Конспект урока химии на тему "Способы классификации химических элементов. Понятие про щелочные металлы и галогены"
Тема:
Способы классификации химических элементов.
Понятие про щелочные металлы и галогены.
Цель:
Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о группах сходных элементов на примере щелочных металлов.
Тип:
Комбинированный урок.
Ход урока.
Организационный момент.
Установочная беседа (знакомство учащихся с технологической картой).
Объяснение нового материала.
Развитие любой науки проходит ряд этапов: изучение, накопление фактов, их классификация, выявление связи между установленными фактами и на основании этого более полное их познание.
В химии к середине ХIX века было известно 63 химических элемента, изучены химические и физические свойства образуемых ими простых и сложных веществ.
Поэтому возникла необходимость их группировки по сходным признакам (т.е. классификация)
В курсе 8 класса мы познакомились с классификацией неорганических соединений.
Вопросы к классу:
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
По каким признакам выделяют эти классы веществ?
Продолжите логическую цепочку и объясните ее:
NaCl → NaOH →Na2O→…
K2SO4 → H2SO4→SO3 →…
Как доказать, что Na2O проявляет основные свойства, а SO3 - кислотные.
Какие простые вещества и с какими свойствами заканчивают эти логические цепочки?
(Знакомство с таблицей «Генетическая связь».)
Следовательно, одна из классификаций химических элементов предлагала деление их на металлы и неметаллы по характерным признакам простых веществ, образуемых этими элементами.
Какие физические свойства характерные только для металлов вы знаете? (металлический блеск, электро-теплопроводность, твердость (кроме Hg).
Какими физическими свойствами могут обладать неметаллы?
Кто лишний в триадах химических элементов и почему?
Mg; Fe; O.
S; Na; P.
Na; Mg; Cl.
Недостаток этой классификации в том, что она не учитывала всех химических элементов и образуемых ими соединений.
Какими свойствами – основными или кислотными - обладают вещества:
а) гидросксид меди ( II)
б) гидроксид цинка ?
Доказать с помощью уравнений реакции.
Следовательно: амфотерность оксидов и гидроксидов свидетельствует о переходном характере образующих их химических элементов.
Zn(OH)2 + 2 HCl →ZnCl2 +2H2O
(основные свойства)
Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2+2H2O
(кислотные свойства)
Вторая классификация делила химические элементы на группы сходных по свойствам элементов, среди которых были группы веществ с противоположными свойствами: щелочные металлы, образующие соединений основного характера и галогены – кислотного.
Основными количественными характеристиками элементов были атомная масса и валентность.
Задание учащимся: - на основании параграфа, выступлений учащихся и знаний, полученных в 8 классе заполнить таблицы и сделать выводы на основе вопросов.
Таблица № 1. Щелочные металлы.
Элемент
Ar
T
Формула оксида
Формула гидроксида
Изменение активности
Li
Na
K
Rb
Cs
6,9
23,0
39,1
85,5
132,9
179
97,8
63,6
39,0
28,6
Li2O
Na2O
K2O
Rb2O
Cs2O
Li OH
Na OH
K OH
Rb OH
Cs OH
Усиливается активность
металла
Таблица № 2
«Галоген» – рождающий соль.
Химический элемент
Ar
Mr
Агрегатное состояние
Формула водородных соединений
Формула солей
Неметаллические свойства убывают, возрастают металлические
F
Cl
Br
J
19
35,5
80
127
38
71
160
254
F2 – газ
Cl2 – газ
Br2 жидкость
J2 – тв.в-во
HF
HCl
HBr
HJ
Na F
Na Cl
Na Br
Na J
Вывод: (после каждой таблицы)
Что общего и чем отличаются простые вещества, образованные данными элементами?
Как изменяются свойства с возрастанием Ar ?
Например:
Щелочные металлы образуют соединения, в которых всегда валентность каждого из этих элементов равна 1. Сходство в физических свойствах простых веществ проявляется в том, что металлы имеют характерный металлический блеск, малую плотность, легкоплавки, теплопроводны и обладают электрической проводимостью. Сходство в химических свойствах проявляется в их реакциях с кислородом, водой, кислотами.
Щелочные металлы тем активнее, чем больше их относительная атомная масса.
Домашнее задание: См. технологическую карту, урок № 1.
Провести инструктаж.
Закрепление и итог урока.
Осуществить цепочку превращения или составить схему, отражающую генетическую связь калия и его соединений, напишите уравнения реакций.
K K2O KOH K2SO4
Кто лишний? H; Li; K; Na
F; Cl; Mn; Br
Напишите по 2 уравнения реакций между:
а) щелочной металл + вода
б) оксид щелочного металла + вода
в) гидроксид щелочного металла + соляная кислота
г) водород + галоген
д) галогеноводород + щелочь
При взаимодействии II валентного металла с водой выделилось 0,05 моль водорода. Определите металл, если известно, что с водой прореагировало 2 гр. металла.
Дано: n (H2)= 0,05 моль
m(Me)=2г
Найти: Me-?
2г 0,05 моль
Me + 2H2O Me(OH) 2 + H2
х г/моль 1 моль
2/х = 0,05/1 ; х = 40.
Ar (Ca) = 40.
Подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и оценивание учебных достижений и навыков.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ