2 химических стакана, стеклянная палочка, демонстрационный столик.
на ученических столах: H2SO4(раствор), лакмус, метилоранж, Zn, Fe, Cu, CuO, KOH (раствор), фенолфталеин, CuSO4(раствор), BaCI2(раствор), Ba(NO3)2(раствор), HNO3(раствор), Na2CO3, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, ряд стандартных электродных потенциалов, инструктивные карты по выполнению эксперимента, задания дифференцированного характера.
План урока
Этапы урока
Содержание урока
Деят-ть учителя и
деят. учащихся.
I Организационный
1 Приветствие. Орг. вопросы.
Изложение учителя
II Актуализация опорных знаний
1 Подготовка учащихся к восп- риятию нового матер.
2 Письмо от мультипликационо-
го героя. (Ответы)
Беседа
(ответы на вопросы
письма)
III Изучение нового
материала
1 Задачи урока (постановка).
2 Кислоты.
3 Физические свойства.
4 Химические свойства.
а) общие с др. кислотами.
б) специфические.
Беседа
Работа с учебником
исследовательская работа в группах
изложение учителя
IV Закрепление
материала
Химические свойств кислоты
серной
Выполнение разноуров-
невых заданий и их оценка.
V Заключительный
Итог урока.
Информация о д/з
Беседа.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
I Орг. момент.
II Актуализация опорных знаний Ребята! К нам в школу пришло необычное письмо. Знаменитый Шарик – химик из Простоквашино пользуясь услугами химической
почты прислал нам письмо, которые я хочу представить вашему вниманию, (зачитываю письмо). Ребята! Прежде чем вы дадите ответы на поставленные вопросы, давайте расшифруем все химические понятия, упомянутое Шариком:
степень окисления
окислитель
электролитическая диссоциация
электролит
сильный электролит
ион гидроксония.
III Изучение нового материала я рада, что на все вопросы персонажа из известного мультфильма вы
смогли дать правильные ответы. К тому же мы повторили материал и теперь смело можем перейти к теме нашего урока: (стих-е).
Итак, запишите в свои тетради тему урока: “ Свойства
серной кислоты”
Н2 SO4 - один из важнейших продуктов химической технологии, который находит широкое применения. Чтобы разумно использовать вещество, прежде всего необходимо хорошо знать его свойства.
Как и всегда при изучение соединение мы рассмотрим:
- физические свойства Н2SO4
- химические свойства Н2SO4
а) общие с др. кислотами,
б) специфические.
1 Физические свойства. ( демонстр.Н2SO4)
1а. А теперь прошу вставить структурную формулу серной кислоты.
Для того чтобы познакомится с химическими свойствами H2SO4, нам необходимо вспомнить, какие элементы с точки зрения ТЭД называются кислотами?
Посмотрите и скажите, почему возможно образование
ионов гидроксония.
какими хим. свойствами обладает H2SO4?
Какие условия Р.И.О. известны?
Сейчас вы, выполняя химический эксперимент, проведете реакции с H2SO4 (общие с др. кислотами), запишите уравнения
соответствующих реакций, сделаете вывод.
Результаты эксперимента озвучьте и занесите на доску. Сделайте вывод.
2б Специфические св-ва H2SO4 (к) – Ме (после Н ).
(демонстрация) Cu + Н2 SO4 CuSO4 + SO2 + Н2O.
При взаимодействии с более активными
Ме кроме (AI, Fe, Cr, Ni) продуктами восстановления могут быть как, так и S или. Уравнения химических реакций на примере взаимодействия с Н2SO4 (к) запишите в тетрадь, а дома составьте баланс и расставьте коэффициенты.
Обратите внимание, что разб. Н2SO4 проявляет окислительные свойства за счет Н+, а конц. счет S+6
- гигроскопична ( осушка в ). (процесс + воды )
- Н2SO4 настолько жадно присоединяет к себе Н2О, что даже способна отнимать у веществ элементы, входящие в состав воды (Н и О), # из органических веществ, сахара, клетчатки, крахмала.
демонстрация
а) обугливание деревянной лучины и бумаги.
б) обугливание сахара (уголь частично превращается в
СО2 за счет восстановления Н2SO4 до SO2 Выделяющиеся газы (CО2 и SO2 ) вспучивают остальную массу углерода.)
IV Закрепление знаний.
с/р дифференцированного характера.
“5” закончите уравнения реакций, запишите в молекулярном виде
сост. баланс.
Аg +Н2SO4 (к)
Са + Н2SO4 (к) Н2S +….
“4” С какими из веществ будет взаимодействовать
Н2SO4 (р)
Написать уравнения реакции.
Р2О5, Сu, Аl2О3, К2SO4, МgСО3, Са, Fе (ОН)2.
“3” Закончить практически осуществимые реакции:
Мg + Н2SO4 ( р )
Nа2О + Н2SO4
СuО + Н2SO4
СО2 + Н2SO4
СаСО3 + Н2 SO4
Нg + Н2SO4 (р)
V Заключительный.
Информация о д/з.
Итог урока. Оценки (комментирую)
беседа по вопросам.
- что понравилось на уроке? Почему?
- что бы вы хотели сделать еще раз?
- что можно сделать по – другому?
До свидания. Спасибо за урок.
Дают определение пере - численным понятиям,
а затем отвечают на
вопросы, заданные в письме.
Работа по учебнику c 88.
Запись:
Ф. Св. Ж, Ц, З, t п л =
10,3 С, t к =280 С, р + 1,84 г/м л , Н2SO4 * n Н2О-
гидраты серной кислоты.
ученик
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы гидроксония.
При диссоциации H2SO4
образование H3O + воз-
можно потому, что в молекуле H2SO4 присутствуют сильнополярные связи
О – H.
такие же как и для др.
кислот.
а) с Ме (до Н )
б) с оси амф. окс
в) с основаниями
г) с солями ( если выполняется условие реакций ионного обмена)
- работа в группах
Электронный баланс, указывают окислитель и восстановитель
Запись с кодоскопа в тетрадь.
H2SO4+ nH2O = H2SO4*
nH2o + O +
С2Н22О11 + Н2SO4(к) --
12С + Н2SO4 * 11Н2О +
SO2. (ч/з кодоскоп)
§ 28, баланс.
с 94 “3” в 1 или в 2
“4” в 3 или в 4
“5” в 5 или в 6
дополнительное творческое задание (по
выбору) с 95 в 7 – на
отдельном листе
Многоуважаемые коллеги-химики
9-го класса!!!
Недавно я познакомился с теорией электролитической диссоциации, а также занялся изучением подгруппы халькогенов и их соединений. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возникли неразрешимые вопросы. Помогите мне, пожалуйста, ответить на них.
Вопрос1. Известно, что серная кислота - сильный окислитель; значит, сера в серной кислоте проявляет максимальную степень окисления, равную номеру группы, в которой она находится, т.е. +6. Как же это может быть, если на ее внешнем уровне всего два неспаренных электрона?
Вопрос2. На днях в одной из книг я прочитал, что серная кислота - это с точки зрения теории электролитической диссоциации сильный электролит и в ее водном растворе присутствуют катионы гидроксония. Объясните мне, пожалуйста, что означают эти заумные слова.
С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи!
С уважением, Шарик - химик.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ